Иван Андреевич Крылов

Александр Азовский
(1769 – 1844)

13 февраля 1769 года появился на Божий свет Иван Андреевич Крылов, который вслед за древними псалмопевцами мог полноправно заявить: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца» (Пс. 44:2). Точнее – баснописца. Но не только. Об этом – ниже.

Он был флегматиком и вследствие этого склонялся к малоподвижному образу жизни. Отличаясь ленью, беспечностью и склонностью к созерцанию общественных пороков, которые он беспощадно высмеивал, в то же время Крылов выделялся настойчивым стремлением любое дело доводить до конца. Его целеустремлённость стяжала ему репутацию мудрого человека.

Как и многие другие выдающиеся поэты, Крылов обратился к переложению псалмов. В 1795 году его заинтересовал псалом 17:

К Тебе, мой Бог, великий, вечный,
Желанья все мои парят,
Сквозь тьму и бездны бесконечны,
Где миллионы звёзд горят...
Болезни взор мой напрягали;
Земля разверзлась подо мной;
Как сонм стеснённых туч печали
Носились над моей главой.
Переставало сердце биться,
Потёк по жилам смерти хлад,
Уже ногой ступил я в ад,
Но вспомнил к Богу обратиться. –
Сквозь небеса проник мой вздох,
И мой меня услышал Бог.

В 1796 году, перекладывая псалом 37-й, Крылов пишет:

...И я к Тебе, надежды полный,
Свой простираю томный глас.
Смири страстей свирепых волны,
В которых духом я погряз!
Мои велики преступленья:
Их сердцу страшно исчисленье, –
Но в Судии я зрю Отца.
Мой страшен грех, но он конечен, –
А Ты мой Бог, Ты силен, вечен.
Твоим щедротам нет конца.

Несколько позже, касаясь тех, кто имеет право обитать с Богом в соответствии с текстом 14-го Псалма, Крылов характеризует такого человека:

Кто на друзей сетей не ставит,
Не соплетает злых клевет;
Боящихся кто Бога славит,
За благо злом не воздает!

Касаясь сюжета 51-го Псалма, поэт восклицает:

Чем хвалишься во злобе, сильный,
Что мочен наносить ты вред?
Глагол твой, лестию обильный,
Как ядом растворённый мед;
Язык твой – бритва изощренна;
В груди кипит всех злоб геенна.

Те же мотивы звучат в переложении псалмов 71, 87, 93, 96-ом. Так в псалме 93 поэт обличает безумцев, игнорирующих Божье правосудие:

Так, проливая крови реки,
Заграбя мир себе в удел,
Твердят они на грудах тел:
Господь не видит наших дел
И не познает их вовеки.

Безумец! где твой ум и слух?
Стряхни невежество глубоко,
Скажи, хоть раз взнесясь высоко:
Уже ли слеп Создавший око,
И Сотворивший ухо – глух?

И, наконец, в Псалме 96-ом Крылов подводит итог своим теологическим размышлениям:

В Нём правым жизнь; в Нём чистым свет –
И вне Его спасенья нет.

Крылов считался выдающимся лирическим поэтом, ничуть не уступающим Державину.
И этот человек, в молодости увлекающийся азартными играми, к примеру, картами, а позже и чревоугодием, стал всё же выдающимся баснописцем. Обратившись к басенному жанру, он весьма преуспел в нём. Причём его басни были вдохновлены историческими событиями. Например, в басне “Волк на псарне” Крылов изобразил Наполеона. В басне “Квартет” раскритиковал Государственный совет России, состоящий из четырёх департаментов, пересаживающихся с места на место.
Евгений Евтушенко в стихотворении «Дедушка Крылов» говорит об актуальности басен знаменитого баснописца во все времена:

Мы – войны гражданской внуки.
Сколько раз, идя ко дну,
Раку, лебедю и щуке
Доверяли мы страну.
Хитроватый, вороватый,
Наш квартет был щуковатый.
На мартышку косолапый
Чуть ворчал: «Скромнее хапай».
Поворотистый осел
То министр был, то посол.
Нащипались там козлы
Государственной казны.
Но какие еще звери
Проломают к власти двери?
Саблезубый слышен рев…
Где ты, дедушка Крылов?
Нас ты баснями не спас.
От кого? Да нас от нас.

Говорят, что его смерть наступила вследствие объедения вкусно приготовленными рябчиками. В 1844 году он умер с молитвой: “Господи, прости мне все согрешения мои”. Таково свидетельство близко знавшего его академика Лобанова.
В одном из его сочинений “Воля Провидения” есть такой вывод:

Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья
В безумной слепоте своей,
Не ведая Его ни целей, ни путей?

А в известной басне “Сочинитель и разбойник” он говорит о высокой моральной ответственности за слово, особенно, печатное. Безбожные произведения, сеющие безверие и укореняющие разврат, по мнению баснописца, куда хуже разбойных действий, влекут за собой трагедию в настоящей жизни и расплату за это в вечности. Некоторым нашим современным писателям и поэтам, к сожалению, не хватает подобной проницательности.

И в заключение приведу свое юношеское стихотворение «Мудрость баснописца»:

Входил он в царство вечное Любви,
И прошептал последние пять слов:
“Прости мне, Господи, грехи мои”, –
Молился умирающий Крылов.

Он при дворе имел высокий сан.
Как мастер поэтической строки,
Он много мудрых басен написал,
Бичующих пороки и грехи.

И вот – пред смертью – он Творца молил,
Осознавая, сколь коварно зло:
“Прости мне, Господи, грехи мои…”,–
Сказал на грани вечности Крылов...