Благовещизм Пастернака

Александр Азовский
 (1890-1960)

  10 февраля – день рождения гениального Бориса Леонидовича Пастернака.
  Он прожил 70 лет – приличный жизненный срок для поэта. Возможно, ещё и потому, что жил он в  соответствии  с  разумным  принципом,  который как-то высказал Евгению Евтушенко: «Никогда не предсказывайте свою трагическую смерть в стихах, ибо сила слова такова, что она самовнушением приведёт вас к предсказанной гибели. Вспомните, как были неосторожны со своими самопредсказаниями Есенин и Маяковский, впоследствии покончившие петлёй и пулей. Я дожил до своих лет только потому, что избегал самопредсказаний...»
  И всё-таки в 1932 году он заявил:

  О, знал бы я, что так бывает,
  Когда пускался на дебют,
  Что строчки с кровью – убивают,
  Нахлынут горлом и убьют!

  Он умирал от тяжёлой болезни – рака лёгких. Кровь шла из горла, он знал о неизлечимости недуга, но принимал мужественно горькую чашу страданий. К тому времени он уже стал нобелевским лауреатом и под давлением негативного общественного мнения, а, точнее сказать, травли, организованной сверху, написал горькие строчки:

  Я пропал, как зверь в загоне.
  Где-то люди, воля, свет,
  А за мною шум погони.
  Мне наружу ходу нет.
  ...Но итак, почти у гроба,
  Верю я, придёт пора,
  Силу подлости и злобы
  Одолеет дух добра.

  Пастернак, выпускник философского факультета МГУ, и в поэтическом творчестве был, прежде всего, философом. Тяготея к символизму, он дорожил дружбой с Цветаевой и Ахматовой, но недолюбливал Мандельштама, хотя заступился за него перед власть предержащими.
  Его роман «Доктор Живаго» с христианскими стихами, как и всё его творчество, по словам Андрея Вознесенского, – “благовещизм”. Он объясняет: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни.  Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творенья мирозданья.  Дождь дан как присутствие Бога в нём, еловый бор как присутствие Бога, Бог дан в деталях, в стрижах, в каплях, и наше чувство – это, прежде всего, в чистом виде Божье присутствие. Каждая вещь для поэта – Благовещение. Я сказал бы о благовещизме Пастернака.  Выставка эта полна вещей – вестей от Бога». Сказано точно и замечательно!
 
  Роман «Доктор Живаго», напечатанный в Италии коммунистом Фельтринелли, который после этого вышел из компартии, вызвал шквал негодования в Советском Союзе. Руководители государства сравнивали Пастернака со «свиньей, которая гадит там, где ест». Тем временем роман опубликовали во многих странах мира, а автору присудили Нобелевскую премию, от которой он под давлением общественной среды отказался. Причина такой оппозиции, скорее всего, в христианской фабуле романа, который является искренней исповедью самого автора, покаянием перед Богом за свою сомнительную позицию философа. О Боге в романе размышляют Юрий Живаго, Лара, бывший священник и даже женщина из простого народа.
 
  Великолепны стихи Юрия Живаго о Рождестве и Пасхе. Кстати, Лара плачет над усопшим Юрием, сожалея, что его не отпевают по-церковному: ведь он был настоящим христианином! Впрочем, аналогичной оказалась посмертная судьба и самого Бориса Пастернака.
  В стихотворении  «В  больнице» Борис Пастернак, исходя из собственных переживаний, весьма живописно изображает уходящего в вечность человека:

  О Господи, как совершенны
  Дела Твои, – думал больной, –
  Постели, и люди, и стены,
  Ночь смерти и город ночной.

  Я принял снотворного дозу
  И плачу, платок теребя.
  О Боже, волнения слёзы
  Мешают мне видеть Тебя.

  Мне сладко при свете неярком,
  Чуть падающем на кровать,
  Себя и свой жребий подарком
  Бесценным Твоим называть!

  Кончаясь в больничной постели,
  Я чувствую рук Твоих жар.
  Ты держишь меня, как изделье,
  И прячешь, как перстень, в футляр!

  Только настоящий христианин достигает такого уровня духовного сознания, что понимает, как «дорога в очах Господних смерть святых людей Его» (Пс. 115:6). Только для христианина «жизнь – Христос и смерть – приобретение”. И Пастернак знал, что «любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим.8:28). И гонения, и страдания, и смерть.
  И, размышляя  о  Гефсиманской молитве Спасителя, он смиренно преклоняется перед волей Господней – «благой, угодной и совершенной»:

  На меня поставлен сумрак ночи
  Тысячью биноклей на оси.
  Если только можно, Авва Отче,
  Чашу эту мимо пронеси.

  ...Но продуман распорядок действий,
  И неотвратим конец пути.
  Я один, всё тонет в фарисействе.
  Жизнь прожить – не поле перейти.

  О похоронах Пастернака подробно рассказал писатель Вениамин Каверин: «Но кто-то ещё стал говорить – стоявшие близко от могилы сказали, что это была речь сектанта…  Литфондовец оборвал его, он умолк… Гроб уже опускали, все стали бросать цветы… Глухой стук земли о крышку гроба послышался – всегда страшный, а в этот день особенно не страшный. Все стояли теперь молча». 
  Как ни парадоксально, но в современном ему обществе Пастернак выглядел бы, его при жизни клеймили, «отщепенцем и предателем».

  На этом «чудеса», связанные уже с могилой Пастернака, не закончились. Евгений Евтушенко в стихотворении «Прослушка» (из триптиха «Пастернакиада») касается еще одной детали посмертной судьбы великого поэта:

  Нехитрая могила Пастернака
  Была не одинока и, однако,
  По новым людям детски голодна.
  Трава на ней как будто привставала,
  Чтобы услышать наши голоса.

  Здесь были беглецы из лжи, беглянки.
  Стихи в тени странноприимных куп
  Выпархивали, будто бы белянки,
  Из старческих и юношеских губ.

  Здесь на скамью во времена судилищ
  Для самых доверительнейших встреч
  Мятежные писатели садились,
  Чтоб в тайне слово каждое сберечь.

  Скамья-старушка, милая простушка,
  Стихи послушать вроде бы любя,
  Зачем же ты скрывала, что подслушка
  Была так ловко вделана в тебя?

  Подслушкой занимаются глухие.
  На верхних ветках только глухарье.
  Подслушали бы сердце у России
  И у поэтов истинных ее.

  А закончить это эссе мне хочется словами самого Бориса Пастернака о нашем Спасителе:

  Но книга жизни подошла к странице,
  Которая дороже всех святынь.
  Сейчас должно написанное сбыться,
  Пускай же сбудется оно. Аминь.