Выключил телевизор. 80 лет Высоцкому

Михаил Просперо
Запрещенный поэт дает концерт на закрытом предприятии.

Опальному артисту разрешили жениться на иностранке, нет - на белоэмигрантке.

"Меня зовут к себе Такие Люди!
Чтоб я им пел "Охоту на волков"
...да это всё про нас, какие к чорту волки?"
*
Выключил телевизор.
80 лет Высоцкому. Мне лично более чем на десятку поменьше. В юности подражал ему, не только пел его запрещенные песни, но и в его ключе пробовал работать. Пока в 80-м году (имеется в виду - 1980 - уточню, вдруг на века эту заметку сохранит Интернет), не стало в одночасье двух ярких фигур нашего протеста - Леннона и Высоцкого.
В чем-то он одинаков - протест американского миллионера и советского мажора. Леннон был награжден буржуйским орденом, который швырнул им обратно в знак протества. Владел акциями, которыми не раскидывался. Высоцкий по советским меркам не бедствовал, более того, тогда "мерс" такой был чуть ли не у него одного на всю Москву. Ну и не враги ему давали деньги на жизнь, мы платили, жаждущие протеста. Эти факты как-то стали выпячиваться в описаниях жизни Высоцкого, время настало такое, когда богатство из запрещенного сектора стало выходить в самый престиж.
Да-с, гражданин, товарищ, барин - Артистический Протест - материя тонкая, но прибыльная. Что как-то до сих пор не вяжется у меня лично в одно целое. Как можно зарабатывать на тех, против кого ты? Сегодня в полемике написалось случайно:

Наш век отошел. Время новых эмоций.
Свой голос так хочется не потерять.

Случайно ли встретились Гамлет с Высоцким -
...какую же роль, или боль отыграть?

А действительно - может быть - Гамлет - как образ протеста сумасшедшей силы - и есть ключ для расшифровки кода Высоцкого?
С точки зрения нормального человека Гамлет действительно преступно ненормален. Отец умер. Мама вышла замуж. Сын решил, что обязан убить отчима. Приказ тени Отца. (...голоса оттуда, ну, вы понимаете, горячка белая...). Поверьте, в полицейских протоколах сюжет указанной пьесы описан неоднократно и не именно только в давешней Дании.
Нам-то что? Какие высочайшие истины в плане добора уровня борьбы до победы Добра над Злом тут в реальности мы видим, если отбросить весь бред театральной критики?
И, на мой взгляд и сам Высоцкий понимал Гамлета именно как дерзкого ребенка, в режиме "хочу - как хочу"! Так и сам он пишет, помните, "Мой Гамлет, 1972":

Я знал - все будет так, как я хочу,
Я не бывал внакладе и в уроне,
*
Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер -
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.
(ну или в реальной ипостаси - меня зовут к себе Такие люди! см выше) Но Такие люди не лучше эдаких, а как там растакие? Да вот так:

Я видел - наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства,-
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.

Это, конечно, про Гамлета. Хотя очень личностно написано, да и кто из нас это самое свинство через себя не пропустил - тот пусть первым бросит в меня камень. Сопротивляясь, очищаясь от этого, мы и пишем. Придумываем себе образ, входим в него, и если этот образ принимается окружением - то это и есть излечение, спасение. Я вот лично придумал себе в 90-е роль редактора-соучредителя газеты. Даже антиквариат мог себе позволить прикупить. И всё бы хорошо, и в то же время как бы не так, ведь совсем не просто чувствовать себя комфортно в кругу людей зарабатывающих, успешных ПОСРЕДСТВЕННЫХ. По среде живущих. По средствам. И средств в это среде предостаточно стало в 90-е, когда вслед за богатством из сектора запрещенности вышел и бандитизм, что тоже гениально предвосхитил Владимир Семенович в песенках "Все срока давно закончены" и иже с ними...

В непрочный сплав меня спаяли дни -
Едва застыв, он начал расползаться.

Эти строки сегодня мною читаются как поэтическое предвестье распада Советского Человека. Видимо, для того, чтобы быть Настоящим человеком, надо чтобы сплав, спаянный огнем революций и мировых войн, был еще кому-то нужен и в мирное время. Вы знаете, мне порой жаль, что я тоже не умер в 80-е, дожил до...  (и пережил уже, надеюсь) время распродажи великой страны. А в искусстве - до выхода на сценку "Бориса Моисеева", "Звуки Му", "Ногу свело" и пр... С этим распадом я не смог, а, видимо, надо уметь жить и с этим, на общак бабло отстегивать. А как вы думаете - смог бы Высоцкий выходить на сцену рядом с этим?

Пойду, включу телевизор. Все-таки 80 лет Высоцкому. Всех почитателей его неоднозначного таланта прошу простить меня за этот критический бред. Хотя - ведь и сам Владимир Семенович примерно теми же словами характеризовал встречу Гамлета и Высоцкого:

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.


Цитирую по тексту из Интернета - Владимир Высоцкий: Мой Гамлет — Текст песни