Футуросимволизм, или течение которого нет

Валдис Дубулт
.
.
Футуросимволизм  http://www.stihi.ru/avtor/aztec666
.
.
………………………………….«Я назвал его "футуросимволизм". Почему именно так? Попытаюсь дать ………………………………….краткое объяснение. Символизм оперирует образами-символами; надеюсь, ………………………………….это понятно всем. Что касается префикса "футуро-", здесь имеется ввиду не ………………………………….столько традиционный футуризм, сколько английское "future" (будущее). ………………………………….Возможно более точным названием могло бы послужить "футурологический ………………………………….символизм", но, как вы понимаете, это слишком длинно и трудно ………………………………….произносимо.»
……………………………………………………………………………………………………………………..Кирилл Хуторецкий
.
.      Можно было бы подумать: чем бы дитя не тешилось.. и пойти спокойно дальше, благо авторов хорошо пишущих настихире еще много, а долгое нахождение на ней дало определенные навыки находить в безбрежном  море пустых словес  островки того, что нравится.  Но здесь особый случай: некто не побоялся сказать: «Имея достаточно большой опыт стихосложения, я решил попытаться открыть в поэзии новое направление, новый жанр, если хотите». – РЕШИЛ ПОПЫТАТЬСЯ ОТКРЫТЬ..  т.е. заявленное еще не существует, но оно уже есть.
.    
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (течение, жанр, стиль) – возможно ли? Или это попытка привлечь к себе внимание, при исчерпанности  всего прочего.  Какими признаками (в принципе) должно обладать новое в поэзии?
.
Небольшая ремарка, моя попытка воспользоваться продекларированным  «Кроме того, наш общий стиль будет постоянно совершенствоваться, и вот по какой причине: предполагается, что авторы будут обмениваться здоровыми критическими замечаниями в адрес друг друга, а, как известно, в спорах рождается истина» не увенчалась успехом, т.к. почтенный Председатель цеха «Футуросимволисто», под предлогом своей занятости, ушел от диалога и вполне конкретного предложения с мой стороны.
.
Этого уже достаточно, чтобы озвучить свои мысли.
.
1.  Карикатурно само название течения – Футуросимволизм (Футурологический символизм)
.
Филиппо Томмазо Маринетти в  феврале 1909 в «Манифесте футуризма» провозгласил «антикультурную, антиэстетическуюая и антифилософскую» его направленность.  Термин укоренившийся и употребление его с оговоркой "future" есть  будущее, не совсем корректно
.
Символизм  экспериментаторство и стремление  к новаторству, использованию символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Символизм не отрицает культурные традиции, эстетику и философию, он только придает слову новое звучание, по иному его окрашивает.
.
В рассматриваемом случае все немного странно в используемой терминологии: одновременно и  вторично, и противоречиво, и карикатурно.  К сожалению одно только это сразу создает предвзятое негативное отношение к текстам разных авторов размещаемым на странице ФС.
.
2.  Девять признаков течения (или пальцев , которые можно представить, но только не на одной руке (ущербность или излишество?))
.
Итак, что же требуется от авторов, чтобы они могли войти в цех ФС
1) максимальная образность, по возможности отвлеченная от реалий настоящего




