Глава 3. В-ось-питание

Наталья Боталова
А теперь задам следующий вопрос. А что такое, дорогие мои, воспитание по вашему мнению? И кто такой воспитанный человек?
Проведём мини соц-опрос.
Оказывается, почти девяносто процентов считают, что воспитание - это значит воспитывать ребёнка, учить его правилам поведения, нормам, что надо здороваться, говорить до свидания, носить с собой носовой платок, быть опрятным в одежде, слушаться маму и папу, бабушек и дедушек, не грубить, не ругаться, не кричать, не говорить громко, не орать, когда стоит и поорать немножечко, лучше не плакать и всегда улыбаться. А ещё желательно слушаться всех взрослых и незабвенных первых и последних учителей.
Кто такой воспитанный человек? А это тот, кто не скажет грубого слова, кто вежлив и опрятен. Аккуратен, честен, не ругается нецензурными словами, читает книги, ходит по музеям, театрам, может рассуждать на философские темы, который никому ничего не должен (упаси господи!) и т.д и т.п.
Вам не стало противно от такой картинки? А где про то, что надо быть добрым и справедливым? Или воспитанный может пройти мимо несправедливости, не скажет грубого слова обидчикам, не защитит слабого? Ведь главное – аккуратность и опрятность в одежде, а так могут и порвать что-то и синяков наставить…
А где про то, что надо любить свою работу и быть счастливым? То есть воспитанный может ходить на нелюбимую работу, делать её абы-как, но снова – ни грубого слова, ни непослушания, ни экстравагантности – ни-ни.  Ты же воспитанный. Воспитанные мальчики так не поступают.
А где про то, что надо любить людей и уважать их?
Вот и получается у нас так, что воспитанные женщины и мужчины могут оставить беспомощных детей на растерзание неадекватной старой женщине, которая называется бабушкой.
Если повнимательнее присмотреться к слову воспитание, то в нём можно увидеть и ответ на вопрос. Воспитание - это не простое существительное. Оно от глагола питать. Но питать не просто желудок человека, а питать ось человека. Воспитание – в ось питание. Питание стержня человека, человеческого духа.
Смотришь порой на ребёнка и видишь – вот в этом есть стержень – он знает, чего хочет. Он вредный, он с характером, на него валятся все шишки, он постоянно в синяках, он стоит в углах и порою родители  хватаются за ремень. Но он может постоять за себя и за тех, кто ему дорог. Он может видеть прекрасное, он знает, что такое хорошо, а что такое – плохо. И знает не потому, что ему так сказали папа и мама, а потому, что он умеет делать добро – и знает, что это - хорошо, он пробовал делать и зло, и знает, что это – плохо. Вот такого ребёнка  ещё можно напитать, воспитать. Укрепить дух.
А вот в этом ребёнке стержень уже сломан. Рассыпался на частички. Такой ребёнок послушен, у него нет своего мнения. Он очень тих и удобен. И очень трудно воспитывать такого ребёнка, потому что нечего питать – всё в пустую – нет оси, нет стрежня. Возможно, придётся это делать всю оставшуюся жизнь. А результата может и не быть.
С таким ребёнком можно сколько угодно ходить по музеям и театрам, можно сколь угодно долго разглядывать репродукции картин, можно изучать кучу иностранных языков, играть на музыкальных инструментах (ах, как восхищаются гости, когда девочка или мальчик садятся за фортепиано или берут скрипочку и начинают музицировать… А какое умиление это вызывает у родителей! Не зря прожили жизнь – смотрите какое чудо воспитали!). Можно  ездить в путешествия по разным городам и странам – но если нет стержня, то основное проходит мимо. Вопрос, а что основное, мы разберём позже, а пока две статьи.
Журнал  "Звезда", № 11 за 1985 год.
