Крыжелюк и Гоген

Яков Мишурисман
К 60-тым годам прошлого века Костя Крыжелюк достиг возраста Христа. Он был высоким мужчиной  с непокорной копной рыжих вьющихся волос. Некоторая сутуловатость, обусловленная тем , что Костя работал токарем на заводе, лишь придавала ему основательности.
Природа не обделила талантами Крыжелюка. Он обладал    прекрасной памятью, отличной  интуицией, отменными актерским способностями. Мог бы запросто сыграть Гамлета или Отелло, но актерская карьера Костю не интересовала . Им властвовала другая страсть-он мечтал искоренить обвесы и обсчёты покупателей в многочисленных магазинах густонаселённого областного центра.  С этой целью  Крыжелюк записался в группу Народного Контроля и занимался контрольными закупками. По правилам контрольную закупку должны были осуществлять два   человека. Но Крыжелюк быстро понял, что напарник ему мешает, иногда непроизвольно , а иногда и умышленно, подмигивая из-за  костиной спины  смазливой продавщице, мол будь осторожна. Крыжелюк отвоевал право осуществлять контрольные  покупки  без напарника.  Костя хорошо понимал, что слабым звеном его облика является рыжая шевелюра, которая позволяет его запомнить. Поэтому солидную часть его зарплаты токаря, превышающей раза в три зарплату инженера  , составляли траты на гардероб, в частности, на головные уборы, благо , семьи у Кости не было и он мог почти все свое свободное время и свободные средства отдавать общественно-полезной страсти.
Здесь и пригодился актерский талант Крыжелюка. Иногда Костя выдавал себя за подвыпившего пролетария и в замасленной кепке просил порезать и отвесить ему грам 100  "Докторской " и 80 грамм сыра. "И побыстрее, пожалуйста-двое корешей ждут на улице."
Иногда в шляпе и в очках с простыми стёклами , выдавая себя за рассеянного доцента, Крыжелюк просил бутылку ликера и грамм 400 шоколадного  торта (в то благословенное время торты можно было купить и на вес). Однажды , играя недотёпу, Крыжелюк зашёл в знаменитый кондитерский магазин, и рассказал "по секрету " продавщице , что в пригородном поезде познакомился с девушкой, настоящей красавицей. Та сказала, что Костя сможет её каждую субботу в 6 вечера найти на бульваре. Сегодня суббота и Костя идёт впервые на свидание. Что бы опытная продавщица посоветовала купить Косте в данной ситуации?  Продавщица, еле сдерживая смех, посоветовала купить  пару килограммов разных конфет, от  "Каракума " до "Барбариса ", подумав предложила преобрести еще и клубничный ликёр, предполагая , видимо, что красавица будет пить на бульваре "с горлА".
"Затравки" всегда были разными , Крыжелюк никогда не повторялся. Эпилог был во всех случаях одинаков : Ипостаси , сыгранные Костей, убеждали продавцов , что не обвесить или не обсчитать этого типа-просто грех. В момент, когда Костя получал чек и сдачу, он громко говорил :"Контрольная закупка!" , одновременно боковым зрением выбирая двоих свидетелей.  Интуиция позволяла Косте подобрать "правильных "  свидетелей: ни в коем случае нельзя было привлекать постоянных покупателей данного магазина , а также людей , живущих по соседству.  С выбором Костя никогда не ошибался . Из сумки (портфеля, папки,рюкзака) доставался заготовленный протокол. Дальше шли  слёзы, обещания различного рода, на которые Крыжелюк внимания не обращал.
Крыжелюк отлично помнил часы работы магазинов и графики смен продавцов. Никогда дважды не приходил к одному и тому же продавцу.
В какой-то момент , после того, как контрольная деятельность Кости приобрела солидный объем, тОрги залихорадило. В условиях "вертикальных" поборов, когда каждый продавец должен был отдавать ежемесячно определённую сумму завмагу, а завмаг руководству торгаи так далее, двузначное число протоколов об обвесах и обсчетах грозило развалить всю систему. Самое интересное, что пострадавшие продавщицы не могли однозначно описать коллегам Крыжелюка. Они описывали его совершенно по-разному. А благодаря блистательной игре Кости в его сети попадались даже предупреждённые продавщицы. Можно было ,конечно, добыть костино фото и раздать работницам прилавка , но это уже очень попахивало уголовщиной ; работники торга на такое не решились. Между тем львиная доля барышей стало уходить на выкуп протоколов. Благодаря Крыжелюку обогащались теперь руководители Народного Контроля, некоторые следователи и прокуроры. Нужно было что-то предпринять. Решение нашёл главбух  Курортторга, племянник которого учился в художественном училище. Было решено нарисовать портрет "Гогена"  с лицом Кости, благо, Костино фото висело на доске почета возле  проходной завода , где Костя трудился токарем. Немного интерполяции и портрет готов. Племянник главбуха изготовил сотни портретов  "Гогена", они были переданы всем продавцам торгов.
Почему у Гогена лицо Кости ? Таким видит его художник. Никакого криминала!
Теперь , когда Костя производил контрольную закупку, ему выдавали товара на 10 граммов больше запрошенного веса, а сдачу-на 2 копейки больше. Через некоторое время Крыжелюк вышел из группы  Народного Контроля за беспереспективностью..