2) фэнтезийная окрашенность произведений
3) высокая динамичность сюжетных линий и персонажей
4) интуитивная связь описываемых абстрактных событий с днем сегодняшним
5) свобода словотворчества (изобретение новых, звучных слов, непосредственно связанных со словами, уже давно и традиционно употребляемыми в русскм языке)
6) эпизодическое обращение к приемам сюрреализма (т. е. автор должен давать себе полную свободу, не пропуская образный ряд через фильтр логики)
7) использование мелких, внутристрочных рифм в моменты повествования, когда читатель меньше всего этого ожидает.
8) временами - многократное повторение одной и той же рифмы (четыре и более раз)
9) использование максимального числа нетрадиционных образных конструкций, неприятие образов традиционных ("штампов")
.
А кто-нибудь из читающих ЭТО увидел хоть что-то новое? (Один 9-ти позиционный штамп)
.
Может, ну их требования к текстам, определяющие их новизну, авторы, на интуитивном уровне питаясь от девяти сисек, рождают шедевр за шедевром?  Небольшую подборку  фрагментов, для наглядности размещаю ниже.
.
.
Как всё запутано братцы -
Слепки, а цельности мало.
Вот и хочу разобраться
Чьё же на мне одеяло?
……………………
Если бы всё было гладко,
Быть бы хотел я поэтом?
Вновь открываю тетрадку
Словно ищу в ней совета.
…………………………………………………………. Виктор Любецкий
.
.
Осенний ветер моросью хлестнул…
И зазвучала в этот хмурый полдень
Мелодия на Троицком мосту,
Отличная от всех других мелодий.
……………………………………
Но город в эту музыку проник
И, не жалея, под колёса бросил…
Никто не слышал мой безмолвный крик,
Взлетевший в эту питерскую осень.
…………………………………………………………Владимир Демидов Пп
.
.
Пусть ещё не прогрелись деньки,
рвутся к солнцу на старом валежнике
отчаюги, ростки-сосунки, –   
сон-трава, голубые подснежники.

Птицы песни, как сети, плетут,
выбирая места поурёмнее,
и не ствол у берёзы – сосуд,
где вино течёт незаёмное.
………………………………………………………Татьяна Бирченко
.
.
Мне бы в небо взлететь, а я здесь промышлаю.
Мне б на облаке мягком пять минут тишины...
Рифмы сбились в колтун - заморочка сплошная,
Строфы тонкого смысла все подряд лишены.
………………………………………………………….Ольга Семенова 21
.
.
Цветомаски, ультразвуки
Нам заламывают руки,
Инфрачувства,светотени
Через душ переплетенье...
И - "кончается июль.
Как всегда, без свиста пуль".
……………………………………………………………. Александр Швецов9
.
.
            вдоль по городу бежит
            чёрная собака
            грозным зубом дребезжит
            чёрная собака
            рыщет хмуро взад-вперёд
            чёрная собака
            всех и каждого сожрёт
            чёрная собака
……………………………………………………………… Николай Бошинцев
.
.
Сквозной проспект. Адмиралтейство.
    Стоит Исакий - Алладин.
    Пряное тело той ночи,
    Как бледнолицый жасмин...
………………………………………………………………Ольга Федорук
.
.
Кто-то выпил весь мир вместе с чаем, и вот
Осыпается свет – шелухой позолот…
Скользко дышит Земля, остро шпили – глядят,
Ну, а лебеди вдаль – всё летят, и летят…
Солнце встало в зенит, ярко-жёлто глядит…
Я с простором – навечно – и – буднично слит…
Стонет гудево крыш, косо смотрит капель
И готовит себе – ледяную постель…
Расточают ветра щедро – сказки свои,
Изумрудно застыли – в ветвях – соловьи…
Кипень облачных груд грудью кормит снега,
А вокруг всё одни – берега, берега…
…………………………………………………………….Кирилл Хуторецкий
.
.
Не поленился, заглянул в ленту рецензий.  Никакой черновой работы, разборов, замечаний, критики (а то, не дай бог, разбегутся кукушки с петухами, разлетятся)
.
"...косо смотрит капель..." - блеск! Очень понравилось
Классно, Кирилл! Какой у вас красивый мир!
... мастер панорамного видения... Браво, Кирилл !!!
... нескончаемые овации ...
.
И в ответ
.
Прекрасное посвящение Великому...
Браво, Коля!
Красиво сказано! Особенно последняя строка... Воистину пушкинская...
Хороший стих, Катя!
И это еще один явный признак профанации.. Ничего нового.. Возвышение за счет более слабых авторов потворяя , поблажая желание средних авторов хоть  чем то выделиться из общей массы, ничего в общем-то для этого не делая – просто примкнув к цеху.
.
Создана очередная среда, убивающая здравый смысл – зачем плодить ненужное..
.
.
Здесь стоит остановиться и вспомнить чему учат самураи.. нельзя видеть и замечать в мире только плохое, иначе жизнь станет пустой и темной, надо пробовать даже из самой безнадежной ситуации находить путь к свету.
.
Поэтому все-же попробую провести (начать) работу, от которой цех ФС отказался.
.
.
1.  Название – имея тот арсенал недоразвитых пунктов – я бы исправил название течения и назвал его ВЕРСИЗМ (версии футуризма, символизма..  веризма.. любого другого течения).  В этом случае любые вторичные признаки могут быть взяты в основу и их применение оправдано.
2.  Подход, к любому жанровому требованию  должен быть более расширенным (чуть позже рассмотрим это на примере ОБРАЗНОСТИ).
3. Повышенное внимание, также, стоит  уделять формальным признакам формы/содержания (возьмем у символистов стремление к новаторству, в том числе к форме стиха, а также недоведенные до логического завершения изыскания Обэриутов)
.
.
Пожалуй, начнем.
.
1.  ОБРАЗНОСТЬ  есть семантический компонент, актуализирующий (!) чувственные ассоциации (представления), связанные с определенным словом, а через него и с конкретным предметом, явлением, называемым данным словом.
2.  Образность  может быть мотивированной и немотивированной.
3. Языковая (семантическая) основа мотивированных образных экспрессивных слов – это:
     а) образные ассоциации, возникающие при сравнении двух(!) представлений о реальных объектах, явлениях, – метафорическая  образность ;
     б) звуковые (!) ассоциации;
     в)  образность  внутренней формы (!) как результат словообразовательной мотивированности.
4. Языковая основа немотивированной  образности  создается за счет ряда факторов: затемненности внутренней формы слова, индивидуальных (!) образных представлений  и т. п.
.
.
И пробую сам написать, стихи, которые бы имели и отличительные признаки (имели отличия от всеобщей массы рождающихся сейчас стихов), соответствовали вторичной заданности по признакам провозглашенным ФС-никами, к этому  добавлю технические приемы обэриутов,  ууйду от парных сравнений к циклическим (многоуровневым), не забыв об индивидуальных образных представлениях.
.
.
……………………………………………….. подборка того что получилось
.
***
я иду как лечу,
я шепчу как лечу
кто-то хлопнет по-дружески по плечу
и осыплются крылья как с веток снег
кто сказал что я человек?

