Первая площадь города

Баронкин Юрий Павлович
      Первая площадь города... Какой она предстала передо мной 31 марта 1975 года?... Прошло без малого 43 года, но картина увиденного ясно  стоит перед глазами. По-видимому накануне прошли дожди, а так как площадь представляла большую чашу, то такси как-бы проплывало через неё. Водителю такси эти обстоятельства были знакомы: он остановил машину около 8-ми этажного дома. В этом доме жил мой товарищ, здесь же жил и Главный инженер строящейся Курской АЭС Николаев Том Петрович. С 1 апреля дожди прекратились и установилась теплая солнечная погода вплоть до ноября. За этот период было десять ночей с дождями. Мы между собой называли 1975 год агитационным: приезжающие в надежде сменить место работы и место жительства были в восторге от местных климатичеких условий. Правда, шла большая стройка: строилась АЭС и строился город (в это время в черте будущего города насчитывался десяток зданий). В одном из них (общежитие по ул. Молодежная, 8) мне пришлось жить первое время в одной комнате с Ряхиным Вячеславом Михайловичем, который оформлялся на должность начальника смены станции (впоследствии он будет занимать должность главного инженера АЭС). Но на тот момент главным инженером строящейся Курской АЭС был Николаев Том Петрович.
      Уже 04.04.1975 г. РМЦ, находящийся в здании ОВК (объединенно-вспомогательного корпуса) был принят в эксплуатацию и сразу же получил задание на изготовление штоковых проходок: по заявлению отдела оборудования эти изделия где-то на пути следования к месту  назначения были потеряны. Штоковые проходки входят в комплект оборудования дистанционных приводов трубопроводной арматуры АЭС и предназначены для передачи крутящего момента через стены и перекрытия. Это первое задание было своевременно выполнено не  без участия Тома Петровича: трубы для изготовления изделий  были доставлены при его содействии. Позже он скажет: "Знаменитые штоковые проходки!"
      В сентябре 1975 года зам. министра энергетики и электрофикации Семенов Александр Николаевич (выдающийся инженер-гидротехник, видный организатор энеретического и промышленного строительства в нашей стране) выступая на партийно-хозяйственном активе, проходившем в клубе "Комсомолец" пгт Курчатов спросит присутствующих: "Кто не верит, что пуск 1-го энергоблока состоится в этом году?" Все промолчали, но многие понимали, что это нереально. А когда Начальник управления строительства Саакян Валерий Арташесович официально донес до слушателей о потерях рабочего времени (25%), картина совсем стала удручающей.  Случилось так, что только 19 декабря 1976 года 1-й энерго-блок был введен в эксплуатацию. Зато какую гордость пришлось испытать представителям Курской АЭС - слушателям Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов (с 04.01.1977 по 26.02.1977 повышала свою квалификацию группа "Руководители АЭС и их основных цехов"), когда будучи на экскурсии в Центральном диспетчерском управлении (ЦДУ) Единой энергосистемой СССР услышали от работников ЦДУ, что несмотря на серьёзную аварию на севере страны, пуск 1-го энергоблока Курской АЭС позволил справиться с ситуацией, а посему просили передать коллективу станции слова большой благодарности.
       Но вернемся к началу 1975 г, когда состоялась встреча с моим товарищем -Калекиным Николаем Евгеньевичем, который приезжал в краткосрочный отпуск из Курчатова в Томск-7 (ныне Северск).  Вот тогда стало ясно, что мне в ближайшее время предстоит трудиться на благо Курской АЭС. С этого момента началась работа по комплектации металлорежущего оборудования на Курской АЭС, а по прибытии в Курчатов,  приступил к реализации проектной документации. Главный инженер "Главатомэнерго" Воронин Леонид Михайлович во время строительства часто посещал Курскую АЭС. В одно из таких посещений мне было дано командировочное задание в г.Москва на завод "Красный пролетарий". Том Петрович объяснил мне: "Поедешь вместе с Ворониным, билет на поезд возьмешь у секретаря." До отхода поезда ещё оставалось много времени и мне не хотелось заходить в вагон. Зашел перед самым отправлением озадаченный - не случилось ли что с Леонидом Михайловичем; и каково было мое удивление, когда перед моим взором в купе лежал Воронин. Поздоровались. Беседа продолжилась. Леонид Михайлович поднял жилищный вопрос и по его соображениям мне должны были бы выделить квартиру в апреле месяце, на что мой ответ был, что не следует обольщаться и получу её к ноябрю.  Так и случилось.