В декабрьский вечер, под самый Новый год, на лестнице многоэтажного дома нашли убитую семнадцатилетнюю девушку. Студентку из техникума, первокурсницу. Убийца заткнул ей рот и нанес восемь ударов ножом. Поиски преступника привели к совершенно неожиданному результату. Девушку убила ее подруга Ира Л., тоже первокурсница техникума, тоже семнадцатилетняя. Кто-то продавал очень красивое французское платье за 170 рублей, Ире очень хотелось купить его, ей казалось, что с покупкой платья у нее начнется новая жизнь, она засыпала и просыпалась с мыслью о платье. Она попросила денег у родителей, те подняли ее на смех, и тогда она сказала подруге, что может достать ей модные сапоги за 170 рублей, завела ее в чужой дом, будто бы за покупкой, покурила и набросилась на подругу с ножом. Денег Ира Л. не нашла - они были не в сумочке. А в заднем кармане брюк убитой подруги.
Ира совершила преступление, тщательно обдумав его и подготовившись к нему. По медицинскому атласу у знакомых она изучала, куда лучше нанести удары. А с другой стороны, никогда прежде за ней не замечали хоть какого-нибудь садизма или жестокости, она не убила в жизни бабочки или жука, ни разу в жизни никому не нагрубила, она упала в обморок, когда у нее брали кровь из пальца.
И отец и мать ее прекрасные работники, мама - преподаватель английского языка, дед - ветеран войны и труда. Умер в восемьдесят четыре года, имея за плечами шестьдесят восемь лет трудового стажа.
Родители  воспитывали ее в духе скромности и трудолюбия, ничего лишнего не покупали, она отличалась послушанием, заботливо относилась к родителям, к бабушке, младшей сестренке.
Задумав  свое дело, она попросила подругу собрать и принести якобы для покупки сапог именно 170 рублей - ровно столько, сколько ей самой нужно было на платье, "потому что мне не нужно было ни одного лишнего рубля", как написала она в своих показаниях. Честная.
Ира училась в английской школе, ее, как сказано в характеристике, составленной после преступления, "не без основания считали одной из самых развитых и начитанных учениц", ее суждения о литературе и музыке были "интересны и содержательны", ее сочинение о Чернышевском отмечалось на городской учительской конференции, она была "исполнительна, прилежна, занималась самовоспитанием. Охотно выполняла общественные поручения. В классе пользовалась авторитетом. Характер уравновешенный. Морально устойчива..."
Она  очень любила своих родителей и любила одного человека, говорила подруге, что жить без него не может.
Все чувства есть, все способности, ум, воля - все при ней! И все-таки чего-то нет. Чего же? Что прошло мимо неё в музеях, театрах, в творчестве Достоевского и Чернышевского, в других произведениях литературы, на которых воспитываются люди? Чего же?...
Вторая ситуация  - почти тридцать лет спустя.
3 февраля 2014 года в школу № 263, расположенную на северо-востоке Москвы в Отрадном, зашел десятиклассник, вооруженный винтовкой и карабином. Угрожая охраннику оружием, который успел нажать на тревожную кнопку, они вместе прошли турникет, и направились по коридору до класса географии, где проходило занятие, на котором было 20 человек. Здесь подросток убил учителя географии, полицейского, прибывшего на помощь через 4 минуты, и ранил еще одного сотрудника правоохранительных органов и взял заложников. Экстренно был вызван отец подростка, который уговорил его сдаться и отпустить заложников.
Учащиеся школы и учителя были эвакуированы. Преступника задержали. По данным следствия, школьник успел произвести 11 выстрелов, в кого он стрелял, неизвестно. В результате инцидента погибли учитель географии и старший сержант, еще один из сотрудников правоохранительных органов был ранен и госпитализирован в тяжелом состоянии.
По факту случившегося возбуждено уголовное дело по статьям «захват заложников», «убийство» и «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».
