О, Крым! Воронцовский дворец!

Серж Пьетро 1
   Дворцово-парковый музей-заповедник в Алупке, известный как Воронцовский дворец,
стал покорителем миллионов сердец!
  Дворцовый ансамбль – жемчужина(!) - из главного и шуваловского корпусов,
библиотеки, часовой и западной башни, зимнего сада – лучшего из садов,
фонтанов, дворцового дворика, летних террас и мраморных лестниц,
ступени которых спускаются практически к самому морю, с фигурами львов.
     Во дворце сто пятьдесят комнат, включая поражающие роскошью парадные,
где находиться каждый был бы рад, -
с антикварной мебелью и картинами, античными статуями, украшающими зимний сад.
     Дворец, окруженный кипарисами и магнолиями, чётко вырисовывается на фоне крымских гор,
увенчанных вершинами Ай-Петри, словно дворцовый сказочный узор.
   Дворец строился по новым, по сравнению с классицизмом, архитектурно-строительным принципам.
Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор,
благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт 
и обрёл свой оригинальный художественно-выразительный образ, очаровывающий взор.
       Воронцовский дворец построен в нео-готическом стиле,
северный фасад центрального корпуса и западная часть дворца - в стиле Тюдоров,
южный фасад венчает «Львиная терраса» - монументальная лестница с тремя парами беломраморных львов!
   Пять корпусов дворца, укреплённых оборонительными башнями,
различными по форме и высоте, с давних пор могли бы стать основой для исследований  знатоков:
они объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.
  Строительство дворца велось из местного камня зеленовато-серого цвета -  диабаза,
по прочности не уступающего базальту, он брался в Алупке из нескольких естественных россыпей сразу.
   Основное декоративное украшение Воронцовского дворца – мотив пологой стрельчатой килевидной арки –
неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов,
контуры которых на фоне синего неба так торжествующе ярки,
и в каменной резной решётке, ограждающей крышу,
и в декоративном убранстве портала южного входа, особо прекрасного в солнечных лучах с утра,
выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.
   В оформлении обращённого к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка
и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью, видной издалека:
«И нет победителя, кроме Аллаха»,  сияющей в золоте  на заре -
так же, как это написано в гранадской Альгамбре.
      Перед южным  фасадом дворца располагается Львиная терраса,
монументальная лестница белого каррарского мрамора – восхищающая краса! -
С обеих сторон ступеней расположены три пары львов, словно вход охраняющие:
первые двое – лежащие -
левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся,
выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.
   Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов, постороенные на века.
     Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свой первоначальный облик.
Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, необыкновенную ауру и лик,
отразившийся в названиях:
Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад,
Голубая гостиная – зачаровывают взгляд!

          Парадный кабинет!
  В его оформлении отчетливо выражены черты английского интерьера первой трети XIX века.
Как и в других комнатах Воронцовского дворца, здесь в отделке применено дерево, сохраняющееся века! -
Массивные двери, оформление окон, панели сделаны из дуба,
потолок производит впечатление деревянного, особенно когда чуть расцвело, ближе к раннему утру,
однако это роспись масляными красками по алебастру .
  Потолок украшает изящный лепной орнамент, который и ныне кажется изящен и нов!
С общим тоном дерева, потолка, панелей прекрасно сочетается цвет камина из мрамора серовато-коричневых тонов.
    Сквозь высокие окна-эркеры открывается прекрасный вид на горы
И на великолепный парк с экзотическими растениями – даже не хочется отрывать от них взоры!
  Стены кабинета оклеены английскими обоями, которые сохранились со времени постройки дворца.
Очень удачно подобран рисунок обоев  –  очарователен в лучах Солнца!
Коричневые и темно-зелёные тона обоев гармонируют и с цветом камина,
и с деревянной отделкой комнаты, которая восхитительна, хотя и старинна!
   Мебель здесь;-;подлинной английской работы начала XIX века -
богато украшенная резьбой, инкрустированная металлом – что на Солнце  переливается, как река!
Вся мебель соответствует парадной торжественности кабинета –
и для зимы, и для весны, и для осени, и для лета!
  Только книжный шкаф чёрного дерева выполнен во Франции в стиле буль.
Оформление парадного кабинета дополняют изделия прикладного искусства ;-;
канделябры, часы, мелкая пластика – всё из бронзы – зачаровывают изысканностью все чувства!

           Ситцевая комната!
