Сельский стиль

Алиса Михалева
В Японии с её синтоизмом любование природой и жизнь на лоне природе возведено в ранг религии. Сельский стиль очень близок природному стилю. О неотъемлемости и крепости традиции говорит и обилие специфической лексики в языке. 24 слова для обозначения времени года, 120 фраз, чтобы описать различные виды дождя! В японском языке есть особый термин для любования полнолунием осенью – цукими, первым снегом – юкими, цветением вишни в начале весны – сакураманкай.
В первую очередь сад воспроизводит идеализированный ландшафт с обязательным включением в него воды и камней, где обитают невидимые духи природы. Даже в философском сухом саду камней присутствует вода; ее символизирует мелкий гравий. Доминантой почти всех типов сада служат вечнозеленые деревья, гармонирующие с растениями по форме и цвету, а главное – не заслоняющие луну. В саду обязательны звуки: щебет птиц, журчание воды, «музыка капель» в дождь.
Райские и философские сады предназначались для глубоких размышлений, медитации и восприятия их с одной точки зрения, ландшафтные пейзажные и чайные - для неспешных прогулок и созерцания меняющихся картин.
В Европе «сельский стиль» известен как «буколики» или пастушеская поэзия возникшая из сицилийско-греческих пастушьих песен - посвящена поэтическому изображению пастушеского образа жизни воспевались выдуманные прелести жизни сельских жителей — «селян»: земледельцев, пастухов, рыбаков, живших якобы без забот и труда, в песнях и танцах приукрашивающей действительную жизнь (иногда - в противоположность роскошной, утончённой, но безнравственной жизни более культурных слоёв общества в больших городах).
Парой из хайку мы можем сделать предположение что древние японцы только и делали; Сидели под сакурой и вздыхали; «о сакуры цвет облетает, а я сижу и дряхлею, как тот трухлявый пень» хотя это было не так.
Сельский или деревенский стиль в хайку описывает «жизнь в деревне», сюда относиться всё что касается села, и жизни на селе, сельхоз работы, крестьянские нивы и поэты хайку в этом очень преуспели. В хайку «сельского стиля» много слов о деревне, садах, сельхоз работах, часто они описывают быть крестьянина. Многие японские поэты этого стиля жили в деревне или странствовали по стране и своими стихами разбавляли природный стиль.

Кавахигаси Хэкигото

один за другим
вслед за сливою зацветают
персик и абрикос...

***
Устали люди
Колесо водяное крутить –
Посадка риса

Здесь происходить слияние сельского и гражданского стиля.
Заливное рисовое поле заполняется водой обычно при помощи колеса, которое перекачивает воду из шлюза отводного канала, колесо крутили ногами.
Еще одним примером может служит хайку Масаока Сики


Мой палисадник -
здесь впервые сегодня расцвел
цветок пиона…

Эй, мальчик-пастух!
Оставь же сливе немного веток
Срезая хлысты.


Ближе к двадцатому веку в сельскую поэзию вводиться тоска о потерянной традиции, деревня всё больше сливается с городом и уже невозможно отделить одно от другого.
Из наших поэтов серебряного века наиболее ярким представителем был Есенин.
Основные черты: любовь к «малой Родине»; следование вековым народным обычаям и нравственным традициям; использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований; обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек; отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин.
К сельскому стилю очень близко подходит природный стиль или хайку и танка: о померанцах, фенхели и прочих многочисленных растениях что растут в садах и парках.