Гимн Смерти Бодлеровских бедняков

Николай Сысойлов
                Строки написаны на основе стиха
                Шарля Бодлера «Смерть бедняков»;
                в каждой строфе каждой части:
                первая строка – Ш.Бодлера (стих внизу),
                остальные – мои, Н.С.


===========================
Гимн Смерти Бодлеровских бедняков
==================================

***
1.
Лишь Смерть утешит нас и к жизни вновь пробудит,
Лишь Смерть нас вознесёт над серой бездной буден,
Лишь Смерть нам даст покой – и мы про боль забудем,
Душой увидев, как загробный мир красив. 

Лишь Смерть — надежда тем, кто наг, и нищ, и сир,
Лишь Смерть омолодит, придав духовных сил.
И, скинув бремя пут, –
_________________ дух будет неподсуден:
За то, что в жизни путь был тяжек, зол и труден.

Лишь Смерть до вечера руководить нас будет:
Она – великий Маг, мессия из мессий,  –
Сотрёт плебейский страх, с огнём его смесив,

И в нашу грудь вольёт свой сладкий эликсир!
И мы услышим звон божественных прелюдий,
И радость вечных грёз в душе у нас пребудет:
Ведь всех, кто беден был – и в злыднях* беспробуден –
Заносит сам Господь в свой райский "икс-массив".

2.
В холодном инее и в снежном урагане,
И в летней знойности, и в предвесенней гамме – 
Ты всюду, Смерть, слышна: играешь на органе,
Когда кому-то шлёшь свой пламенный привет.

На горизонте мрак лишь твой прорежет свет, –
И души сами, сочинив за миг сонет,
Спешат в объятия, читая стих в нирване:
И чем изящней слог – тем ты душе желанней.

Смерть — ты гостиница, что нам сдана заране.
Как сладок там приют, защитница от бед,
Где сроду не соврут, где хамству места нет,

Где всех усталых ждёт и ложе и обед!
Чем лучше стих – тем все удобства многогранней,
Включая тёплый душ и мишку на диване;
Увидеть можно лишь в астральном колебанье,
Что всё для нищих! – это твой "бедняцкий бренд".

3.
Ты — Ангел: чудный дар экстазов, сновидений.
Как ты любезна к тем, кто жил вне славы денег.
Разнообразна сеть посмертных заведений –
Со всеми бла'гами – для тех, кто жил на  грош.

Ты в магнетических перстах ко всем несёшь, –
Кто нищенство влачил, был в сытый мир не вхож, –
Лишь только им несёшь ты искру откровений,
Даря свою любовь и радость удивлений:

Ты оправляешь одр нагим, как добрый гений;
Ты с бедными честна, им сроду не соврёшь,
Ведь нищий для тебя – что скарб, златая рожь:

Святая житница, ты всех равно' сберёшь;
Но только бедному дашь благость утешений,
Избавив душу от уныния лишений,
Простив отчаянье и мелкость прегрешений,
И приступ ярости, и раболепства дрожь.

4.
Отчизна древняя и портик ты чудесный,
Тебе лишь внемлю я, чарующий кудесник,
Тебе я песнь пою, Судьбы и Бога вестник,
О Смерть, прими хвалу, поэтову строфу,
Где чувства гимн трубят,
                вплетая жар в строку,
Где я тебя, любя, невестой нареку, –

Ведущей бедняка туда, в простор небесный!
Полны взаимности, любви глаза невесты:
Сплетая души поцелуем внетелесным,
Невеста-Смерть даёт бессмертье бедняку.
О, Смерть, ты – крылья! и юнцу, и старику,
И юной деве, и старухе бесполезной, –
Всем, кто познал и дно, и горе на веку,
И одинокость, и надрыв души болезной..
Всем, у кого нет сил со дна взлететь,
Ты крылья озарений даришь, Смерть,
Чаруя бездной...

                -----------------------
                в каждой строфе каждой части:
                первая строка – Ш.Бодлера (стих внизу),
                остальные – мои, Н.С.
*злыдни – синоним бедности, а также означает злобных духов (см. подр. внизу)

***
Николай Сысойлов,
08-09.01.2017

Коллаж мой – на основе фото из интернета (Шарль Бодлер; злыдни)

=====================


Шарль Бодлер
«СМЕРТЬ БЕДНЯКОВ»
(пер. Эллиса)

Лишь Смерть утешит нас и к жизни вновь пробудит,
Лишь Смерть — надежда тем, кто наг, и нищ, и сир,
Лишь Смерть до вечера руководить нас будет
И в нашу грудь вольет свой сладкий эликсир!

