Фидея о Великом Посте и об истерии

Елена Серебровская-Мильори
Фидея о Великом Посте и об истерии. (изложила  слова старца Елена С.- М.)

https://youtu.be/_H8W5bpT80g

1.

– Еще скажи, Фидея, слово свое напутственное  о Великом Посте, который приблизился уже… что скажешь нам, мирянам?

–  Да, вот пост начинается, зовем его Великим, есть много пояснений в книжках мудрых, почему зовем его Великим, не буду уж о сем, простите…

Но что хотите услышать от меня? Разве не знаете, как поститься следует?

– Знаем, Фидея, но надо как-то особенно радеть, раз Пост Великий.

– Надо, конечно, мы же все время радеем, а так будем – особенно… Надо постараться, да так, чтобы всех бесов насмешить… вот радоваться то будут, нечистые.

– Не понял я, Фидея, что, разве не угодны Господу наши старания в посте и молитве покаянной?

– Коль спрашиваешь, скажу тебе  – не нужны Господу нашему ни посты наши, ни молитвы, но – покаяние искреннее сердечное – да, как пишут мудрые и святые.

«Дай мне сердце твое, сыне». -  Говорит Господь.

"Пост есть оружие, данное нам Богом!" - говорит святой Исаак Сирин.

А покаяние значит – изменение, метанойя - перемена ума... Но не на период ведь какой-то, а – навсегда. Что толку, если ты почистил дом и оставил его пустым?

Знаем мы, что случается с таким жилищем сердечным по слову Господа - вселятся в него семь духов нечистых, и будут они страшнее прежних, и станет такому человеку хуже, чем было прежде, до всякого очищения постом и молитвой...
Это, как хирург, вскроет живот больному, вынет все вредное, да так и оставит человека разрезанным.

Есть дело, которое лучше не начинать, если не можешь вести его до конца... А конец в деле христианском один, он только со смертью приходит...

Падаем  – да, но встаём. Никто же не лежит в луже, если он  разумен, конечно, когда упадёт в неё. И тогда скажи мне, брат, а разве христиане мы в пост только? 

И другое время для нас — не покаянное? Разве воздерживаемся мы от непотребностей житейских лишь в какой-то период?

А после – гуляй душа!

И вот мы пять десять, пятнадцать, двадцать лет все каемся все читаем Покаянный канон Андрея Критского, все бухаемся в поклонах слёзных... а воз и ныне там ... душа полна такой скверны, что и вообразить страшно -
и злоба там, и осуждение, и непримиримость, злосердечие, надмение, тщеславие, зависть, жадность, стяжательство, украшательство излишнее, немилосердие, леность, объедение, пьянство, блуд, сквернословие, болтовня пустая, лживость, суетность, глупость, злопамятство, сарказм злобный, насмешки, невнимательность, раздражительность, унылость, апатия, агрессия... достаточно, может быть, я перечислил? Или сами добавите ещё тех "сокровищ духа", какие мы, как правило, стяжаем за время наших якобы подвигов. 
Да почему же такое происходит с нами?!
Да потому, что все наше внимание обращено целиком на внешнее, а внутреннее своё, ради чего все и делается, оставляем без всякого попечения.

Вот как строго говорит о сем Симеон Новый Богослов, подвижник десятого века, слушай сие, не поленись, ибо это о нас:

"После же, когда пришел Христос и так тесно соединил в Себе Божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящиеся, т. е. Божество и человечество, стали единым лицом, хотя пребывали неслиянными и несмешанными, ; с того времени человек сделался уже как бы светом, чрез соединение с оным, первым и невечерним светом Божиим, и не имеет более нужды ни в каком писаном законе, потому что божественная благодать Иисуса Христа, пребывающая с ним и в нем, плодоприносит ему благобытие, т. е.
любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание.
Почему Апостол Павел, перечислив такие плоды Святого Духа, и говорит в конце: на таковых несть закона (Гал. 5, 22. 23), ибо для праведника не требуется закон. Кто же не имеет еще таковых плодов Святого Духа, тот и не Христов,
как говорит Апостол:

аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8, 9).

Такому надлежит подвизаться и постараться о том, чтобы соделаться Христовым, да не тщетно верует во Христа, ; в каком случае Христос не пользует ему ничтоже. Все старание и весь подвиг(пост, молитва, бдение, Ф.)его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие.

