Лобстер

Юлия Ви Комарова
Очередной фильм Лантимоса. И очередной шедевр. Так получилось, что я его посмотрела после «Оленя», хотя многие считают его чуть не приквелом к последнему. Я не соглашусь. Если «Убийство священного оленя» - это интерпретация античного мифа, то в «Лобстере» абсолютно четко, на мой взгляд, прослеживаются христианские мотивы. Хотя в обоих фильмах препарирует семья. Тут столько мыслей и чувств пробуждается, что фильм, друзья, надо смотреть обязательно. Особенно тем, кто интересуется социологией и футурологией, а также тем, кто хочет разобраться, что происходит с семьей в современном мире.

Потому что семья - это очень важная часть мира. И потому что она сейчас видоизменяется: уходит в прошлое традиционный тип и завоевывает популярность партнерский. Но что-то должно связывать людей в паре. Если не бытовая необходимость и не романтическая любовь, то что же? Психологи говорят о том, что люди в семье не должны быть ни полной противоположностью, ни абсолютно схожими, тогда брак продлится дольше.
Некоторые специалисты по социуму (в частности, Шульман) говорят о том, что угрозой традиционной семье являются не гей-браки, с которыми так рьяно борется нелиберальная общественность, а одиночки - Singles. Те самые самодостаточные граждане, которые не нуждаются в партнере и живут в свое удовольствие вне пары, не замечая неудобств. На бытовом уровне они могут сдать белье в прачечную, поужинать в ресторане и развлечься в реале или виртуале без обязательств. Даже секс не является камнем преткновения. Есть, конечно, поклонники тиндера, но в основном молодые люди создают устойчивые связи без официального оформления отношений. Они могут жить вместе, а могут и порознь, и встречаться в то время, когда им удобно.

И тут встает вопрос: а удобно ли это государству?
Мы же помним, что заветная мечта государства (со времен Платона) - это «залезть гражданам в постель»: регулировать семейные отношения. И вот Лантимос гениально наглядно демонстрирует, к чему это приводит. На примере государства будущего, где "парность" - обязательное условие существования гражданина.
Нет свидетельства о браке - ты становишься изгоем, одиночкой. Тебе остается либо попасть в переработку и стать животным, либо выбрать себе пару по формальному признаку соответствия, либо присоединиться к подполью, которое существует в лесах и живет по правилам, прямо противоположным государственным. За любые действия, которые соединяют людей в пары, подпольный лидер карает со зверской жестокостью. Точно так же, как государство карает за непарность. То есть оба хороши, как в старом анекдоте. Что же остается человеку, который не вписывается в эти жесткие рамки? И что же держит людей в паре? Формальные ли признаки совместимости, или старое доброе непредсказуемое и странное чувство, не поддающееся описаниям - любовь? Смотрите фильм.

Его стоит посмотреть с любой точки зрения: в нем хорошо все - и режиссура, и актерский состав, и съемка, и звук. Все играет на образ, все подводит нас к катарсису, к тому самому банальному свету в конце тоннеля, который каждый жаждет увидеть в конце. Здесь этот свет есть. В отличие от "Убийства священного оленя", фильм не оставляет чувства безысходности и мрака бездны. Открытый финал каким-то удивительным образом дает надежду на будущее, пусть через страдания и ужас абсолютной тьмы. Да и сама тема слепоты как прозрения выносит зрителя на совершенно новый уровень восприятия.

Я только скажу (и мое очень субъективное чувство объективно подтверждают мои друзья и близкие),  что сама мысль о жертве во имя любви (а именно такую жертву должен принести главный герой) - это очень христианская мысль. Тем и дорога она нам всем, живущим в пост-христианском мире.

Такое семейное кино радует.  И пугает. Потому что некоторые вещи осмысливать тяжело, но необходимо.