По данным полиции, школьник был трезвым. Из оружия у него были малокалиберная винтовка и охотничий карабин, зарегистрированные на его отца. Следователи уточнили, что стрелявший ученик - отличник, у него мог случиться эмоциональный срыв. Одноклассники рассказали, что он шел на золотую медаль, но был необщительным. О том, были ли у него конфликты с погибшим учителем географии, школьники сказать не смогли…
Получается, ничего не изменилось за последние тридцать лет в системе воспитания. Я не оговорилась и не описалась. Именно в системе воспитания, а не образования, как мы привыкли называть школу и другие образовательные учреждения иже с нею. Только теперь убивают не за материальные ценности – а за «духовные» – очередную пятёрку по географии.
И та девочка, и этот мальчик были адекватными с точки зрения психологов и медиков. Они были здоровыми. Успешными. Росли в нормальных семьях. Оба были отличниками.
Они умели умно рассуждать об очередной выставке модного художника или о новой прочитанной книге модного автора. Они блистали знаниями на олимпиадах и викторинах. Они побеждали в конкурсах.
Вас что-нибудь настораживает в этих статьях? Меня - слово отличники.
Представляете общество из ТАКИХ отличников?
Страшно?
Насколько страшно?
А за своих детей и внуков не страшно?
Или, чтобы не было страшно – тоже пусть будут такими?
А какими такими, спросите вы?
Да не отличники они, а самые настоящие двоечники, если не могут отличать добро от зла. Самому главному так и не научились. А если по предмету «Добро»  - два (а мы с вами выяснили, что предмет Добро учит тому, как любить людей), то тогда остальные пятёрки просто недействительны. Такой человек не может считаться полноценным, развитым. Его надо бы на второй год оставить в возрасте трёх-четырёх лет. Именно тогда ребёнок научается различать добро и зло, именно тогда формируется грань между ними. Как спросите вы формируется? Да с помощью сказок, пословиц, поговорок, с помощью тренировок в совершении добрых поступков и дел. Только так. По-другому не получается.
Чего же не хватало и той девочке из далёкого 85-го, и сегодняшнему мальчику?
Я отвечу - стержня. Это люди без стержня, без оси. И поэтому бесполезно питать их прекрасным, бесполезно водить по музеям и читать сокровища мировой художественной литературы. Всё пройдёт мимо. Не увидят они главного – стремления к Правде, Добру, Красоте, желание их познать. Поздно. Надо было раньше – читать сказки про репку и курочку Рябу.
Так что же такое эта ось, этот пресловутый стержень, без которого человек становится страшным подобием человека?
Ось, стержень – это знание того, что жизнь и достоинство человека - главная ценность. Знание того, что человек  - могущественен как в творении добра, так и в сотворении зла. И самое главное в стержне человека – немогущество сотворения зла. Но немогущество не от страха перед законом, а от того, что не могу причинить боль другому человеку для своей выгоды.
Воспитанный человек – это человек, который добивается своих целей только за счёт себя. За счёт своих знаний, своих действий, поступков. И ни в коем случае не посягает ради этого на жизнь и достоинство других людей.
Это и есть воспитанный, психически здоровый человек.
А про таких как описанные мальчик и девочка, говорят – душевно больные люди. То есть имеется в виду – психически больные. Возможно, это и так, если рассматривать Дух как психическое явление.
Но я думаю, что всё-таки Дух – это скорее социальное явление, нежели индивидуальное.
Хочется спросить дедушку девочки, который прошёл войну – а что он рассказывал ей об этом времени? Хочется спросить родителей мальчика – а вы какие сказки ему в детстве читали? Но, наверное, главное даже не в этом. Главное – в собственном личном примере по жизни.  А в школе  питать порою уже поздно – стержень он или есть – или уже сломлен всеми «нельзя», «не трогай», «сиди прямо», «не хныкай», «не ходи туда», «не дружи с этой девочкой» -  и прочими не очень умными словами и поступками Взрослых людей.
А потом через пять-десять лет ребёнку можно ставить  диагноз – общее недоразвитие личности. Нет основных составляющих развития – знания Правды, т.е. того, как различать Добро и Зло, и нет знания того, что Добро – это любовь к людям.