Моя первая хайку

Алиса Михалева
Мы смотрим на стену, прямо перед нами, прислушиваемся к плачу соседского ребёнка за стенкой, шуму машин на улице и понимаем, что не в состоянии написать ни строчки.
В этом случае вот один из методов который помогает нам в нашей работе. Всё просто. Вы берете хайку «вспомните приём хонкадори» какого-нибудь автора, это хайку чем-то откликнулось в вашей душе, вызывает чувство восторга, полёта, у вас в голове рождаются мысли и необходимо эти мысли записать.
Не думайте о том, что пишите, просто пишите.
Еще один метод; выбрать хайку которое требует исправления или оно чем-то вам запомнилось, но вы хотите его изменить. Вы вспомнили о похожей ситуации и выражаете ее в слова.

звук охотничьего рога
грустно смотрят
глаза оленя

Вы читаете хайку и… о ужас… летящий на крыльях ночи, первая строчка самая длинная, вторая короче, а третья самая короткая, хайку – перевернутый треугольник думаете вы и тут же возникает мысль. Я такого не потерплю и через мгновение у вас рождается.

глаза оленя
при звуке охотничьего рога
грустный взгляд


Смотри-ка думаете вы у меня получилось. Это моя первая хайку и я молодец.
Теперь разберём этот пример.
Здесь использован приём общей строки – первая строка своего рода зачин – «глаза оленя», а третья строка продолжает первую. Здесь может возникнут вопрос почему у оленя грустный взгляд? И тут на помощь приходит центральная строка. «При звуке охотничьего рога», она связывает первую и третью строку в цельное произведение. С одной стороны, она продолжает «Глаза Оленя», но если здесь мы поставим запятую, что вполне логично,


глаза оленя,
при звуке охотничьего рога
грустный взгляд

то «При звуке охотничьего рога» присоединяется к строке «Грустный Взгляд».
Где поставить запятую решает читатель.
Таким образом хайка состоит из двух связанных между собой фрагментов.
Длинного из двух строк - я это называю тоном стиха и более короткого, - его я называю полутоном. Нельзя просто соединить два разных фрагмента, они должны быть согласованы между собой, дополнять друг, друга. Примерно таким образом пишутся 90 процентов всех хайку, а мы займемся тем же берем лист бумаги формат а4 и пишем на верху какую-нибудь строку, по середине пишется вторая строка и внизу третья.
Наша задача написать, как можно больше вариантов каждой строки.
Что-то подобное случалось и с нами, а вот эту ситуацию, я тоже видел, видела и могла бы изменить так. Постепенно белый лист бумаги заполняется нашей писаниной, и вы понимаете, что фантазия исчерпана.
Это сигнал к следующему шагу.
Вы берете каждый из вариантов обдумываете его и выбираете лучший. Запишите все выбранные варианты на новом листе, теперь их намного меньше, но все ещё много, выберите из них по два, три лучших варианта и запишите на третьем листе и вот наконец вы составляете новую хайку.

белый лист
чёрные строчки букв
ползут змеёй
            
Слушайте свой внутренний голос, возьмите какой-нибудь образ: пусть это будет цветок мимозы или ирис или, да любой цветок достоин того чтобы о нём написать хайку.
Сохраняйте свои рабочие тетради, а через несколько месяцев вернитесь к изначальному тексту, и вы увидите, что можете его изменить по-новому.
Одна из ваших прошлых хайку станет новым произведением, а может быть вы напишите ответ или расширите хайку до танка или превратите его в длинную песню.
Даже если вы пишите «как об этом сказала Джейн Рейнхолд» так называемые «кабинетные хайку» ничего страшного, сегодня вы написали ответ на чьё-то хайку или танка, а завтра у вас проснулось после зимний спячки вдохновение, и вы пишите, пишите, пишите.