Парадный кабинет граничит с небольшой уютной гостиной, где всё располагает к отдыху.
Стены её обтянуты очень модной в те времена ситцевой тканью, представляющей большую ценность,;-;
она сохранилась со времени строительства дворца - уникальная художественная драгоценность.
   Расцветка ситца подобрана в тон мрамора, которым отделан камин.
Мягкие, удобные кресла и диван, тоже обитые ситцем, похожим на весенний жасмин,
по стилю близкие к мебели двора самого -
Александра I.
   В этой комнате присутствуют элементы английской неоготики -
непременный камин, характерный переплёт окна, сквозь которое в комнату стремятся солнечные блики.
   Верхний объём комнаты заполняет хрустальная люстра в виде корзины
и кажется, что она немного уменьшает высоту помещения.
Хрустальные гирлянды, преломляясь в лучах света, вступают в контакт с цветом ситца
и создают игру голубовато-розового отражения.
     Здесь же - работы выдающихся русских живописцев:
    В. Л. Боровиковский, который стремился раскрыть в своих портретах внутренний мир человека, его чаяния,
выразить тонкие движения его души, интимные чувства и переживания,
в «Женском портрете» он изобразил женщину с лёгкой, естественной улыбкой, полной прелести,
милым, живым лицом, лишённым холодной замкнутости;
   С. Ф. Щедрин (1791–1830), проживший много лет в Италии, выбрал для своих пейзажей тихие гавани,
места, в которых протекает жизнь простых итальянцев,  где счастье их жизни - в их гавани:
передача световоздушной среды, солнечного освещения;в картине «Вид в Сорренто» - удивительная картина,
она вся пронизана воздухом, светом -  повторяет мотив, часто встречающийся у Сильвестра Щедрина.
Эту картину Е. К. Воронцова выиграла в Риме в одной из художественных лотерей,
которые в 1840-х годах проводились в Италии по инициативе известного живописца А. И. Иванова -
с целью материальной поддержки русских художников, проживавших за границей.
Жизнь у художников и тогда была сложна, даже сурова!
     В этой же комнате представлены четыре небольшие работы И. К. Айвазовского (1817–1900) -
прославленного русского мариниста, не превзойдённого никем пока.
Поэзией и тонким колористическим решением
отмечены его виртуозно выполненные серебристо-голубые пейзажи Коктебеля и Судака.

          Малая гостиная (Китайский кабинет).
  Малая гостиная (Китайский кабинет)  -
 выделяется наиболее оригинальной отделкой среди всех комнат дворца уже множество лет!
    Крепостные умельцы-лепщики с необычайным искусством отделали потолок под дерево,
выполнили сложный рельефный орнамент – от деревянного не отличишь его.
Крепостные вышивальщицы шёлком и бисером украсили соломенные циновки на стенах.
Восхищают они и ныне! Хочется воскликнуть: «Ах»!
Наличники дверей, высокие панели, пилястры и карнизы, створки стенного шкафчика,
обрамление зеркала над камином;- всё украшено сложным резным узором - красоты река.
    Комната получила название Китайского кабинета,
хотя в декоративном её оформлении очень мало китайских тем -;
только циновки, которыми покрыта верхняя часть стен.
    Узор вышивок на них напоминает декоративные украшения
эпохи итальянского Возрождения;
фигурки амуров, гирлянды вырезанных из дерева плодов и переплетающихся цветов -
также характерны для Италии XIV–XVI веков.
  В переплётах окон, в обрамлении и рельефных фигурках наддверных зеркал
угадываются готические элементы при рассмотрении их невдалеке,
а полочки, расположенные на северной стене, сделаны в подражание восточной мелкой пластике.
    Круглый гостиный и дамский рабочий столики созданы из волнистой берёзы,
в массивных дубовых креслах и стульях с инициалами владельцев дворца
отражается их возвышенная манера  – манера творца -
ценить прекрасное, как диковинные цветы,
вся мебель хорошо сочетается с дубовой отделкой всей комнаты,
вышитая скатерть на столе, нитки в ящике создают в комнате эффект присутствия,
обитаемости интерьера, создают эффект его красоты.   

           Парадный вестибюль!
   Во внутренней планировке дворца умело использован  принцип контрастов:
здесь создано было не просто небольшое место для спасения от налетающих дождей и бурь -
рядом с небольшими уютными залами расположен значительно больший по объему Парадный вестибюль.
