Шкатулка

Надежда Васик
 1.  

    Поезд безвозвратно увозил её вдаль от родного города...Анастасия огромным усилием воли собрала всё, что ей было дорого и навсегда распрощалась с прошлой жизнью, однако оставив с собой самое ценное сокровище, которое мирно сейчас посапывало на её коленях, обняв сиреневого плюшевого зайку Фёдора. Лизоньке исполнилось 3 годика, и она ещё не понимала, как круто поменялась жизнь её мамы, и что спустя всего 20 часов пути они окажутся совсем в ином городе...с другими людьми, с другим климатом...Сейчас кудрявая девочка крепко спала и во сне улыбалась чему- то своему...светлому, радужному. Ласковые мамины руки нежно гладили дитя по голове и родной голос напевал нежную песенку.
    Настя смотрела на проплывающие мимо фонари и перроны и вспоминала… Казалось, ещё совсем недавно всё было иначе. Она трудилась в рекламном издательстве, карьера шла в гору, жизнь казалась лёгкой и воздушной, пока однажды в предрождественский вечер девушка не решила съездить развеяться в центр города. Прозвонив друзей и получив отказ по причине предпраздничной суеты, она поехала одна.
    Город радушно принял Настю в свои горячие объятия... миллионы гирлянд и сотни украшенных живых ёлочек...площадки с выступлениями артистов, точки с продажей пряного глинтвейна и ароматной горячей медовухой. Смех людей и суета захватили девушку, она протискивалась сквозь толпы людей и счастливо улыбалась. Этому задору, этой искренней радости незнакомых людей, которые что- то пели, и пили, и ели, и всё это казалось здесь таким гармоничным!
   Падал крупный пушистый снег, после парочки стаканчиков горячего глинтвейна у неё неожиданно закружилась голова и Настя почувствовала, что сейчас упадёт...но вдруг чьи то руки заботливо поддержали девушку и не дали ей несимпатично упасть на брусчатку. 
     Дальше была сплошная романтика. У мужчины было редкое,но очень красивое имя Арсений.Они сразу нашли общий язык и часами гуляли по Александровскому саду и Манежной площади, хрумкая карамелизированные яблоки и наслаждались атмосферой всеобщего веселья. Сеня покупал Насте горячие каштаны и они, обжигаясь, лопали хрустящее лакомство, запивая согревающим глинтвейном. Девушка нелегко сходилась с людьми, недоверчивый характер отпугивал всех поклонников, но в этот вечер всё было таким естественным, добрым, идеальным, настоящим… и немножечко волшебным!
   Чуть позже, раскрасневшиеся и весёлые, молодые люди набрели на рождественскую ярмарку, где продавали дары щедрой России. Тут были и пуховые платки, и варежки с мимимишными детскими носочками, и Жостовская посуда и изящная Гжель. Радовали глаза и деревянные сувениры, которые вкусно пахли свежим деревом, особенно ярко благоухали работы из можжевельника. Настя с любопытством рассматривала расписные ложки, чашки, пока не увидела чудесные блестящие шкатулки с зимними мотивами. На них были изображены и рождественские гуляния, и сценки из жизни простого крестьянского народа.  И казалось нереальным, как на такой небольшой поверхности можно изобразить подобную красоту! Девушка брала в руки то одну, то другую шкатулку, и они с вкусным клацаньем закрывали и открывали свои лаковые крышечки. И оторваться было почти невозможно, но Арсений вдруг взял ее за руку и уверенно отволок от прилавка, сказав, что это дешёвые подделки. Настоящим Палехом тут и не пахнет, и вытащил из внутреннего кармана куртки крошечную шкатулку, размером всего 8*3 см, на которой была изображена сцена царской охоты.  
-«Вот!!! Вот настоящее произведение искусства, а не те фотографии наклеенные!» И он принялся с азартом рассказывать, что в 10 классе увлёкся Палехской иконописью, глядя на работы своего отца, который был художником от Бога, и славился не только по России – матушке, но и за пределами её. А эту шкатулку, которую с благоговением рассматривала Настя, Арсений собственноручно расписывал тончайшими беличьими кисточками… Собственно, эта работа была первой серьёзной в жизни юноши, и он носил её с собой как некий талисман. Анастасия проводила пальцами по немного выпуклому рисунку, чувствуя покалывания и трепет...Потом посмотрела на крупные сильные ладони Сени и поразилась, как можно изобразить этими вот пальцами тонконогих лошадок и изящных борзых?! Как он смог написать возницу, что казалось, даже слышен его посвист??! Глядя на эту волшебную шкатулку, Настя слышала топот копыт по плотному снежному насту и лай собак, чувствовала азарт охотников и испуг лисы, которая со всех лап убегала, виляя то влево и вправо, пытаясь сбить след погони, и очень хотелось, чтобы эту рыжую красавицу не поймали... 
А в нижнем правом уголке шкатулки девушка заметила маленький скол, а под ним крохотные буковки В.А.П...