 Если же человеческое естество приходит опять в благобытие, как было первоначально, чрез воплощение Христово, и нет никакого другого способа и никакой другой силы, или мудрости, или труда и подвига, чтоб человеческое естество опять пришло в благобытие и стало, как было первоначально сотворено, но находится единственно в руке Бога, давшего ему бытие, и то, чтоб даровать ему благобытие, и другим способом этому быть никак нельзя,

то какая нужда тщетно трудиться, подвизаясь ради сего одними своими подвигами, чтениями, злостраданиями (Постами, истощением, поклонами, молитвами...Ф.), томлением себя алчбою (голодом, Ф.), жаждою и бдениями? И если такие и толикие злострадания бывают тщетны и бесполезны для того, кто не ведает великого оного таинства (спасения), то на каждом христианине лежит долг научиться ему и познать его, чтоб не протрудиться понапрасну в тех злостраданиях и не попустить погибнуть (и при них) душе своей, что бедственнее всякого другого бедствия.

Ибо все такие и подобные злострадания (посты, поклоны, молитвы о земном, бдения, Ф.) должны быть подъемлемы не для того, чтоб прийти в благобытие, но для того, чтоб сохранить благобытие, какое приняли мы прежде чрез святое Крещение, так как сокровище сие труднохранительно, и нам надлежит добре внимать, да сохраним оное, как сказали святые отцы.

И в будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли совершал ли бдения, молился ли, плакали и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу, как говорит и Павел: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится в вас Христос (Гал. 4, 19). Ибо которые во Христа крестятся, во Христа облекаются (Гал. 3, 27).

Итак, те, которые прияли сие от Христа, от Него имеют подобие Ему, как сын от отца имеет подобие отцу, потому что сын не бывает иначе, как из естества отца своего.
Для того Бог соделался человеком, и чрез такое соединение Божества с человеческим естеством царствует Божество над естеством человеческим, как написано: наляцы (укрепись,Ф.), и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Пс.44, 5).
Таким образом, над кем не восцарствовал Христос чрез те добродетели, о которых мы сказали, тот не подобен Христу, как отцу, и недостоин войти в царствие небесное. Воистину так есть.

Почему излишни все прочие подвиги, если не бывают ради их (ради любови, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания. Ф.)

Постараемся же и мы, братие, соделаться подобными Христу посредством тех добродетелей, да сподобимся царствия Его. Ему слава и держава во веки. Аминь."

Вот так, други, если нет в нас изменений от наших "подвигов", если не стремимся соделаться через них подобными Христу - мирными, любезными, кроткими, добрыми, смиренными, добросердечными, радостными, не притворными, не льстивыми, не ленивыми, верными, отзывчивыми, сострадательными, скромными, воздержанными, верующими, живущими Христом - то все наши подвиги постов и прочего - иллюзия, самообман, театр, притворство и жалкое проведение времени.

Покаяние есть изменение, и если нет в нас такового изменения сердечного качество, то нет и покаяния, а раз нет истинного покаяния - нет и веры , нет в нас Христа, и быть не может ТАМ, где дух мирской пагубы, суеты, лжи, немилости, злопамятства и безверия..

Покаянный Пост – да, благо для нас, но разве жизнь истинного христианина не жизнь покаянная?

Между грехом и покаянием пребывают такие – говорит Исаак Сирин…

Разве не каемся мы сразу, как согрешаем мыслью или делом? Или мы – христиане постные, то есть, только в пост?

Так вот, всякое нагнетания, истерия, чувственные вздохи и слезливость, всякая театральность - не есть жизнь христианская, но та же, мирская, только наполненная атрибутикой церковной. Вот и все.

«Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны.» – говорит великий Исаак Сирин.

А какое уж тут смирение, когда шашка подвига поста уже наголо, и око соколиное такого "подвижника" сице устремилось испепелить и пищу "непотребную" и всякого, кто не "постный"!

Еще раз скажу: все посты наши, все наши молитвы и дела добродетели не нужны Богу.

Но нужны нам, дабы уменьшить в себе дух похотливый мiра сего, изничтожить вовсе, кому такое возможно, и стяжать, по воле Божьей, Дух Свят. Пост же как воздержание - великая помощь молитве! Молитва же -обращение к Богу, наша связь с Ним.
К сему надо стремиться хотя бы, именно стремление и оценивает Господь, по свидетельству святых отцов.

«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Закалающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их… так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.» (прк.Исаия, 66)

Итак, важно - не что ты делаешь, а с каким сердцем и для чего ты сие творишь.