    Он занимает центральное место в системе всего Воронцовского дворца и его интерьеров,
в которых вся атмосфера праздничная, нарядная,
он как бы делит дворец на две части;-;восточную, деловую, с парадными кабинетами хозяев и библиотекой
 и западную, предназначенную для отдыха, куда входят гостиная, Зимний сад, столовая, бильярдная.
    Согласно английской традиции холл соединён с жилыми комнатами второго этажа -
посредством витых деревянных лестниц.
Но в отличие от настоящего английского холла здесь антресоли и лестницы закрыты от глаз стеной,
с которой только сверху можно смотреть далеко вдаль и ниц.
    Высокие дубовые панели ветибюля украшены готическими арочками,
словно явившимися для красоты сами.
Массивные тяжёлые потолки, характерные для стиля Тюдор, сделаны из дуба 
и симметрично разбиты рельефами,
которые напоминают архитектурные готические конструкции;- нервюры, созданные арихитектурной игрой,
применённые здесь исключительно в декоративных целях –
прежде в сводчатых потолках они служили опорой.
   Стены, покрашенные масляной тёмно-бордовой краской с золотистыми узорами,
имитируют кожу, тиснённую золотом,
раньше она часто применялась в средневековых замках.
Такие стены хорошо сочетаются с тёмными дубовыми панелями, дверьми, потолком.
    Большие камины облицованы тщательно отшлифованным диабазом.
Верхняя часть каждого камина сделана из одного цельного куска диабаза, при этом -
украшена сложным по профилю срезом и рельефным орнаментом с характерным готическим крестоцветом.
   Из Парадного вестибюля одни двери ведут на северный парадный двор, который цветами очень ярок,
другие;-;на южную террасу, в придворцовый парк.
  Архитектурное оформление корпусов дворца, образующих северный парадный двор,
отличается строгостью и простотой.
Эти черты присущи и декоративной отделке вестибюля, славящейся красотой.
    Небольшой тамбур, украшенный персидскими вышивками,
подготавливает к восприятию иных архитектурных форм и необыкновенно к себе манит.
Он служит своеобразным переходом на светлую южную террасу,
выдержанную в восточном стиле, который там царит.
     Освещение Воронцовского дворца в начале XIX века осуществлялось свечами,
во время балов они горели, возможно, даже до утра,
поэтому в убранство комнат входит большое количество подсвечников, канделябров, бра.
   Вестибюль;дворца -;традиционное место размещения больших парадных портретов,
не доступных лучам палящего южного Солнца,
призванных познакомить посетителя со знатностью и древностью рода,
с высокопоставленными покровителями владельцев дворца.
    Над каминами висят большие парадные портреты Браницких;-;родителей Е. К. Воронцовой.
В них, как и во всех парадных портретах того времени, в манере, внешне образцовой,
художники акцентировали внимание не на психологической характеристике лица,
а на красивой одежде, украшениях, пышных драпировках
и на полуфантастических декоративных пейзажах, создающих фон,
всё в портретах подчинено задаче прославления изображаемых знатных персон.

           Голубая гостиная!
     Голубую гостиную Воронцовского дворца украшают большие фарфоровые вазы, освещённые ярким светом,
изготовленные на императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, 
они гармонично дополняют её своим цветом!
   Гостиная была идеальным местом для устройства домашних спектаклей.
Здесь читали свои стихи Жуковский. Бенедиктов, Толстой, а в зале сидели адмиралы Лазарев, Макаров, Нахимов.
Дуэтом выступали Шаляпин и Рахманинов.
Сюда приглашались знаменитые виртуозы-музыканты
и певцы итальянской оперы – известнейшие в те времена таланты.
   Рядом с несколько мрачным вестибюлем голубая гостиная выглядит особенно нарядной и эффектной!
Здесь много света, льющегося из больших окон-дверей, благодаря чему она становится контрастно-заметной!
По голубым стенам и потолку причудливо вьётся белый лепной узор из воинских щитов и листьев.
На первый взгляд кажется, что узор везде одинаков. Но это лишь несколько первых мгновений.
Вглядевшись внимательно, почти нигде не обнаружишь повторений.
    В лепных узорах - всё новые и новые сочетания стеблей, листьев и цветов,
Различных по оттенкам света и  положению,
По форме их и расположению.
  Английский стиль в оформлении этой комнаты присутствует лишь в готических переплетах оконных проёмов,
в форме выступающего окна-эркера, в непременном, как в древнем замке, камине.
