То ли сказка, то ли быль

Екатерина Сидорова1
 4. То ли сказка, то ли быль
 Как выжила Таня с тремя детками и сама не знает. Кроме новорождённой
Маруси  есть просили и двухлетняя Нина, и четырёхлетний Лёня. А на кого их оставишь, чтобы заработать на кусок хлеба? Не на кого! Мать  умерла, братья разъехались,  кто куда, Наташа удачно вышла замуж и с бедной сестрой почти не общалась. Помогали соседи,  кто чем мог: дружными были переселенцы из Расеи, особенно курчане – не дали умереть с голоду.  Иногда выручал товарищ мужа по работе в маслозаводе: то масла, то сыра подбросит, то обрата тёмной ночью подвезёт. Рисковал жизнью, а помогал. Без помощи добрых людей не выжила бы молодая вдова с малыми детками.
    Так прошло пять лет. Наступил 1939 год. Дети подросли. Уж маленькой
Марусе исполнилось пять лет. Татьяна немного вздохнула, устроилась на работу в маслозавод по рекомендации всё того же товарища мужа. Вот ведь были раньше мужики: всю жизнь помогал бедной вдове товарищ по фамилии Загуменников, а никогда ничего не требовал за это. Правда, не все мужчины такими бескорыстными были и в то время. В войну такая пакость поднялась на поверхность и заняла руководящие посты вместо ушедших на войну мужчин, что молодые женщины – солдатки ли, вдовы ли –  стоном стонали. Нечисть, как известно,  голову поднимает в самый мрак.
     Живёт Татьяна, бьётся, как рыба об лёд. На работе с утра до ночи, какое-никакое хозяйство досмотреть надо: без него не выжить, да детишек обиходить, накормить-напоить, обуть-одеть. Детей оставляла одних. Няня давно сама замуж вышла, своей семьёй зажила, двоих уж родила, да и Таня ей не указ: не она её в няньки нанимала. У соседок-подружек свои семьи, свои дети, своё хозяйство. Когда забегут проведать, а когда и день-деньской ребятня одна. Что творят – одному Богу известно. Да добрый ангел Танин, наверное, хранил её несмышлёнышей: ни разу никакой беды не натворили.
     Домик Татьяны стоял на отшибе – от родителей достался. Ни в одну улицу он не входил, вокруг – степь бескрайняя. Правда, усадьба была обустроена, даже колодец свой был. Хорошо. А времени всё равно не хватало у вдовы. Усадьба без мужской руки мало-помалу стала приходить в упадок.
     На окраине села выстроили к тому времени машино-тракторную станцию, сокращённо МТС, где ремонтировали всю технику из ближайших колхозов.  Сокращая путь до МТС, рабочие проходили через Танин двор: забор к тому времени почти весь повалился. Дети освоились и не боялись чужих людей. Наоборот, им было не так скучно, когда мама уходила на работу. Чаще других возле рабятни останавливался дяденька  с добрыми серыми глазами, в которых отражались искорки неба. Как-то успокаивая  плачущую Марусю, он взял её на руки, вытер слёзы, угостил конфеткой. Старшие тут же облепили его, заглядывая в лицо. Глаза мужчины заблестели, он с трудом сдержал слёзы. С тех пор так и повелось: то на руках подержит, то поиграет, то угостит вкусненьким. Детей угощали и приголубливали и другие рабочие, поэтому они никак не выделили этого дяденьку и не рассказали матери. Добросердечны  были люди в то время. Много пережили, вот и поддерживали друг друга, как могли. А уж приголубить вдовьих деток сам Бог велел.
      Однако вскоре произошло такое событие, которое перевернуло всю дальнейшую жизнь Татьяны.  Как-то придя с работы, накормив детей и управившись с хозяйством, она поспешила к сестре. Нужно было выяснить кое-какие рабочие моменты: Наташа в то время тоже работала в маслозаводе. Буквально через несколько минут за ней прибежали дети, все трое. Запыхавшись, дети  выпалили:
- К нам дяденька пришёл, сел на диван и сказал: «Теперь я с вами буду жить.» Татьяна в полном недоумении поспешила домой. Действительно, на диванчике сидел мужчина, а рядом с диваном стоял маленький чемоданчик.
Мужчине было лет сорок пять. Что-то знакомое поразило женщину в его обличии.
- Что Вы хотели?-  спросила Татьяна.
- Я хочу у Вас жить.
- Зачем?
 - Там посмотрим.
Мужчина заглянул в глаза Татьяны. Она так и обмерла: вот он – русский богатырь из далёкого детства, вот они – серые-серые глаза, в которых так чарующе рассыпались искринки синего неба!  Не ждала-не гадала Танюша когда-нибудь увидеть героя из детской сказки! А он, как по волшебству, оказался в её сиротском домишке в самые тяжёлые моменты её жизни и собирается жить здесь! А вдруг ошибка? А вдруг от безысходности она желаемое выдаёт за действительность?
- Александр? – робко спросила она.
- Да. Что,  не признала?  А я тебя сразу узнал, хотя в те давние времена ты была маленькой сопливой девчонкой.
Гость улыбнулся в усы той очаровательной улыбкой, которая, бывало, нет-нет,  да и приснится Татьяне.
   Так сказка из далёкого беззаботного дореволюционного  детства превратилась для измордованной жестокой судьбой Татьяны в быль.

3.02.2018 г.