Внутренний враг Высоцкого

Александр Азовский
 80 лет назад родился популярный поэт Владимир Высоцкий. Его судьба сродни есенинской, недаром так удачно того и другого сыграл талантливый актер Сергей Безруков. Оба представителя пишущей братии, к сожалению, увлекались алкоголем, а Высоцкий к тому же стал хроническим наркоманом. Оба были искренними и одаренными поэтами, но безнадежно погрязли в пороках. Оба талантливо охарактеризовали своих «двойников», причем Есенин своего оппонента назвал «чёрным человеком», а Высоцкий – «мохнатым злобным жлобом». Кто-то может в этом заявлении барда увидеть самокритичную оценку автора, кто-то метафору. Психологи называют эту внутреннюю негативную сущность – нашим «бессознательным», но это не просто метафора, а нечто жизнеспособное и даже опасное. Сокращая слово «бессознательное» до трех первых букв, можно сказать, что эта сущность – бес.

 Апостол Павел когда-то признался: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). Прислушаемся теперь к поэту Высоцкому, который по-своему боролся и безуспешно пытался перехитрить живущего в нем «мохнатого злобного жлоба».

 Меня опять ударило в озноб.
 Грохочет сердце, словно в бочке камень.
 Во мне живет мохнатый злобный жлоб
 С мозолистыми цепкими руками.
 Когда мою заметив маету,
 Друзья бормочут: «Снова загуляет», —
 Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!
 Он кислород вместо меня хватает.
 Он ждет, когда закончу свой виток.
 Моей рукою выведет он строчку, —
 И стану я расчетлив и жесток
 И всех продам — гуртом и в одиночку.
 Но я собрал еще остаток сил.
 Теперь его не вывезет кривая:
 Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
 Пусть жрет, пусть сдохнет — я перехитрил.

 Эта иллюзия победы над дьяволом дорого обошлась автору, который к религиозным вопросам относился серьезно, но, попав в сети наркотической зависимости, погиб.
 Кстати, свой образ «черного человека» он рисует незаурядно:

 Мой черный человек в костюме сером –
 Он был министром, домуправом, офицером,
 Как злобный клоун, он менял личины
 И бил под дых внезапно, без причины.
 И, улыбаясь, мне ломали крылья,
 Мой хрип порой похожим был на вой,
 И я немел от боли и бессилья,
 И лишь шептал: «Спасибо, что – живой!» 

 Впрочем, талантливый поэт Николай Глазков, рассказывая о бесах, которые ему начали являться «от многодневного питья», тоже был встревожен:

 Они в количестве немалом
 Обрушивались на кровать,
 Барахтались под одеялом
 И, так сказать, мешали спать.

 Дошло до того, что в процессе запоя к нему явился сам «князь тьмы».

 Он серый, словно весь из дыма,
 Стал дуть, что было адских сил,
 И я весомо, грубо, зримо
 Смертельный холод ощутил…
 С тех пор… Да сгинет сила злая!
 Я самому себе не враг,
 И водку не употребляю,
 А лишь по праздникам коньяк.

 И тут – бесплодная попытка перехитрить сатану, которая закончится неудачей.
 Может быть, стоит прислушаться к тому же Глазкову, призывающему отвергнуть дьявольские искушения в стихотворении «Поэт и дьявол».
 
– Не считаясь с тем, что говорят,
 Ты нуждаешься в насущном хлебе.
 Хочешь – и не будет звезд на небе,
 Дам тебе за это миллиард.
 Все отроются перед тобой пути,
 И тебя признает вся страна.
 – Отойди
 От меня, сатана!

 Сергей Есенин в юношеском возрасте был аскетом – не пил, не курил, даже не употреблял в пищу мясо и рыбу, любил христианские книги и песни, его влекло всё светлое и возвышенное. Но так было до 18-ти лет.
 Затем наступает переломный возраст, причем, перелом произошел в худшую сторону. Вместо религиозного благоговения у юноши возникла гордыня с дерзкими выпадами против Бога.

 Вот Есенин рассказывает о появлении «чёрного человека»:

 Чёрный человек
 Водит пальцем по мерзкой книге
 И, гнусавя надо мной,
 Как над усопшим монах,
 Читает мне жизнь
 Какого-то прохвоста и забулдыги,
 Нагоняя на душу тоску и страх.

 Плохо закончилось для Есенина это общение с «чёрным человеком». Кто-то скажет: это галлюцинации на почве алкогольного делирия или «белой горячки». Кто-то обвинит чекистов в убийстве поэта, инсценировавших самоубийство. Дело не в этом. Современник Есенина – поэт Александр Жаров – пытался дать оценку его гибели:

 Это всё-таки немного странно,
 Вот попробуй, тут не удивись:
 На простом шнурке от чемодана
 Кончилась твоя шальная жизнь...
 Это всё-таки, пожалуй, глупо
 И досадно выше всяких мер,
 Что тебя, Есенин, сняли трупом
 С потолка в отеле «Англетер».
 ...Только кто-то больше всех обижен
 На тебя за то, что ты, поэт,
 От своих родимых нив и хижин
 В кабаки унёс свой свет...

 Чёрный человек и белая горячка. Мрак кабаков и свет  поэзии. Трагическое столкновение коллизий с гибельным финалом.

 Васильковые очи поэта,
 словно льдинки, замёрзли навек.
 Рухнул в царство, лишённое света,
 одарённый Творцом человек.
 Умирать нам, конечно, не ново,
 но за гробом есть праведный суд.
 Там спасёт вера в Божие Слово...
 А стихи – никого не спасут.
 (Александр  Азовский).

 Иногда влюблённость в конкретных «великих» авторов может привести к их обожествлению и даже идолопоклонству. Разумеется, все они – виртуозы стиха, а Высоцкий к тому же уникален как актёр и бард, мастер баллады. Не впадая в экзальтацию, следует заметить, что Андрей Вознесенский справедливо называл его «шансонье всея Руси».

 К сожалению, не у всех одарённых поэтов была на высоте духовная составляющая их творчества. У Владимира Высоцкого эта координата деформировалась злоупотреблением наркотическими препаратами и стоящими за ними духами тьмы. Он неоднократно оказывался в их цепких лапах, и, в конце концов, они свою добычу не упустили и довели незаурядного поэта до трагического финала.

 «И не давайте места дьяволу» (Еф. 4:27), – советовал апостол Павел. В современном, уточнённом переводе эта рекомендация звучит так: «И не искушайте дьявола».
 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 3:8), – призывал апостол Пётр.

 Размышляя о судьбах наших знаменитых поэтов, следует заметить: действительно, в нас живут две природы, как заметил апостол Павел в 7-й главе послания к Римлянам, и все зависит от того, какую из них мы подкармливаем. Нам хотелось бы надеяться, что оба поэта в раю (разумеется, не наркотическом), тем более, что спасаемся мы по благодати Божьей и милость Его превозносится над судом. Но мы не вправе столь категорично принимать желаемое за действительное, ведь, как говорится, «вольному – воля, а спасенному – рай», и эту благодать мы можем получить только по вере нашей (Еф. 2:8).