Интеллигенция в современном российском обществе

Веселов Виктор Романович
     На всех переломных этапах отечественной истории интеллигенция брала на себя авангардные интеллектуальные, а то и организационные функции в осмыслении критического момента общественного развития, в выработке способов освоения, а подчас и формирования новых социокультурных реалий. На этом пути у интеллигенции, наряду с неоспоримыми достижениями, было немало просчетов, заблуждений, нередко усугубляющих напряженность переходного периода. При всей противоречивости роли интеллигенции ей суждено и сегодня стать в эпицентр исторического перелома, оказывать во многом определяющее воздействие на ход как позитивно-созидательных, так и негативно-разрушительных процессов вхождения страны в новую эпоху.
            Интеллигенция переживает сегодня не лучшие времена. Она разобщена, ее потенциал во многом еще не востребован обществом. Часть ее интегрировалась в разряд одиозных предпринимателей, политических функционеров, чиновников. Растерянность, подавленность испытывают многие русские интеллигенты, оказавшись не у дел. Формы сопротивления антинациональным, разрушительным тенденциям в обществе принимают нередко упрощенный характер.
             Заметна и такая родовая черта русской интеллигенции, как ее отзывчивость на актуальные проблемы общественной жизни, забота о благе народа, тревога и боль за судьбу Отечества, переживающего сегодня тяжелые испытания. Традиционны и оппозиционные настроения в среде современных интеллигентов, их дистанцирование от власть держащих, критический взгляд на изъяны политического курса, стремление найти альтернативные пути развития страны.
            Постоянно звучат сегодня жалобы на бюджетную политику в культурно-образовательной сфере. Оснований для них предостаточно. Культурная политика сродни ныне душегубству. Однако проблемы выживания жалобами не решить. Необходимы напряжение сил, поиск новых форм функционирования учреждений культуры, образования с учетом реальных условий рынка, общественных потребностей. В пользу такого деятельного, а не созерцательно-минорного подхода говорят пусть еще редкие, но убедительные примеры новаторской, организаторской инициативы в среде современной российской интеллигенции.
       Нелишне вспомнить в этом контексте, что интеллигенция редко была обласкана властью. Давно уже она несет свой нелегкий крест. В период военных лихолетий, послевоенной разрухи интеллигенты-подвижники, преодолевая неимоверные лишения, сохраняли светильник культуры, не давали погаснуть его животворному пламени. Они вели уроки в неотапливаемых классах, давали концерты на линии фронта, писали симфонии в осажденных городах. Духовный потенциал школы, библиотеки, вуза и сегодня определяется в первую голову не количеством компьютерных классов, а личным составом интеллигентов-подвижников, их творческим отношением к любимому делу, самоотдачей, ответственностью.
Об этом, видимо, надо почаще напоминать студентам, молодым специалистам, в среде которых заметна эрозия традиционных ценностей. Материалы проведенного нами анкетирования показывают тенденцию к снижению общекультурного уровня студенческой «прединтеллигенции»,  размывавание в ее среде традиционных начал духовности, растущий прагматизм, социальную инфантильность. Уже сказываются горькие плоды  образовательных реформ, механистические технологии ЕГЭ.
Антикультурные  силы орудуют в СМИ. На предложение  назвать лучших представителей современной интеллигенции часто называют не выдающихся ученых, любимых учителей, талантливых писателей и т. д., а завсегдатаев телешоу, поп-звезд, эстрадных балагуров. Что-то неладно с духовным, эстетическим здоровьем в нынешнем обществе. Культурническая инверсия набирает обороты.
В беседах с представителями различных отрядов интеллигенции об их повседневной жизни, быте, условиях работы вырисовывается общая панорама неблагополучной ситуации в современной России, неудовлетворенность многим происходящим сегодня в стране.
            Констатируется снижение  не  только материальных, экономических показателей, но и прежде всего духовных параметров общественной жизни. Не только ученики, но и многие учителя не имеют возможности побывать в Москве, культурно-исторических центрах страны. Растет отчуждение от столицы провинциальных очагов культуры, идет удаление провинции от Центра не просто в географическом, но и в духовном, государственном пространстве. Размываются тем самым единые основы национальной культуры. Чудовищный разрыв в материальных благах, социальное неравенство всё более походят на пороховые бочки.
           Однако, есть и то,что обнадежи
вает. Русскому интеллигенту органично присуще чувство исторического оптимизма. Общаясь со своими коллегами, слушая товарищей по культурническому цеху, видишь их увлеченность творческим делом, духовную устремленность, гражданскую ответственность и отчетливо понимаешь, что лучшие традиции русской интеллигенции живут, развиваются, накапливают животворную энергию возрождения.  Хочется верить в лучшее...