Да, други, усердие вещь обоюдоострая…  Ножом можно и хлеб резать и человека убить…Так что, тут еще важно себя не уморить в посте то… а то видели мы таких – тени ползающие — радость бесам лукавым, духам уныния и отчаяния.

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной"  – говорит апостол Павел.

Тогда зачем нам духовные подвиги, спросишь? Зачем нам пост, например? Да для усмирения желаний излишних, когда желания удовольствия, тщеславия  заслоняют Бога.

И ещё важно очень:

“А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." - говорит Господь.

Христианин, иными словами, никому не навязывает своего поста, никто из тех, кто не постится, не видит усилия его, но истинно постящийся верующий всегда радостен на людях (о грехах своих плачет наедине), открыт, добросердечен и приветлив. Кто общается с ним, тому скажет доброе слово, поддержит всякого ласковым отношением. Вот -постящийся в духе и истине.
 Лицо же суровое, не приветливое, не отвечающее на обращение или добрую шутку, замыкающейся в себе наглядно для других, осудительно посматривающий на иных, кто не совершает подвига воздержания - такой якобы постящийся не пост держит, а силой нечистой одержим, и думает таковой, что он этим свирепых видом и неприветливостью и осуждением иных, угождает Богу. Воистину безумен такой образ мыслей - говорит святой Исаак Сирин.

Вот так то, таким образом, чем больше в нас мирского духа, тем меньше Небесного, и чем меньше мирского, тем больше Небесного.

Так вот задача наша христианская – свести к необходимому минимуму земные попечения, а радости и наслаждения искать в Боге. в дивных творениях Его.
Ибо все прекрасное от Него. За все Его благодарить, за все.

«…. но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти.»(13:14 – Рим)

А теперь, други, воззрите:  в намеченные посты ли только христианин должен стараться быть с Господом Иисусом Христом, или во всю жизнь свою?

– Да, Фидея, наверное, всегда, но почему ты сказал – бесы будут смеяться нашим усилиям в посте?

– «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие--и празднование!» – прорек пророк Исайя слово Господа.

...  Любим мы разные компании и мероприятия...

Навешаем на себя обязательств, а выполнить не получается. И ясно, что не получается - не в вакууме живем, тем более, миряне.

Да и немощны мы очень… и тогда, делаем вид, что христиане, нет ничего более мерзкого перед Богом. Именно фарисеев, исполняющих внешнее тщательно, но не заботящихся о внутреннем, уже мёртвом, более, чем кого-либо, осудил Господь в бытность Свою на Земле. Фарисеев — притворщиков.

Вот и пост, например, Великий, то есть, мы представляем, что он – более постный и покаянный, чем все остальное время? Получается –  в другие дни каялись мы - христиане, не достаточно, не искренне, не глубоко, не постоянно?

Но так в том-то и дело, что христианин не может приносить покаяние недостаточное! Такого покаяния не бывает –  не полного. Ибо это - не покаяние!

Как нельзя, уж прости меня, быть чуть-чуть беременным или чуть-чуть распятым, нельзя родиться не до конца! Ибо:

"В чем вас застану, в  том и судить буду"...

А кто знает из нас, когда почит? Вот так то.


2.

Но, если чувствует человек – дух мирской побеждает в нем,  то встает на пост усмирить себя.

Предписанные канонами посты  выполняем, так как в единой Церкви находимся… –

чувствуешь, как градус своего "величия" перед  остальным "миром греховным" снижается, если только по послушанию Церкви творим сие - посты, а не по избранности своей и какому подвигу?

Молитва же должна быть постоянной. Необходимо хотя бы стремиться к постоянному диалогу с Богом. Что значит: Диалогу с Богом?

Да никогда молитва искренняя не бывает не услышана Всевышнем! Бог все во всем!

"Я был молод и состарился – и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" - говорит святой Давид.

Хлеб же - Господь, то есть, не видел пророк не имеющего Господа, оставленного без ответа праведника, того, кто искренне вопрошает к Богу.

«Я – лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15:5)

Но между пустым вычитыванием текстов и молитвой как обращением к Богу – пропасть! – говорят святые.

Если сердце не возгорелось, а мысль бродит по земле, как у моли – пустое твое щебетание. Но если хотя бы на пять минут воспламенело к Богу сердце – ты помолился.

"Дай Мне сердце твоё, сыне"...