Камин;-;в тон отделки стен;-;облицован белым мрамором и украшен пышным растительным орнаментом,
который прекрасен и ныне.
    В осветительных приборах тоже повторяются растительные элементы, напоминающие картины идилий:
подсвечники канделябров сделаны в виде изящных тюльпанов и лилий.
    Нарядна и мебель в Голубой гостиной.
Несмотря на то, что гарнитур изготовлен для дворца генерал-губернатора в Одессе, как образец красоты,
и привезен в Алупку в конце XIX века, он отлично вписывается в интерьер, дополняя убранство комнаты.
   В ту пору очень распространилось домашнее музицирование – лучшие музыкальные моменты.
Неотъемлемой принадлежностью гостиных были музыкальные инструменты.
Большой белый рояль, изготовленный фирмой Беккер, сиял на Солнце,
очаровывал, словно жемчужина светом, - звуками - всех во дворце!
   Голубая гостиная могла служить и театром, там царил мир искусства – переносящий в чудо портал -
выдвижным деревянным занавесом Голубая гостиная  разделялась на сцену и зрительный зал.
 
      Артистическая!
  За маленькой комнатой, соседствующей с Голубой гостиной, утвердилось название «артистическая».
В её убранстве представлены предметы мебели
и декоративно-прикладного искусства центральной России второй половины XVIII;;- начала XIX века:
настенное зеркало в тяжелой барочной резной раме, массивные консоли
и кресла с резными золочёными накладками, канделябры, создававшиеся на века!
   Творцы подобных изделий в богатых помещичьих усадьбах, как правило, крепостные –
искусства красоты поэты,
среди которых встречалось немало талантливых самородков,
виртуозно владевших ремеслом, сочинявших музыку, писавших портреты.
   Начиная с середины XVIII века портрет являлся необходимой частью усадебного быта, его прелести
и как вид искусства отражал возросшее в послепетровскую эпоху значение человеческой личности.
Некоторые из экспонируемых полотен в высшей степени духовны,
эмоциональны и высокохудожественны.
   Например, портрет совсем ещё юного, преисполненного надежд на будущее, 
полномочного министра в Голландии А. Р. Воронцова (1741–1805),
кисти Ивана Кузьмина – крепостного!
     Островыразителен «Портрет старика»
и, конечно же, самый близкий к оригиналу во всей иконографии российской –   
портрет Е. Р. Воронцовой-Дашковой.
   В артистической можно познакомиться с произведениями зарубежных мастеров:
выделяются работы итальянских художников Джованни Романелли (1617–1662) и Карло Маратти (1625–1713) –
«Скрипачка» и «Мадонна, окруженная ангелами», восхищающие нас, словно звуками скрипки тех веков,
батальная сцена фламандского художника Симона Доува (1630–1677) «В военном лагере»;
особенно интересны картины французских живописцев -
Шарля Добиньи (1817–1878) и Филиппа Таннера (1795–1873) - «Лунный свет» и «Морской пейзаж»!
О, как прекрасно совершить сюда вояж!

          Зимний сад!
   Зимний сад служит своеобразным переходом из центрального корпуса в столовый.
На этом месте была бильярдная в виде открытой галереи, где воздух был даже в жару всегда свежий, новый,
но уже в 1838 году здесь создан был сплошь остеклённый с южной стороны зимний сад,
которым  восхищаться был, конечно, каждый рад!
   Лепная растительная беседка Голубой гостиной сменяется здесь свежей сочной зеленью цветущих садов.
В конце XVIII-начале XIX века зимние сады стали обязательной принадлежностью европейских дворцов
и загородных усадеб - как место для отдыха, чтения, размышления и бесед,
где очаровывал цветов диковинных, растений необыкновенных цвет!
    Другое дело, что во многих музеях, ныне дворцы занимающих, они не сохранились,
хотя бы как восхищения пример,
и только в Алупке традиционно поддерживается этот ставший теперь редким интерьер!
    В зимнем саду выращивались такие растения, которые плохо переносили климат Южного берега Крыма.
От первоначального озеленения здесь сохранился фикус-репенс;-;
вечнозелёное растение, вьющееся по стенам, как и в старину, вестимо!
   Особый интерес всегда представляли араукария высокая и саговник отогнутолистный - чарующая взор отрада,
несколько видов пальм, различные бегонии, камелии
и многие другие растения, которые и ныне составляют зелёное убранство зимнего сада.
