К одной работе III Южнороссийского Фестиваля

Галанти
  К одной работе III  Южнороссийского Фестиваля  резчиков по дереву 2013 года

    
      Когда смотришь на работы участников Фестиваля, то испытываешь только одно
   чувство –восторг. Мечта, сказка, воплощённая в дереве…
      Фигуры радуют своим разнообразием, филигранностью  исполнения. Нет, не
   перевелись ещё умельцы, не перевелись.
    
      Проходишь ( вместе с оператором)  галерею деревянных ваяний и невольно
   останавливаешься  перед одной из скульптур .Это работа Виктора  Покидышева 
   «Герасим и Муму».
      Интересна она тем, что персонажей  двое. А двое- это всегда диалог, даже
   если не произносят ни слова. Здесь он пронзительный, и автору талантливо
   удалось  изобразить его.
      Муму  доверчиво, преданно смотрит в глаза Герасиму. Силится понять, чем так
   опечален хозяин. Ей хочется помочь ему изо всех собачьих сил. Но как ?
      Согбенная спина Герасима, горестное выражение лица ,  скатившаяся слеза
    передают весь ужас происходящего, нестерпимую  боль  предстоящей  утраты.  В
    такие минуты страшно смотреть в лицо  другу…
        Ножи, стамески, чеканы, киянки… Пот, струящийся со лба мастера… Дерево
    ленивых не любит, бесчувственных – тоже. Не во всяких руках оно запоёт. А
    здесь запело. Тягуче. Со стоном.
       На  мгновение  забываешь , что перед тобой сделанные из каштана фигуры.
    Собака. Чистое существо, способное любить, как дети, не рассуждая…
    Переводишь взгляд на  глухонемого  Герасима, понимаешь, что так выглядит
    безысходность. Мучительный выбор, за которым последует  опустошение. Срыв.
    Раскаяние...
       Мне кажется, что это не только одна из самых  выразительных  работ
    Фестиваля, но и одна из самых значительных работ мастера, результат глубоких 
    размышлений.
        Сам автор считает, что дворник из рассказа "Муму" – это символ русского
    народа:  « и глух, и нем, и раболепен». Или  кроток, богатырски силён, но,
    увы, бесправен. Не знаю… Тургенев тоже много об этом думал…
        Почему-то вспомнилось, как стала  невольной  свидетельницей  сцены, когда 
    слепой мальчик , лет 10-11, ощупывал  лик Божией Матери, вырезанной из дерева
    для незрячих. Тихо просил прощения за то, что поссорился  с  мамой. Мне
    нельзя было уйти.  Я боялась  пошевелиться, прервать  искренний  разговор,
    где  Любовь и Доверие к Богу живёт на кончиках пальцев , хранится в
    деревянных засечках…
        Представилось, как  дети, лишённые зрения, прикоснутся к   встревоженной
    мордочке  Муму,  нащупают деревянную слезу Герасима: «да  плачуся  дел моих
    горько»… Может быть, так учатся  понимать, осязать, видеть боль?  Не свою.
    Чужую.
        Настоящее искусство оставляет долгий след. Оно зовёт к размышлению,
    тревожит память, делает  нас  добрее,чище...
        Я знаю, что «рукописи не горят», что не исчезает бесследно из жизни всё,
    что идёт из глубины  души. И я верю, что композиция «Герасим и Муму»  не
    превратится в  труху… Я отдала  бы её в руки тех, кто видит сердцем. А фото с
    работой можно поместить как иллюстрацию к рассказу Тургенева. Мне кажется,
    что скульптура этого заслуживает.
       Наши дети, наши  внуки …Наши  традиции… Вкус  человеческой слезы… Вкус 
    солёного пота… Без  этого не   отличишь  родное  от чужого… Не  поймёшь
    другого человека… Не  познаешь вкус счастья!