Дом солнечного страдания. Дневник

Пылаева Ольга 1
Я хочу написать, чтобы не быть прочитанным
сказать, чтобы высказаться, но не быть услышанным
чтобы запомнить и чтобы забыть.

***

Я знаю, что меня не поймут и привыкаю к этому все больше и больше.
Наверно поэтому дорога привела меня в Долину солнечного страдания,
в мир, где живут те, которых не понимают. Так как считается, что они мало что понимают. Это глубокое заблуждение. Как многое они знают и понимают.
И как многому мы можем у них научиться.

***

Страдание заставляет думать.
Если бы страдания не было, было бы проще считать, что все нормально.
Все идет хорошо.
Страдание заставляет задумываться - что же идет не так, ведь вроде бы все хорошо.

***

Думала очень долго - в чем главная проблема. Под внешней видимостью того, что все хорошо сознание нащупало множество подводных камней.
Но сегодня мне кажется, что главная проблема - не в тщеславии, не в отсутствии чувства меры, не в опасности эмоционального истощения.
Не в кажущимся нарушении ауто-идентицикафии.
Не в кажущимся нарушении привязанностей.
Ведь все это - мои проблемы.

Проблема в том, что будет если мне все это надоест.Если настанет день, и я не захочу больше прийти в Дом.
Расстроятся ли Аня и Саша?
Заметят ли, что я могла прийти, но не захотела и не пришла.
Нет, они не расстроятся.
Но что будет с моей душой?

Примерно в пятом классе я страстно заинтересовалась разведением цветов.
Я немного помню, как это началось. Это началось с чувства, с радости.С запахов, прикосновений, оттенков цвета. С тонкого физического чувства от появления новых листьев, почек, от сопереживания росту и жизни цветку на окошке. От чувств, которые вызывали книги о выращивании растений. От радости приобретений новых цветов. Я хотела, чтобы их было больше и больше. Купленные в цветочном магазине,подаренные родителями и родственниками, выраженные из украденных и выпрошенных в самых разных местах отростков - их становилось все больше и больше и в конце концов они занимали все подоконники, столы, они были готовы занять все гладкие горизонтальные поверхности в доме, перебраться на балкон и в ванную... Они вызывали радость, может быть, и потому, что поглощали внимание и отвлекали... А потом все прошло. И цветы перестали поливать. Навсегда.
Потому что эта страсть угасла.
Как может угаснуть и всякая страсть, в которой нет любви-ответственности. Ответственности перед Богом.
Потому что все цветы - творение Бога.
И если ты взял в свой мир цветок, можешь ли ты быть уверен, что тебе не наскучит его поливать? Или у тебя не закончатся эмоциональные силы, чтобы полить его хоть чуть чуть?

Цветы, которые растут в полях, в лесах - способны сами заботится о себе. Так сотворил их Господь. Каждый из полевых цветов проживает свою жизнь сам. Его поливает дождь, опыляют пчелы. Он не нуждается во внимание человека. Он самодостаточен.

Люди, живущие в Доме солнечного страдания, больше похожи на домашние растения. Они зависят от человека и не справятся самостоятельно.

***

На самом деле, если сравнение жителей Дома с домашними цветами верно, то оно верно в том, что эти люди самостоятельно не могут обеспечить свое физическое существование. Они не знают, как заварить чай, как подогреть суп. Они не знают, откуда берется еда. Имеют смутное представление о времени и днях недели.
Но на уровне эмоциональном на самом деле они не нуждаются в дополнительном поливе и внимании других.
Это называется реактивное расстройство привязанностей.
На самом деле, они уже прожили 17-18 лет и выжили там, где мы вряд ли бы с этим справились.
Они выработали мощнейшие механизмы эмоционального выживания. Они придумали, как сохранить эмоциональный цветок на окошке так, чтобы он мог существовать вне зависимости от желания его поливать или отсутствия такого желания. Их эмоциональный цветок может жить при отсутствии одного хозяина, который заботится о своем цветке, несет за него ответственность, любуется его красоте, видит каждое новое достижение в виде свежего листика и нового ростка.
Цветок существует и при постоянной смене людей, "осуществляющих полив по графику". И будет существовать и при полном отсутствии таких людей.

***
 
Научные исследования в области реактивного расстройства привязанностей (РРП) показали, при отсутствии значимого взрослого рост и развитие не происходит.
Такой цветок может существовать, но он практически не растет.
Поэтому люди, живущие в Доме, такие маленькие. Внешне кажется, что им 7-8 лет, иногда и гораздо меньше. А им может быть 17...
Среди домашних цветов наиболее неприхотливы кактусы.
Им не нужно давать листьев и побегов. Они могут расти очень медленно или не расти совсем. Они готовы к тому. что их будут поливать очень редко или совсем не будут поливать. Они все равно будут видеть свое солнце.

Вероятно это и называется заторможенным типом РРП. Люди, похожие на кактусы.

Но не все знают, как неожиданно может расцвести кактус. Какие невероятные по красоте цветы могут они так неожиданно подарить миру...


