Комкова Софья

Руководитель
УДК 82
ББК 83,5 (Рос – Рус)
К633
Комкова Софья


МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ

МБОУ СОШ №1

4 класс

СЛЕД ЧЕЛОВЕКА



г. Ужур, 2017 год.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УЖУРСКИЕ ЗОРИ»
Имени П. П. Коваленко,

УДК 82
ББК 83,5 (Рос – Рус)
К633

ШКОЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РОДНИЧКИ»
имени члена Союза Писателей России,
участника Великой Отечественной войны,
Петра Павловича Коваленко,
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Ужурская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза
Александра Корнеевича Харченко».

;

КОНСУЛЬТАНТЫ:
Фурсова Лариса Александровна – классный руководитель 4 «а» класса,


КУРАТОРЫ ПРОЕКТА:
Агеева Татьяна Григорьевна-
директор МБОУ
«Ужурская СОШ №1 имени Героя Советского Союза, Александра Корнеевича Харченко»,

Головач Людмила Валерьевна –
 завуч начальной школы, учитель высшей категории, «Учитель года 2015»,

Уварова Татьяна Петровна –
директор МБОУ  УЦДО
 «Ужурский районный центр дополнительного образования»,


РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
Меркулов Николай Иванович – учитель первой категории, учитель технологии, член Российского союза писателей, номинант национальной литературной премии Stihi.ru; «Поэт года 2012,2013, 2014, 2016, 2017».


Член Российского союза писателей, учитель, руководитель детского проекта,
Николай Иванович Меркулов.
В течение двух месяцев Софья упорно пыталась писать. Но у неё ничего не получалось, Она просто не решалась написать самую трудную и самую заветную первую строчку. Были моменты, когда она с горечью  оставляла это желание и замыкалась в себе. Всё это я видел… Трудно передать словами, чего мне стоили её детские страдания, потому, что рядом с ней жила творчеством её лучшая подруга, потерять которую Софья боялась, и не хотела. В душах обеих девочек подсознательно возникло ощущение ревности – а кто же первый решится на своё сокровенное произведение, над которым бы никто не посмеялся из чувства ревности.
Они часто приходили на занятия, отвлекали друг друга и торопились домой.
Софья очень сильно любит фантазировать, мечтать, рассказывать. Но вот беда – она никак не могла понять, что, желание – писать, это значит - необходимо все слова и эмоции  доверить чистому листу бумаги и простому карандашу. И, доверившись тишине, укладывать на чистом белом листе  свои заветные мечты.
Ох, как же хочется ребёнку на первом этапе начала своего творчества, чтобы кто-нибудь записал за него его нескончаемый поток жизненных эмоций, наблюдений, увлечений, детских переживаний…
За восемнадцать лет работы с детьми эта картина мне сильно знакома. Но выдерживают только сильные духом, не смотря на свой детский возраст.
Софья - одна из таких, немногих, но, удивительно настойчивых и упорных детей.
Наконец-то у девочки сбылась заветная мечта – она написала свой первый рассказ – сказку, которая была обработана для своих подружек театральной группы по ролям. Дети как будто ждали этого замечательного момента и с удовольствием принялись за работу над удивительной сказкой.
Через короткий промежуток времени Софьей был написан маленький прекрасный рассказ о любви и уважении человека к природе.
Софьюшка, в тебе есть творческая струнка. Береги её. Потерпи, и счастливая улыбка навсегда поселится на твоём, удивительно умном и искреннем лице писателя!