Молитвослов же дан именно для того, чтобы помочь нам, окаянным, отойти мыслью от суеты мирской, для настроя сердца и ума к искренней молитве.

– Фидея, ты сказал, что человек берет подвиги в пост, и не выполняет, а если выполняет, что тогда?

– О! Тогда, други, он великое свершает! Он и сам знает, что поднял великое – строг пост и труден мирянину, а он – поднял!

Вот так-то… и пишут святые, что человек такой, довольный собой, своим подвигом, из обычного грешника превращается в сатану!

«Делание добродетели есть хранение заповедей Господних. Обилие делания - вот доброе приуготовление ума. Оно состоит в смиренномудрии и хранении. Когда оскудеет сила первых, вместо них приемлется это. Христос же требует не делания заповедей, но исправления души, для которого узаконил заповеди подзаконным. Тело равно действует и десными и шуими (правыми и левыми силами), а ум, как хочет: или оправдывается, или погрешает. Иной и делами шуими (левыми) соделывает жизнь в премудрости Божией, а иной продает грех как бы под личиною божественного.» говорит Исаак Сирин мудрейший.

Страшно сие, други мои... - "подавать грех под личиной божественного"...

Нельзя играть в веру, в христианство! Страшно впасть в руки Бога Живого!

– Как же так, Фидея? Ничего не понимаю… не сделал – бесы аплодируют за  оставление труда, сделал – опять плохо! Как же быть христианину?

– Вот ты и сказал – как быть? Быть! Быть христианином.  Не в шуме и громе Бог, но в тихом дуновении… святые такой путь называют золотым, и он самый верный и самый трудный, как не странно звучит то.

Что значит это – путь золотой? Это – середина, царский путь, такой путь, когда человек не ударяется ни в ту, ни в другую сторону, путь, какой может ровно держать всегда, всю жизнь…

Для всех он разный, но одно в нем для всех одинаково - ПОСТОЯНСТВО.

И кто может устоять от гордости, подняв подвиг тяжелый? Только равно ангельский…

Увы… мы далеко не таковы…
Мы всем пытаемся гордиться, во всем себя оправдываем, даже, когда себя ругаем, позволяем сие только самим себе…

От того самое верное - никуда не выпячиваться, не превозноситься, но смиренно принять предписываемое (вот – пост, например), и такое воздержание, какое можешь понести всегда, во все посты!

Потому как самое главное в нашем доброделании – ПОСТОЯНСТВО!

Во всем – в молитве, в посте, в участии в Литургии.

Литургия же есть - Евхаристия, Причастие крови и плоти Господа Иисуса Христа! Что может быть выше?
И не в достоинстве нашем здесь дело или не достоинстве - Когда я могу быть достоин принять в себя БОГА?! Это богохульное самомнение.
 Но дело в том, что мы духом не можем быть без крови и плоти Господа, так как - мы есть члены одного Тела, а Тело это -Христос!

Итак, постоянство, усилие, какое можешь понести.

Но, то не значит, что - я на пять грамм меньше буду есть шоколада в пост - это могу всегда! - То будет бесполезное и пустое лукавство только.

Но, то понести, что заставляет меня терпеть, что приходится оторвать от своего эго, наслаждения,те привычки, которые милы сердцу расслабленному.

Всякое бывает, конечно, но речь идет о доброй воле, а обстоятельства выполнить намеченное бывают и против нас, но за ТО, независящие от нас, мы не в ответе, а за стремление сердца - в ответе… за меру понуждения себя к добру...


3.

Вот так, други мои, вот и Пост нам теперь как подтверждение, что мы - христиане по свободной воле, по доброй воле хотим иметь в себе Царствие Небесное, а не дух мирской похоти, и вера наша не для клянчания, уж простите меня, тленных мирских благ и удобств и радостей, но для НЕБЕСНОГО - вечного.

Оно, Небесное, и даст истинную, не сиюминутному, радость, но постоянную в сердце, и благо, и мир. И даст ни когда-то, но уже здесь, на Земле.
И никого толку нет от наших постов, истерики и криков проповедей, что – ГРЯДЕТ пост! -  если мирское суетное в нас заполняет все пространство.

Или мы только на время поста впускать желаем в себя Небесное, а потом опять можно к перегною тленному обратиться? Кому нужны тогда такие посты, пусть даже самые строгие?! Или, мы думаем, Бог не ведает сердец наших? Не видит хитростей наших, нашего фарисейства?