 

2.
    А где-то очень далеко, мужчина с шевелюрой цвета соли с перцем, и зеленоватыми глазами, сидел в своей мастерской и сам не заметил, как отложил в сторону кисточку и киноварь. Арсений на время погрузился в тот далёкий январский день и волшебную ночь, которую провёл с красивой весёлой москвичкой…Вспоминал, как впервые увидел в людской толпе это хрупкое существо, смотревшее на всё живо и с нескрываемой радостью. Арсений прокручивал каждую минуту того вечера, залитого шикарной иллюминацией. Помнил, как показал Насте свою шкатулочку, по сути топорную работу, когда рука ещё не была тверда и когда формы не были так идеальны, как сейчас… Он вспомнил выражение лица девушки, когда она рассматривала тот сюжет царской охоты со сворой гончих псов и маленькой рыжей лисичкой. Тёплое чувство, как и тогда, колыхнуло его сердце. Сеня был покорён и изумлён своей новой знакомой… Он знал, что столичные женщины избалованы и себялюбивы. Он несколько раз приезжал по делам в столицу и каждый раз Арсению попадались самовлюблённые фифы с коробом амбиций и недалёким интеллектом. Он проводил с ними вечер, другой и напрочь выкидывал их из своей памяти.

    Настя была другой... живая, любознательная, интересовалась живописью, была подкована в знаниях разных эпох и художников. Любила хорошую литературу и при этом была очень хорошенькой. Невысокого роста, с русыми кудряшками и ослепительно синими глазами, которые смотрели на мир светло и радостно. Но больше всего мужчину привлекала её нежная улыбка, по- детски открытая. И он боялся, что это сон...что сейчас встряхнёт головой и наваждение исчезнет. Но нет, Настя по - прежнему любовалась работой Арсения и поднося шкатулочку к уху, закрывала и открывала крышечку...клац...клац...клац.
    И тогда он обнял девушку и прошептал-" Если она так тебе нравится, я с огромным удовольствием тебе её подарю..." Настя вскинула на него свои длинные ресницы и завизжала от радости. Арсений засмеялся, поцеловал девушку в румяную щечку и показалось, земля ускользает из - под его ног, такое он испытал счастье и восторг...от этой ночи, полной рождественских огней, и от этой милой девушки, которая сжимала его подарок, словно это было самое огромное сокровище на свете...

3.

    За окном всё также проносились незнакомые города и деревья. Настя прилегла поудобнее, переложив дочурку на подушку. Сон не шёл. Под монотонное тыдым-тыдым –тыдым, который с детства так её убаюкивал, ей вспоминалось другое…

    Она помнила тот вечер с Арсением…как они легко и непринуждённо поехали к нему в гостиницу, с какой нежностью и упоением она любила этого первого встречного, по сути, мужчину! Сколько страсти и потаённого огня было испито в эту ночь! А наутро, непонятно почему, она оделась и убежала. Наверно это самая роковая ошибка в её жизни, ведь Настя не спросила даже телефона Арсения! Его имя-это единственное, что девушка знала. Даже откуда он, она не знала. Сеня лишь проговорился, что в Москве ненадолго. О, сколько ночей она провела, рыдая в подушку, виня себя за то бегство! Откуда тот глупый порыв? Что на неё нашло?.. Ответа нет.