В холодном инее и в снежном урагане
На горизонте мрак лишь твой прорежет свет,
Смерть — ты гостиница, что нам сдана заране,
Где всех усталых ждет и ложе и обед!

Ты — Ангел: чудный дар экстазов, сновидений
Ты в магнетических перстах ко всем несешь,
Ты оправляешь одр нагим, как добрый гений;

Святая житница, ты всех равно сберешь;
Отчизна древняя и портик ты чудесный,
Ведущий бедняка туда, в простор небесный!

http://loveread.ec/read_book.php?id=15662&p=37#gl_131

==========

Коллаж мой – на основе фото из интернета (Шарль Бодлер; злыдни; - см.ниже)

=====================

Из интернета:

Злы'дни - языческие злобные духи древних славян. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей.

В мифологии украинцев и белорусов злыдни – демонические существа, враждебные человеку, его недоля, беда.
Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любят и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую-нибудь емкость.

Злыдни являются синонимом родственных персонажей: Доля, Недоля, Горе-Злосчастье, Лихо, Беда (укр.) и других.
По поверьям от Недоли или злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, заманить под камень, закопать, и т. п. Они перейдут к тому, кто их освободит, обычно в сказках это завистливый сосед или барин. В русском фольклоре персонаж является одним из имён Недоли (плохой Доли), имеет синонимы: Недоля, Горе, Беда, под которыми упомянуто в Русских народных сказках Афанасьева Горе.

Миф восходит к рубежу XVI—XVII веков, когда на основе народных сказок была составлена «Повесть о Горе-Злочастии», образ которой затем много использовался в литературе, например у Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», С. Я. Маршака «Горя бояться — счастья не видать». В польских народных сказках схожий персонаж, живущий за печкой, может представать в образе голубя, говорящего «я ваша беда», от которого избавляются так же. Похож сюжет сказки «О рыбаке и черте» – рыбак избавился от беды с уловом, обманом связав чёрта и утопив, и чёрт затем стал водяным в омуте.

В народном колдовстве до сих пор есть обряд со схожим назначением, называемый «переклад», при котором проблемы наговариваются на предмет, оставляемый затем на перекрёстке. Похожее значение было и в древнеиудейском обряде «козёл отпущения», при котором брали двух козлов (сравните «счастье» и «горе-злосчастье» из сказки «Две доли»), затем на одного козла наговаривались беды и изгоняли в пустыню, а другого приносили в жертву Богу.
В современном украинском языке слово "злидні" употребляется в значении «бедность».

Как отвадить злыдней (пример):

Каждый год перед новогодними праздниками Ксения начинала тосковать: в гости обязательно придут свекровь и две сестры мужа, которые снова испортят все настроение своими фальшивыми улыбками и постоянной критикой. Ксения уже не раз просила супруга как-нибудь отменить эти «родственные посиделки», но тот стоял на том, что это семейная традиция. И упрашивал Ксюшу потерпеть.

Она и терпела, но если раньше после визитов родственниц просто портилось настроение, то в последние разы Новый год как начинался наперекосяк, так и продолжался. Появились проблемы с деньгами, работой, здоровьем, да и с мужем начался разлад. Ксения пришла к ведунье в уверенности, что недобрые дамы ее прокляли. Проклятия та не увидела, однако сильный сглаз присутствовал - уж очень женщины не любили Ксюшу. А поскольку их визита все равно было не избежать, посоветовала Ксюше попробовать старинный обряд, «отваживающий» от дома ненужных людей.

В именины святого Спиридона - 25 декабря - перед сном Ксения продела в иголку красную шелковую нить, 11 раз ее вокруг иглы обернула и про себя повторяла:

«Спиридон-Спиридон, гони злых вон! Гони-отгоняй, в дом рабы Божьей (имя) не пускай. Пусть других ругают, как собаки лают, а порога дома рабы Божией (имя) не переступают! Аминь!»

После этого иглу с нитью Ксения воткнула под дверной порог. И Спиридон помог! Родственницы, как обычно, пришли. Однако в гостях не засиделись: у всех троих внезапно прихватило животы. Обвинив Ксюшу, что это от ее готовки, злоязыкие женщины буквально убежали. Новый год супруги встретили вдвоем, и праздник оказался куда лучше предыдущих. Да и сам следующий год стал для семьи счастливым: наладилось финансовое положение, появился долгожданный наследник. А свекровь со своими дочками в гости совсем приходить перестала!

=========

Коллаж мой – на основе фото из интернета (Шарль Бодлер; злыдни)