   Среди зелени красиво выделяются беломраморные скульптуры:
итальянского скульптора первой половины XIX века Квинтилиана Корбеллини  «Девочка»
и французского мастера Лорана Маркеста (1848–1920) «Первые шаги» - шедевры тех веков;
в центре, у фонтана, находятся выполненные в мраморе неизвестными русскими скульпторами
первой половины XIX вева три копии с античных образцов:
с работы греческого скульптора IV века до нашей эры Леохара «Аполлон Бельведерский»,
дарящий чары красоты, который вся природа рада,
с работы греческого скульптора III века до нашей эры Дойдалса «Купающаяся Афродита»;
и «Муза астрономии Урания» неизвестного мастера – украшение Зимнего сада!
    Вдоль южной стены установлен ряд скульптурных портретов, удивительно прекрасные лица,
в том числе выполненные в мраморе портреты бывшего владельца дворца Воронцова, его жены и отца.
У входа в столовую;-;бюст Вильяма Питта-младшего (1757–1806), главы английского правительства,
при котором отец Воронцова был послом в Англии – в эпоху Российского в Европе торжества!

       Парадная столовая!
   Самое большое помещение Воронцовского дворца – Парадная столовая!
Во все времена она – всегда абсолютно новая!
Сдержанный колорит -
окраски стен и деревянной их отделки -
придают помещению торжественный, парадный вид!
Поскольку здесь были удачно найдены пропорции зала с огромными окнами,
занимающими почти всю южную стену, создавая особую красоту,
то помещение не кажется огромным, несмотря на большие размеры –
сто пятьдесят квадратных метров и восьмиметровую высоту!
    Отделана парадная столовая, как и вестибюль, в подражание английским тюдоровским постройкам XVI века -
Так захотели хозяева дворца сами.
Потолок из дуба воспроизводит формы готических сводов и заканчивается висячими замками.
Образцом высокого мастерства резчиков по дереву является оформление Парадной столовой:
резные панели, сложная резьба наддверных украшений и рам для картин, развешанных торжественно высоко -
почти под потолками.
   Два камина в Парадной столовой облицованы шлифованным диабазом с тонкой, сложной резьбой.
В центре, тоже в виде камина, сооружен большой фонтан, отделанный майоликовыми плитками,
фонтан играл декоративную роль и в то же время имел практическое назначение и был прекрасен сам собой:
вода из маскарона стекала в мраморную раковину, обладающая контурами, как будто имеет высокий чин,
оттуда;-;в резервуары, служившие для охлаждения вин.
   Над фонтаном находится балкончик,
который с внешней стороны соединялся со служебным корпусом, откуда выходили на балкон музыканты -
за тонкой резьбой балюстрады балкончика во время парадных обедов негромко исполняли мелодии таланты.
    Обстановка Парадной столовой соответствует характеру оформления зала необычайной красоты:
гладкие, отполированные до зеркального блеска столы, стулья и сервант красного дерева
отлично гармонируют с дубовой отделкой комнаты.
Стол, состоящий из четырех столов на массивных тумбах, и стулья 
выполнены в 30–40-х годах XIX века в английском стиле – прекрасные и одинаковые, как пчёлы из улья.
   Картины, заключённые в массивные рамы – задумка их творца -
являются неотъемлемой частью всего декоративного убранства столовой,
они специально приобретались для этого дворца.
   Спокойный, величественный характер монументальных произведений
соответствует строгим прямоугольным членениям стен зала Парадной  столовой с преобладанием в них вертикалей –
обелисков, водопадов, кипарисов,
а общий тёплый зеленовато-коричневый тон картин;- ;
дубовой отделке, напоминающей красотой  мелодии лучших итальянских каприсов.
    Торжественность всей обстановки столовой подчеркивают бронзовые канделябры, часы, вазы,
изделия  из фарфора и хрусталя – шедевров искусства элита.
    Великолепны и величественны высокие канделябры из малахита!
В первой четверти XIX века в России этот материал широко применяли для отделки осветительной арматуры.
Обращает на себя внимание не только искусная работа по малахиту в канделябрах,
представленных в Парадной столовой,
но и удачно найденное сочетание бронзы с малахитом, кажущейся и сегодня находкой абсолютно новой!

        Парк!
