Шуторизмы 12. Крестильно - конструктивные

Вячеслав Панкратов
                СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

 
       Меня крестили в шесть лет после войны по моей просьбе, после возвращения из эвакуации на Урале к бабушке на Брянщину, которая два года была под немецкой оккупацией всеми родами войск от румын до карателей и гестапо.

     Было веселое послевоенное лето. Зеленая, провинциальная, почти деревенская улица. Все дети бегают и хвастаются крестиками  (особенно девчонки), крестики были тоненькие, маленькие, иногда с изображением маленького человека на кресте,а у меня крестика нет.
    Стал спрашивать о боге. Объяснили. Говорили много ерунды (особенно девочки), но понял главное: что креститься надо в церкви, очень интересно, ничего страшного, тем более, что веришь ты в бога или не веришь, никто не спрашивает. Так мне захотелось быть крещеным и, как другие, иметь крестик.
       Упросил маму, чтобы крестили. Мама была очень удивлена: в эвакуации как-то было не до бога,  но бабушка решила мудро: если сам захотел, то надо крестить, не смотря на возраст. А там разберется.

       Крестного выбирать не пришлось: из четверых бабушкиных сыновей трое навсегда остались на фронте: Петр, Павел и старший Василий; четвертый, дядя Миша выживший, потому что был в эвакуации вместе с ремесленным училищем и не воевал по возрасту, стал крестным отцом. Крестную мать выбрал из трех бабушкиных дочерей, переживших оккупацию, склонившихся надо мной с улыбкой (семейная традиция). Я выбрал красивую, молодую, всегда веселую, в золотых кудряшках Клавдию. 
    Четвертой была моя мать.
    Было светлое солнечное воскресенье. Помыли, одели в белую косоворотку, вышитую зеленым крестиком, и короткие штанишки (других к моему огорчению мне еще не сшили), и повели по улицам в церковь на кладбище. Большую, каменную, выстроенную еще в прошлом веке при Мальцевых, превращенную немцами в склад, взорвали партизаны вместе с содержимым. Но на кладбище осталась тоже очень красивая: бревенчатая, восьмигранная, крашеная зеленой краской под окружающую листву и с большими окнами.
       Когда пришли, церковь была почти пуста, тиха и наполнена солнцем. 

     Священник был довольно молод, в желтом облачении, высок, толст, рыж, с одутловатым лицом и реденькой бородкой. Глаза были голубые, но мутноватые, а сам - чем-то недовольный, словно его рано разбудили. Детишек было человек семь, и священник всех детишек, начиная от грудных, только что родившихся, велел распеленать и по очереди совал попой в медную с остатками серебра на выпуклых боках купель (сохранили от немцев). Детишки кричали, а поп, не обращая внимания на их крики, бормотал свое, обливал детишкам головы, зачерпывая из купели прямо ладонью и обрызгивал всех водой. Я, как старший, стоял последним, но на меня тоже попадало.
      Дошла очередь до меня. "Что, он и меня собирается посадить в этот  таз, - подумал я, - прямо в штанах, или надо снять?" -  и начал спускать штанишки. Поп подошел,  выпучил глаза и открыл рот. Что-то быстро и сердито начал говорить крестному, тот спохватился, одернул меня и я подтянул штаны. Поп, все еще сердясь, косясь на меня круглым мутно-голубым глазом, подвел меня к купели и властно, словно в наказание,согнув мне голову вниз рукой, сунул лицом в купель, ворча при этом весьма не благостно.
      Я утерся молча; мои сопровождающие (все тети и дядя)с облегчением вздохнули. Мать по церковной традиции в церковь не взяли.
       Когда вышли из церкви, я на их вопросы стал объясять, что хотел помочь попу, чтобы не он меня раздевал, а он не понял и рассердился.
      - А поп-то был с перепоя,- резонно подытожил молодой крестный, - еще не опохмелился.

       У калитки кладбища двое потертых, но бойких мужика (явно приезжие) продавали крестики. Одни были из дешевой пластмассы, красные, как послевоенные леденцы, и легкие, как безделушки, а другие - серые, литые, свинцовые. Третьих не было, - война недавно кончилась.
     Мужики, поняв мое недовольство, тут же сообразили, что можно заработать,   заговорили, что найдут, что привезут в следующее воскресенье, что у них кое что осталось с мирного времени, просто уже раскупили...
    Родственники тоже уговаривали купить позже, но прийти на улицу после крещения и без крестика, да и вгонять маму в расходы не хотелось... И я выбрал свинцовый, все же - металл.
       Но свинцовый был толстым, тяжелым, вовсе не таким изящным, как виденные мною серебряные и медные, и я подумал, что пожалуй могу его сплющить, сделать плоским, как  серебряные, и  всю дорогу домой обдумывал, как это сделать.
     Пришли домой, все разошлись, я попытался отыскать молоток, но не нашел. Увидел у бабушки в "зале" мраморное пресс-папье на подоконнике и решил, что подойдет. Положил крестик на подоконник изображением вниз, чтобы не очень смять изображение, и тяжелым пресс-папье ударил сверху. Вбежала бабушка, схватила за руку и  отругала меня, крестясь. Крестик же не столько расплющился сколько вмялся в подоконник, и след от него остался, видимо, навсегда.
       Водил ли тогда Бог моей рукой, не знаю...
       Так у меня начались отношения с религией и церковью.
      Религию я не обожал, но и не обижал, изучал с большим интересом , хотя относился критически - для меня это была давняя традиция и культура моих предков.  Она меня - тоже не обижала , хотя и не помню, чтобы очень-то жаловала.    
    Жаль только, что свои ожидания получить удовольствие от изящного крестика я сам же испортил своим мальчишеским нетерпением и стремлением к улучшению всего, что попадало мне в руки; видимо во мне зарождался будущий конструктор и реформатор. Судьба тоже обходилась со мной вполне по моим заслугам: то помогала творить, то спасала в критических ситуациях, то совала носом в купель, а порою жестоко в грязь, - за торопливые стремления и желание все проверять на своем опыте и все улучшать.
     И поэтому теперь я говорю родителям: крестите детей, особенно, если они сами просят: многое узнают в жизни, многое поймут. Но почаще объясняйте, что им свой крест всю жизнь носить.

       Мой был свинцовым, кустарным, переплавленным из военных пуль.
       Светлого всем воскресенья...