 ***

Сегодня была на второй лекции «О расстройстве привязанности у детей», лекция была небольшой и очень простой, ориентированной на практическое общение с детьми в интернате.
Но странным образом, прослушав эту короткую лекцию и как бы совершенно независимо от неё я неожиданно поняла, как устроен мир, чего хотел от человека Бог и почему люди так часто несчастны в личной жизни (то есть те люди, которые хотели бы быть счастливыми в личной жизни - почему они так часто чувствуют себя несчастными».

При этом возникло ощущение, как будто «сложился паззл», так как были добавлены некоторые необходимые и ранеее отсутствующие детали в понимании мира.

Известно, что самый простой и понятный путь спасения, данный Богом - это путь семейного человека.

На этом пути человек должен сформировать и пронести через свою жизнь с достоинством три привязанности - три Любви: любовь к Старшему (к родителям), к Равному (муж или жена), к младшему (ребёнок, дети). Это «свои» дети, свой (а не чужой) муж и родители. А не просто в целом разные люди - младше, старше... все остальные люди составляют более далекие круги, сферы общения (если представить человека как маленький круг, а окружающих его людей с различной степенью близости поместить в разного диаметра окружностям вокруг маленького круга человека. Чем больше окружность и дальше от центра тем меньше и менее ценна связь с людьми в этом круге. Бог задумал человека так, чтобы в первом круге находились родители, дети и муж или жена. Если человек выбирает путь семьи. Если человек не выбирает этот путь, то он обязательно (как все люди) формирует привязанность к родителям. Других таких привязанностей к людям у него может не быть, так как его жизнь подчинена другим задачам.

Для спасения человек должен достойно пронести эти три разных Любви через свою жизни. В чем суть каждой Любви? Они одинаковы. Каждая из них - это забота, со чувствие, со радованное, душевная боль за человека, жертвенность.

Проще всего с любовью к детям у матери. Поскольку если бы эта любовь была под сомнением, человеческий род давно закончился бы, эта любовь несомненна, так создал ее Бог. Это сильный инстинкт. Поэтому эта любовь даже не отражена в заповедях. Она естественна и не является заслугой человека.
Конечно, есть матери, бросающие детей. Но это не значит, что они не способны к этой любви. Они также способны к ней. Но в силу серьезных проблем они не могут воспитать ребёнка, так как это невероятно сложный процесс. Тяжёлые психические заболевания, материальные условия, зависимости и многое другое. Многие оставляют ребёнка в роддоме сразу, чтобы не привязаться к нему, зная, что воспитать его возможности нет. Нередко детей отбирают, так как мать не в состоянии обеспечить уход. Однако это не значит что в нет любви. Если мать оставляет ребёнка в семье, то в любом случае любит его по своему и заботится о нем как может. Другое дело, что иногда она совсем не может о нем заботится, так как ее Здоровье физическое или душевное тяжело расстроено. Однако инстинкт так и остаётся инстинктом. А его реализация, безословно, зависит от особенностей личности и здоровья. У мужчин этот инстинкт развит не всегда, и вот в том случае, если он не развит, забота о детях превращается в направленную к спасению душевную работу. В тех же случаях, когда инстинкт развит (в некоторых семьях инстинкт развит у отца даже более чем у материала), забота о детях у мужчины естественна и никакой его личной заслуги а этом нет.

Очень важно, что родители способны любить оюлюбого своего ребёнка, каким бы он не бы. (Другое дело, что если детей несколько, то чувства к ним могут различаться, но это не так важно)

Забота о детях, как одна из трёх основных привязанностей, помогает выжить, справится с трудностями, и ребёнку и родятелям, даёт силы жить, наполняет жизнь смыслом. В этом все три привязанности не отличаются. Они едины в этом ведущем предназначении.

Гораздо сложнее обстоит дело с двумя другими видами привязанности. Забота о родителях дана Богом в заповеди. «"Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле". Это не инстинкт, а духовная работа. И работа непростая. Так как за ее выполнение верное Господь даже продлевает жизнь человека. Вообще это единствннная заповедь, в которой содержится не только просьба но и обещание для человека. И эта единственная заповедь об отношении человека к человеку, которая идёт сразу после заповеди об отношении человека к Богу. Видно, что значение этой заповеди очень велико.

Сложность достижения этой заповеди, как мне кажется, состоит в изменении ролей в течении жизни. Маленький ребёнок всегда любит родителей, это инстинкт и в этом нет его заслуги. Забота родителей необходима ему для жизни и развития.

Очень важно, что маленький ребёнок спорен любить любого своего родителя, каким бы он не был.

По мере взросления ребёнку сложнее приспособиться к изменению своей роли. В детстве он все получает о родителей, границы мира и удовлетворения потребностей сужены и родители составляют весь мир ребёнка, являются его центром. Ребёнок растёт, границы мира расширяются, становится все больше требований от родителей, ребёнок вынужден подчиняться им, появляется чувство желания свободы, подчинение становится трудным, родители удовлетворяют далеко не все желания ребёнка... и чувство к ним может измениться. Так как ранние чувства были инстинктивны, а осознание необходимости духовной работы и ответственности ещё не пришло. С этим связаны различные переходные кризисы и особенно кризис переходного возраста.
В дальнейшем человек осознаёт необходимость заботы о родителях, он должен все больше отдавать и все меньше получать в этих отношениях. Поэтому поддержание, формирование и развитие этой любви требует работы. Если человек не справляется по своему ощущению, он не может быть в полной мере счастливым, его душа болит.