я лечу как шепчу,
я лечу как иду
кто-то делит по-братски со мной еду
разменявши полуденный голод
на неведомый холод

и вороны внимательно смотрят вослед
в их ли взглядах я таю и вот меня нет
это повод
возвратиться к истокам небесной реки
прошептать отражению встань и реки
и иди в мертвый город
.
.
***
в белой ризе стекло-колесо
телега холодного дома
все скрипит по ночам, по дням
по взлохмаченной снежной дороге
скоро март.. скоро май.. скоро мрачный ноябрь.. скоро вьюга
будет гнать и выталкивать грубо за край
надоевшего круга

в черной ризе стекло.. пустота
потерявшая друга
оторвалась от дома стена
и упала на руки
мне ли делать дела. не хочу.
бить баклуши
я толченным стеклом излечу
свою душу.
.
.
***
на ремни порежутся улицы
по весеннему да ручьями
золотыми.. кому ж аукнется
когда дом поведет плечами
да ещё топнет ножкой каменной
да капелью придавит шепот
так кому же играть роль Каина
перед Авелем воскрешенным
неба стиснутся губы синие
так что в сердце погаснет солнце
так кому же на бархатном имени
сны оставят венчальные кольца
.
.
***
прикрыв щёку, ужаленную осой
с оборота окна в глубину комнат
входит сумрак босой
чтобы мысли мои растоптать и скомкать
солнце так и останется жёлтым пятном
гадким утенком в пруду звездном
как мне ему поведать о том
что уже поздно
ставить шипящий кофейник на стол
чашки, конфеты
разглядывать блюдца фарфоровый скол
вспоминая  о лете
.
.
***
прикосновение, голос, слух..
всё заросло серым снегом
даже под крыльями воробьев пух,
руки и реки
городских окраин спящее веретено
с парой воспоминаний
ждёт принцессу, которой давно всё равно
в каком выйти платье
к чёрным послам, очищающим этот мир
от белой скверны
так легко проникающей изнутри
бездны
.
.
***
с лосиного острова вглубь синевы
ныряет облако за жёлтой жемчужиной
обжигая губы свои
водой простуженной,
задерживая дыхание на века
водомеркой, бросившейся от всплеска
паукообразного зрачка
скальпелеподобного блеска
.
.
***
соль была местом
в шкафу и немного солнцем,
местью
на рваной ране, глубоким колодцем
горлом и кашлем
землей размытой дождём
кашей
засохшим кустом
болью в суставах при смене погоды
домом с тёмным углом
черной рекой накрывающей город
лодкой с пробитым дном.
.
.
***
на грифельной мятой бумаге
берестяной позёмкой
раскручены сытые раки
нанизанные на иголки..
порван карман рубашки
фантазиями о бесспорном
взятии каменной башни
женщиной в чёрном.
.
.
.
--------------------------------------------------
по поводу рецензий под данным постом: самые желаемые - вызывающие на батл :)
или способные доказать что Валдис не прав.
.
.
.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
.
.
Ответ Валдису Дубульту
Николай Сыромятников http://www.stihi.ru/2018/02/18/9028
.
"Создана очередная среда, убивающая здравый смысл – зачем плодить ненужное..."
Валдис Дубульт
*
*
*

Уважаемый Валдис!
Первое, что скажу - если Вам не нравится страница Футуросимволизма, - не ходите туда. Можно спокойно, без суеты и проклятий в чужой адрес делать своё дело - самовыражаться, поражать читателей глубиной своего духовного мира и мастерством владения словом. Никто не препятствует. Наоборот, в стране полнейший либерализм, - что и как хочу - так и делаю.
В Вашей растянутой реплике скрыто нечто другое, тёмные мотивы, возможно зависть, возможно неудовлетворённость чем-то... Это сквозит в каждой строчке послания...
*
Теперь по существу.  А чем плохо, что на Стихире появится ещё одна творческая площадка. Свободная конкуренция сама выявит достойных и жизнеспособных. А что до целей и задач ЦФ, то они здесь изложены тезисно. Далее программа (Манифест) будет изложена более подробно. Но и так понятно любому, что НОВИЗНА и ТВОРЧЕСТВО здесь станут главными. Чем это плохо и для кого??? А дальше в конкурсных заданиях темы и приёмы будут конкретизированы.