   Совсем скоро Настя узнала, что беременна. На работе нерадостно приняли весть о предстоящем декрете. Руководство взяло новый проект, и Настасья была просто необходима компании на все 100%. Но судьба распорядилась иначе и вскоре на свет родилась чудесная девочка с изумрудными глазами и светлыми кудрявыми волосами. Её ангелочек, её светлая радость, её Лизавета. Глядя на свою малышка, Настя поражалась, как сильно изменилась её жизнь. В каждой улыбке о жесте девушка видела того мужчину…её Арсения, с которым провела лишь один, но самый волшебный вечер в своей жизни. И вот сейчас она ехала так далеко от родного города, что невольно внутри всё съёживалось. На работе её отдел проиграл крупный тендер и часть сотрудников сократили. Настя не могла разрываться между малышкой и фирмой и приняла решение уехать к старшей сестре в Сургут. Марина открыла свою юридическую контору и ей  нужна была помощница. А в Москве с работой стало туго, вот Настя и решилась на эту авантюру. За этими мыслями Настя не заметила, как задремала…а очнулась от голоса проводницы, которая сообщила, что скоро крупная станция и будет много пассажиров. За окном светало.

4.

   Прошло какое-то время и в их купе вошёл пожилой мужчина, вежливо поздоровался и сел напротив. Что-то смутно знакомое было в его лице. Словно она уже видела где-то этот пронзительный взгляд и чёрные с проседью густые волосы.

-«Павел Романович Востряков»,-представился попутчик. Настя смутилась. Как –то по старомодному прозвучало это официальное представление, но всё же ответила « Анастасия Николаевна», немного замешкалась и прошептала - «Шереметьева…» Павел Романович тепло улыбнулся и спросил, как зовут маленькое сонное создание, которое испуганно льнуло к матери и посматривало исподлобья своими огромными глазищами. «Лиза…», пробормотала девочка и опять спрятала личико, но через минуту опять с интересом разглядывала широкоплечего дядьку с густой бородкой и большущими ручищами.

   Дальше путь проходил в интересных беседах, попутчик был внимательный, но не лез в душу. Говорили о железной дороге, как всё поменялось за несколько десятилетий, обсуждали современную музыку и профессии, которые были актуальны в данное время.

   Так за разговорами пролетело время, и через полчаса поезд прибывал в пункт назначения. Дорога вымотала Настю, накануне девушка забыла снять линзы и глаза покраснели и начали слезиться. «Лучше поздно, чем никогда», подумала Анастасия и достала из сумочки ту самую шкатулочку с Палеховской миниатюрой, где русские борзые загоняли рыжую плутовку на край шкатулки и где так же был отчётливо виден скол и буквы В.А.П. Она бережно хранила этот подарок-единственное что осталось на память от Арсения,не считая Елизаветы...

    Анастасия открыла шкатулку и положила в неё линзы, аккуратно захлопнула с уютным «клац»…Подняла глаза на пожилого попутчика и не узнала его. Павел Романович сильно побелел и дрожащим голосом спросил, откуда эта вещица… Настя начала рассказывать свою историю…а лицо собеседника всё больше бледнело...Настя перепугалась, и выскочила в коридор,чтобы позвать на помощь проводницу. Краем глаза она заметила на перроне укутанного в пальто человека, а когда со стаканом воды возвращалась- натолкнулась в своём купе на мужчину с волосами цвета соли с перцем. Мужчина не отрываясь смотрел на столик...Он не сразу понял, почему на вагонной столешнице лежит его первая художественная работа... Его давний талисман... Его шкатулка… потом удивленно перевёл взгляд на молодую женщину. Перед ним стояла его златовласая москвичка, которая несколько лет назад, не слова не сказав, покинула его в ту рождественскую ночь…чтобы теперь снова войти в его жизнь уже навсегда…


9.01.2018