С уважением - Н.И. Меркулов, учитель, 


Вредная ящерица
(сказка)
Жила-была маленькая ящерка. Ужас, до чего вредная! Как выйдет на улицу к лягушатам и ужатам поиграть, так и давай гадости всем говорить:
— С вами я не дружу!
— И с вами тоже не дружу!
 — А вас вообще покусаю!
 — Как же, — ей говорят, — ты нас покусаешь? У тебя и зубы-то, вон какие мелкие!
— Мелкие, — говорит, — зато, ядовитые! Всех искусаю! С ящеркой этой никто не хотел играть. Ни в салки, ни в прятки, ни в кегли. А как с ней играть-то? Она то вопит, то дерется, то если кегли выстроишь — все разрушит.
Как-то раз построили зверята из песка замок. Высокий, красивый. С башенками. А ящерка пришла и разломала его. Разозлились ужата, зашипели. А ящерка как давай плеваться! Тогда лягушата схватили ящерку и хотели поколотить. Старший лягушонок сказал:
— Нет. Мы ее сейчас домой отведем. И расскажем её маме, что она себя плохо ведет. Покусать всех хочет. И плюётся. Пусть ее мама в угол поставит. А то и ремешка даст.
 — Правильно! — закричали все, — ремешка ей! Потащили они ящерку к маме-ящерице. Рассказали маме-ящерице про плохое ящеркино поведение. Мама ящерку в лапки приняла, но вместо того, чтобы наказать, взяла и прижала её к сердцу. Да еще и баюкать начала.
— Что такое? — зашипели ужата.
— Безобразие! — крикнул старший лягушонок,
— Почему вы её не накажете? Она же хулиганка!
— Вы уж простите её, пожалуйста, — сказала мама-ящерица, — это просто у моей дочки такая шкурка вредная.
 — Как это? — не понял старший лягушонок, — шкурка вредная?
— Колется изнутри. Понимаете? Ужата поежились. Неприятно должно быть, когда шкурка изнутри колется… — Вот погодите, — продолжила мама-ящерка, — она скоро её сбросит и будет доброй. Цвет шкурки будет тот же самый, но изнутри она станет мяконькая. Как сама ящерка. Она-то внутри, даже под колючей шкуркой, добрая…
— А как мы узнаем, что она её сбросила? — спросил лягушонок, — если цвет тот же самый останется?
— Узнаете, — пообещала мама-ящерка, — обязательно!
— А долго ждать, пока она её сбросит? — спросил лягушонок.
— Нет! Недолго. А для того, чтоб она поскорее её сбросила, надо ящерку чаще обнимать и вот так качать. Сто раз в день.
— А если она кусаться будет? — спросил ужонок.
— Если вот так обнимать — не будет, — заверила его мама-ящерица.
Конечно, на следующий день ящерка на площадке вредничала. То крикнет обидное. То песком швырнет. Но лягушонок старший все-таки маме-ящерице поверил. И каждый раз старался обнимать ящерку. И баюкать. Она вырывалась поначалу, а потом затихала.
Сто раз в день обнимать, конечно, ему было непросто. Поэтому ужата и другие зверята решили ему помочь. И по очереди обнимали вредную ящерку.
Хотя и боялись — вдруг укусит или что-то гадкое скажет? Особенно страшно было дождевому червячку. Он вокруг ящерки обвился, а сам дрожит.
 — Кусь! — сказала ему ехидно ящерка.
— Ой-ой-ой, — запищал червячок, закрыв глаза.
— Чего это ты?
— Б-боюсь….
— Да ладно, — махнула лапкой ящерица, — не бойся. Пошутила я.
Но однажды ящерка пришла на площадку и стала всем улыбаться, помогать и говорить хорошие слова. Все обрадовались и стали с ящеркой играть. И обнимать ее  просто так, безо всякого счета, от радости.
Лягушонок сразу догадался, в чём дело. Остальные — чуть попозже. Когда подросли.