    При Воронцовском дворце находится прекрасный памятник садово-паркового искусства –
парк, заложенный около двухсот лет назад, доносящий шёпот листы, словно волшебная лира,
он насчитывает более  двухсот видов деревьев и кустарников из различных стран мира.
   Парк спланирован по принципу амфитеатра,
в его структуре сохранены связи с главным дворцом и другими архитектурными объектами,
всегда прекрасными с утра до утра!
  Одна из необычных достопримечательностей парка -
нагромождение серо-зелёных каменных глыб диабаза высотой с четырёхэтажный дом - «Хаос»,
который словно из каменных глыб вырос.
   Парковый ансамбль Воронцовского дворца состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков!
Верхний парк, известный как «алупкинский хаос», представляет собой массивы природного диабаза,   
гранитные глыбы, словно хаотично разбросанные стихией,
пещеры с гротами и кратер потухшего вулкана, который явно не виден сразу.
     Верхний парк наполнен удивительными природными композициями:
суровыми каменными хаосами, зеркальными прудами, отражающими солнечный и лунный свет,
фрагментами природного южнобережного леса и живописными полянами;
на Солнечной поляне в парке растет самый старый в Крыму кипарис, которому более 200 лет.
    Нижний парк выполнен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения
с изумительными произведениями искусства –
в нём расположены мраморные скульптуры, византийские колонны, вазы, каменные скамьи
и красивейшие фонтаны, восхищающие чувства!
   Суровые, словно после растаявшего ледника, пейзажи из камня
смягчены видами чудесных нежных аллей Нижнего парка.
Воздушные и, словно струящиеся по склонам, террасы окаймлены экзотичными итальянскими пиниями,
здесь особенно прекрасно летом, когда под южным Солнцем жарко!
   В парке гармонично соединились достижения и изыски
итальянского и французского ландшафтного искусства,
здесь талантливо использован каждый метр паркового пространства :
каскады из фонтанов, пруды, озера, редкие растения – красоты природного естества!
    Парк примечателен своими необычными акцентами
и романтичными названиями – стихотворными прозами:
Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария, являющийся копией Бахчисарайского фонтана,
украшенный у основания белыми розами,
водопад Фрейшютц, струи которого при падении рассекаются таким образом, что напоминают фату невесты,
Солнечная, Платановая, Каштановая и Контрастная поляны Верхнего парка – оазисы красоты!
     Нижний парк покоряет царством магнолий, лавра и других растений – зачаровывающий пассаж,
ко всему прочему здесь есть выход на морской пляж. 
       Таинственность всему дворцово-парковому ансамблю придаёт факт, как и многие другие факты тоже,
что Михаил Воронцов, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени
принадлежал к масонской ложе.
   Именно поэтому в его резиденции, в самих покоях и в парке
заключены многочисленные тайные знаки и символы Великого Российского приоратства*,
характерные для архитектуры и отделки самого могущественного в те времена братства.
_______
Михаил Семёнович Воронцов - граф, князь (с 1845 года), светлейший князь (с 1852 года),  (18 или 19 мая 1782 - 6 или 7 ноября 1856) - русский государственный и военный деятель из Герой войны 1812 года. В 1815-1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского (ныне Воронцовского) дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.
Сын графа Семёна Романовича Воронцова, русского посланника в Лондоне, и Екатерины Алексеевны, урождённой Сенявиной. Крестник императрицы Екатерины II.
_______
* В результате Французской революции произошли серьезные изменения, они сказались на уменьшении владений французов Европейскими землями. Это и сориентировало Мальтийцев к обращению за помощью к российскому императору Павлу I. Павел I в данной просьбе увидел большую пользу для государства, решив, что Мальтийская земля подойдёт для военно-морской базы. Вскоре была подписана Конвенция, на основании которой передался во владение Воронцовский дворец Петербурга и начался проект по возведению католического Великого Приоратства Мальтийского ордена.
   На территории европейских городов под Приоратством понимали небольшое земельное владение на территории монастыря. Кроме переданных владений, императором Павлом I было принято решение о строительстве дворца для Мальтийского ордена на Гатчинской земле. Зданию также присвоили название Приорат. Но недолго дворец пробыл собственностью Мальтийцев. Шли годы, сын императора Павла I, Александр I, являлся протектором Мальтийского ордена, и , заботясь о родном государстве, решил перевести все финансовые владения и объекты недвижимости на счет государственной казны. После таких действий у приората появился статус второго, или запасного, дворца для семьи царей.