*
Мне непонятны Ваши претензии. Это не претензии - это что-то другое.
*
С уважением.
.
.
И мой ответ  Николаю Сыромятьникову (ужо коль на то пощло))):
(ремарка:  стихиряне со стажем иногда позволяют себе такой приёмчик - не давать ссылки на первоисточник, типа , услышат только мое мнение и поверят все равно мне, т.к. сравнить то не с чем, а авторы ленивы искать/разбираться не станут, а чтобы не нашли (а то вдруг) я еще и фамилию немного искажу)
.
Николай,
Ваше, первое, пропускаю. Т.к. изначально откликнулся на предложение "всем желающим поэкспериментировать с этим новым стилем, т.е. "футуросимволизмом"" , далее "дух здорового соревнования" и "здоровые критические замечания в адрес друг друга".. Еще раз подчеркиваю: ничего этого не случилось.
Теперь по СУЩЕСТВУ или о НОВИЗНЕ и ТВОРЧЕСТВЕ и предельно конкретно.
1. Сколько авторов (с данной страницы) могут назвать и называют себя ФУТУРОСИМВОЛИСТАМИ (например, Вы – футуросимволист? Поддерживаете и проповедуете основополагающие принципы данного литературного течения (да/нет/затрудняюсь с ответом)
2. Сколько авторов-футуросимволистов (на ваш взгляд) соответствуют требованиям заявленного течения, какими их текстами данное течение представлено (дайте ссылки)
3. А также дайте ссылки на творческие тематические разборы, практические занятия цеха на которых отрабатывались и отрабатываются основы жанра.
.
ПЛОХ не труд ради творческой идеи, ПЛОХ паразитизм на авторских/человеческих слабостях. ОТВРАТНА среда, в которой новаторство подменяется ничем не подкрепленными утверждениями.
.
Я готов признать свою ошибку и извиниться, готовы ли ВЫ объяснить(доказать) мне на конкретных примерах: в чем я ошибаюсь?
.
Есть совершенно простое действо: перепост на странице Цеха футуросимволистов и разговор не о том, чтобы вы гуляли стороной, а о конкретных текстах, способных войти в сборник ФС..
.
) В качестве оппонента я в общем-то товарисч оптимальный (на глупости не обращаю внимание)
.
Давайте поговорим о Ваших, Николай, текстах, написанных по данной теме.
?
.
.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
.
.
Уважаемый Валдис!
Давайте начнём с того что я Вам ничего не должен и ничем не обязан. Да и Вы мне тоже. А понял так, что Вы вменяемый человек, но что-то у Вас не так.
*
Однако, Ваш неуклюжий выпад смешон и неуместен в данной ситуации. Вы не ответили ЧЕМ вас задела или раздражает эта страница. Если тем, что здесь не представлены образцы ярко выраженной заявленной идеи, так об этом ещё рано говорить. Дело только начато. Всё впереди.
Мне, например, здесь интересно. Другим, наверное, тоже, поскольку они публикуют здесь свои творения. Стихи Кирилла мне нравятся, порой даже очень. Пишет он ярко. Самобытно. Автор сильный, искушённый. Кое что я у него заимствую и не стесняюсь этого.
Мне просто ОЧЕНЬ нравится это занятие - писать стихи. Играть смыслами, созвучиями. Хёйзинга говорил: творчество - это игра. Ты свободен в игре. И в тоже время творчество - это возможность самовыражения. И это хорошо.
*
Надеюсь, что далее будет ещё интереснее.
А по поводу разбора моих стихов - я в этом не нуждаюсь. Сам чувствую свои сильные и слабые стороны. Дух и заявленные Манифестом ориентиры мне близки. Интересны. Что ещё нужно рядовому стихирянину ??? Славу косить я не собираюсь. Мне просто интересно, уже начинаю повторяться.
*
Вам советую открыть СВОЮ страницу. И там изложить своё понимание Поэзии и увлечь за собой тех, кого сумеете заинтересовать.
*
Успехов вам на ниве. С уважением.