И помнить надо главное – суть не в наборе продуктов и молитв, но в воздержании, уходе, как возможно, от мирской суетности, объедения, развлечений, пустословия, и всего, что препятствует в нас быть Духу Святому. Да и после поста, что меняется у христианина? Гастрономический набор? Но разве в нем христианство? Разве в этом суть воздержания – карпа я съем или перепела?

Да лучше бы его, поста такого, такого якобы подвига, и не было вовсе! Было бы меньше лжи, честнее тогда те, кто вообще не берется за подвиги, не называет себя христианином, таковой, хотя бы, не лукавит. Уж простите меня.

Да это ли Господь ждет от нас? Выбирание продуктов, или смирения, покаяния?

А в чем же покаяние? - Ничего не могу благого без Бога, все во мне - тщеславие, осуждение, превозношение, притворство, суета пустая, ... я - червь, а не человек. хотя, и червь знает законы Божьи и следует им, а мы не следуем, хотя знаем их... Об этом и сокрушаться должны ВСЕГДА!

А теперь мы лишь выполняем со смирением все предписания нашей Церкви, потому, как если человек им, установлениям Церкви, противится сознательно, то проявляет гордость, а гордость – медная стена между Богом и человеком. Таковые могут впасть в бесовскую гордость, до отречения Бога.., или в сумасшествие, или крайнюю глупость, или в ересь, или в раскол, что великое зло во все времена для человека. Церковь Апостольская же - наша защита от сего зла. Наш якорь в буре, наш маяк, наше прибежище во все времена. Церковь - это СОСТОЯНИЕ СЕРДЦА.
Какого оно должно быть - нам сказано:

"Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть".

А какая она, Церковь земная на самом деле - мы видим, но она такая, какие мы!

Это - Церковь земная, плотская, но она же - Церковь Небесная, которая не оскверняется делами злыми, ибо она есть Христос.

Как в человеке присутствуют и дух и плоть, так и Церковь одно - земная - воинствующая и Небесная - торжествующая. О ней, о торжествующей Церкви говорил Христос:

"Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

На чем - "создам"? - На откровении Духа Святого человеку, искренне верующему.
Конечно, не именно на Петре, как извратили католики, но на Камне - Христе, как Он Сам Себя называет:

"Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла".

Да, дух же мы не видим, но видим плоть и дела ее.

... Оттого и делаем выводы поспешные, что, мол Церковь никуда не годится, погрязла в пороках... и не понимаем, что это мы - и есть Церковь видимая, мы  - никуда не годимся, мы погрязли в пороках, и наше духовное состояние Церковь, как зеркало чистого ока, отражает нам!

Так печально сие... но и есть, что поднимать христианину - своё сердце поднимать на высоту святости, сколько возможно тому или иному человеку - у каждого свои силы. И не по силам этим "мерит" праведность Господь, но - по силе устремления сердца к Царствию Небесному.

И как хотелось бы, чтобы было Господу и на Земле "... где голову Свою приклонить"! Простите мне вольность по человечески сказанного от сердца.

Гордыня же наша - смерть вечная и человеку отдельному, и всей Церкви, если она впадёт в таковую...

«Прежде сокрушения - гордыня, говорит Премудрый, и прежде дарования - смирение. По мере гордыни, видимой в душе, и мера сокрушения, каким вразумляет душу Бог. Гордыню же разумею не ту, когда помысл ее появляется в уме или когда человек на время побеждается ею, но гордыню, постоянно пребывающую в человеке. За первым горделивым помыслом последует сокрушение, а когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения. Богу нашему слава и велелепие во веки! Аминь.» – пишет Сирин Исаак.

Но, даёт ли такое, просто спокойное выполнение предписанного нам церковными канонами и правилами, повод гордиться, истерить, умиляться и восторгаться? Мы больны, посты - наше лекарство. Гордится ли больной, что пьёт аспирин?

«Вы рабы неключимые!» – сказал Господь.

Так что смиримся перед силой и тайной Божьей, Словом Его, возрадуемся долготерпению Его и, непостижимой к нам, окаянным, Его милости.

...И будет с нас … Тихо сделаем то, что должны, будучи членами Церкви, без которой нет на Земле христианства, Церкви – не здания, конечно, говорю,

но – Тела Христова.

Вот так, не знаю, нравится вам то, что сказал я, или нет, но теперь идите с Богом, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

https://youtu.be/_H8W5bpT80g