      На следующий день - сначала в "Главатомэнерго", затем на завод "Красный пролетарий" и уже к вечеру на машинах "горяченькие" станки ехали "на постоянное место жительства" на Курскую АЭС.
      Итак, ввод 1-го энергоблока Курской АЭС 19. 12.1976 г, а в феврале 1977 г. меня перевели трудиться в конструкторско-технологический отдел (КТО) и из всех цехов стали поступать заявки на разработку технологий ремонта трубопроводов. В отделе 49 конструкторов и один технолог: ситуация сложилась напряженной. Найдено решение - разработана технологическая инструкция на ремонт трубопроводов АЭС -Т-005. Впоследствии Том Петрович скажет: "Знаменитая Т-005!"
      В мае-июне 1981 года был командирован в г.Нововоронеж на завод "Атомэнергозапчасть" и в течение месяца курировал выполнение большого заказа для Курской и Игналинской атомных электростанций, среди которого особое место занимали кондуктор-решетки. Увидев меня на станции, Том Петрович произнес: "Знаменитая кондуктор-решетка!"
      Работая, Том Петрович не забывал о своих учениках и они, в свою очередь, не подводили его. У него их много, но стоит особо отметить Филимонцева Юрия Николаевича и Ряхина Вячеслава Михайловича.
      Вспомнил, как шло согласование и утверждение технологии извлечения канала из уранграфитовых ядерных реакторов. Технология содержала срезку углового шва сильфонного компенсатора, отрезку калача, захват технологического канала, срезку верхнего "усового" шва, соединяющего канал со стояком верхнего тракта и его подрыв. Это все было отражено на полстранице текста. Подписано мною, нач. конструкторско-технологические отдела, гл. инженером. В Москве к нам присоединяются представители НИКИЭТа, НИКИМТа и НПО "ЭНЕРГИЯ". Вся эта публика отправилась на поиски Главного управления Госгортехнадзора СССР. Кто-то спросил: "Кто знает, где находится Госгортехнадзор?" Юрий Николаевич Филимонцев выбросил вперед руку: "Я знаю, там высокое крыльцо." Я про себя улыбнулся: вспомнил фильм "Джентельмены удачи". И, действительно, мы ходили в поисках высокого крыльца, пока не решились позвонить. Подошли к зданию Госгортехнадзора, Юрий Николаевич воскликнул "О! Вот и крыльцо!" Но ещё интереснее было, когда зашли в приемную к Председателю, там по обеим сторонам приемной за компьютерными столами работали по три молодых женщины. Юрий Николаевич приветствовал их: "Привет, девочки!" К Председателю мы зашли вдвоем; я передал документ Юрию Николаевичу, он, в свою очередь, Председателю. Председатель нажатием кнопки вызвал одну из своих помошниц и отдал документ на экспертизу. Через минуты полторы она его вернула, после чего он  поставил свою подпись. Когда мы вышли, Юрий Николаевич сконфуженно сказал: "Да, я им - привет, девочки, а они оказывается - классные специалисты". Утверждали эту технологию - зам. министра энергетики и электриктрификации и зам.министра среднего машиностроения.

       Первая площадь города...Навеяла воспоминания...Помню её первое название...
       Сейчас она носит имя Тома Петровича Николаева - инженера, который спас от трагедии целый регион.
       Том Петрович Николаев воплотил в себе всех жителей г.Курчатова, кто посвятил себя служению мирному атому и людям.