Вредная ящерица
(сказка по ролям)
 Автор: Комкова Софья – 4 класс, март,  2017 год.
Ведущий: Жила-была маленькая ящерка. Ужас, до чего вредная! Как выйдет на улицу к лягушатам и ужатам поиграть, так и давай гадости всем говорить:
Ящерица : — С вами я не дружу!
— И с вами тоже не дружу! (показывает на ужат).
 — А вас вообще покусаю! (обращается к лягушатам).
Лягушата: — Как же, ты нас покусаешь? У тебя и зубы-то, вон какие мелкие!
Ящерица: — Мелкие, зато, ядовитые! Всех искусаю!
Ведуший: С ящеркой этой никто не хотел играть. Ни в салки, ни в прятки, ни в кегли. А как с ней играть-то? Она то вопит, то дерется, то если кегли выстроишь — все разрушит.
Как-то раз построили зверята из песка замок. Высокий, красивый. С башенками. А ящерка пришла и разломала его. Разозлились ужата, зашипели. А ящерка как давай плеваться! Тогда лягушата схватили ящерку и хотели поколотить. Старший лягушонок сказал:
Ст. лягушонок: — Нет. Мы ее сейчас домой отведём. И расскажем её маме, что она себя плохо ведёт. Покусать всех хочет. И плюётся. Пусть её мама в угол поставит. А то и ремешка даст.
Лягушата и ужата (хором): — Правильно! Ремешка ей!
Ведущий: Потащили они ящерку к маме-ящерице. Рассказали маме-ящерице про плохое ящеркино поведение. Мама ящерку в лапки приняла, но вместо того, чтобы наказать, взяла и прижала её к сердцу. Да еще и баюкать начала.
Ужата: (зашипели) — Что такое? 
Ст. лягушонок (закричал):— Безобразие! Почему вы её не накажете? Она же хулиганка!
Мама – ящерица (успокаивает всех): — Вы уж простите её, пожалуйста, это просто у моей дочки такая шкурка вредная.
Ст. лягушонок (ничего не понимая): — Как это? Шкурка вредная?
Мама – ящерица: — Колется изнутри. Понимаете?
Ужата поежились. Неприятно должно быть, когда шкурка изнутри колется…
Мама – ящерица: — Вот погодите,  дочка скоро шкурку сбросит и будет доброй. Цвет шкурки будет тот же самый, но изнутри она станет мяконькая. Как сама ящерка. Она-то внутри, даже под колючей шкуркой, добрая…
Лягушонок: — А как мы узнаем, что она её сбросила, если цвет тот же самый останется?
Мама – ящерица: — Узнаете, обязательно узнаете!
Лягушонок: — А долго ждать, пока она её сбросит?
Мама – ящерица: — Нет! Недолго. А для того, чтоб она поскорее её сбросила, надо ящерку чаще обнимать и вот так качать. Сто раз в день.
Ужонок: — А если она кусаться будет?
Мама – ящерица: — Если вот так обнимать — не будет!
Ведущий: Конечно, на следующий день ящерка на площадке вредничала. То крикнет обидное. То песком швырнет. Но лягушонок старший все-таки маме-ящерице поверил. И каждый раз старался обнимать ящерку. И баюкать. Она вырывалась поначалу, а потом затихала.
Сто раз в день обнимать, конечно, ему было непросто. Поэтому ужата и другие зверята решили ему помочь. И по очереди обнимали вредную ящерку.
Хотя и боялись — вдруг укусит или что-то гадкое скажет? Особенно страшно было дождевому червячку. Он вокруг ящерки обвился, а сам дрожит.
Ящерка: (ехидно) — Кусь!
Червячок: — Ой-ой-ой!
Ящерка: — Чего это ты?
Червячок: — Б-боюсь….
Ящерка: (махнув лапкой) — Да ладно, не бойся. Пошутила я.
Ведущий: Но однажды ящерка пришла на площадку и стала всем улыбаться, помогать и говорить хорошие слова. Все обрадовались и стали с ящеркой играть. И обнимать ее  просто так, безо всякого счета, от радости.
Лягушонок сразу догадался, в чём дело. Остальные — чуть попозже. Когда подросли.


След человека.
(рассказ)

Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились в лесу. Грибы их заманили. Это бывает,- сорвёшь один, а другой издали сам в корзинку просится. Так от подберёзовика к подосиновику, от боровика к опёнку и забрели братья далеко в лес.
Наполнили корзинки, пора возвращаться, а куда идти, не знают. Аукались, никто не отозвался.
Саша не любил волновать родителей понапрасну. Стал искать тропинку. Немало их было в лесу, да всё не те попадались. Пойдут по одной, а это медведь протоптал:
-Ишь, малину поломал.
Пойдут по другой тропинке, а это – лосиная тропа: сохатый кору с деревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следу пойдёшь - далеко зайдёшь.
Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит:
-Саша, Саша, вот след человека!
И верно, смотрят братья - поперёк заболоченного ручья перекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не оставляет.
Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по едва заметной стёжке. Давно здесь кто-то прошёл.
Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек.
Вот ковшик берестяной висит на сучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, расчищенный старательными руками. Попей, усталый путник, свежей воды и шагай дальше.
Вот острый дубовый сук лежит в стороне. Свисал он над тропинкой, надломленный бурей, а кто-то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.
Саша хмурился. Нехорошо, если папа и мама хватятся их, да встревожатся. И хотя ничего страшного нет, скоро выберутся,- Володю жалко: ведь он ещё маленький.
Оглянулся Саша, а Володя, раскрасневшийся, разомлевший от лесной духоты, идёт и счастливо улыбается.
Чему ты радуешься?- удивился Саша.
- Отчего тебе так весело?
-Мне приятно идти по следу человека,- ответил Володя,- ты посмотри, сколько хорошего он оставил на своём пути. Каждый шаг радует.
Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабоченное выражение, и он сказал:
Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставив след своих добрых дел.


Комкова Софья
4 класс


СЛЕД ЧЕЛОВЕКА

МБОУ СОШ №1,
имени  Героя Советского Союза А. К. Харченко,
МБОУ ДО
«Ужурский районный центр дополнительного образования»,
формат 12- 20 Гарнитура
   Тираж  -  100 экз.
2017 – 15 стр.
7+
Отпечатано в  детской типографии
«Подросток» - принт.
МБОУ УРЦДО
«Ужурский районный центр дополнительного образования»,
662255 г. Ужур,
тел. 8-950-408-536-7,
Эл. почта: merkulov.48@yandex.ru