Николай Сыромятников   18.02.2018 20:46   Заявить о нарушении / Удалить
Николай,
Конечно вам далеко до Мережковского и сложно рассуждать о причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, или, хотя бы подражая Бальмонту, сказать элементарные слова (футуро)символической поэзии, или пошарить по карманам и извлечь из них, подобно Брюсову (девять) ключей тайн. Вы как герои Русских сказок (Горького), не способные на пощечину общественному вкусу.
Т.е. группа авторов/ рядовых стихирян, которым нравиться писать стихи. И ТОЛЬКО!!!
.
Какой манифест футуросимволистов? Какие заявленные идеи? Подтвердите примером хоть что -нибудь из заявленного!
.
На стихире ведь было, например, литературное сообщество ПСИХОДЕЛИКА. Данное сообщество хотя-бы выдержало основные базовые принципы формирования нового течения. Это и группа авторов-лидеров, чьи многие тексты (пусть и были притянуты к теории) но были по настоящему сильны и теоретическая работа, и не всех подряд пускали к себе, и готовы были дискуссировать .
.
Именно в диалогах и проявляется состоятельность или не состоятельность (поэтому моя рецензия более чем уместна, она показывает исключительно ваш настоящий уровень)
.
При объявлении о новом течении все должно быть уже позади, а не впереди.
.
Пока это лишь очередная конкурсная площадка, для игр и развлечений. Использование слов: символизм, футурологический – куцая привязка (пока иное не доказано) – к славе РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ и ФУТУРИСТОВ (прошлого века).
.
Надеюсь Вы понимаете о чем я вам говорю.

Валдис Дубулт   18.02.2018 21:23   Заявить о нарушении / Удалить