Я знал этого нищего итальянца

Евгений Евстифеев
Я знал этого нищего итальянца;
он нашел работу на съемке
одного фильма про Иисуса Христа,
основанном на Евангелии от Матфея
и учении Карла Маркса.
Он отдал провиант своей семье
(это его вынудило сняться в эпизоде,
потому что жена и дети голодали.
Все помнят послевоенные трущобы,
постфашистское правительство,
которое было не в состоянии
восстановить социальное
положение своих граждан).

Целый день он ходил голодный,
экономил свой обед,
который съела дворняга -
это, видимо, была чья-то
обнаглевшая сучка.
Бедняк ругался,
проклинал ее хозяйку, говорил,
мол, почему ты так себя поведешь?

Был и журналист. Он улыбался постоянно,
приставал к режиссеру,
внешне похожего на англичанина.
Тот ответил на четыре вопроса,
прочел любимый отрывок из "Mamma Roma",
упрекнул за мещанство,
а журналист дальше пошел,
улыбаясь.

Увидев того самого бедняка,
державшего ту самую собаку,
журналист интерес проявил.
В итоге, собаку купил и нищий бегом
помчался в молочно-хлебную лавку,
что в двух километрах от места съемки.
Купил хлеба и сыр за тысячу лир,
спрятался в той же пещере,
принялся есть, но голос режиссера
услышал и побежал сниматься
в эпизоде с крестами.

Отдыхали зажиточные актеры,
просили девушку станцевать.
Развлечения богатых всегда гедонистичны:
они любовались обнаженным телом,
курили и пили вино.

Отсняли сцену, развязали
и бедняк побежал обедать
сыром и хлебом. Ел жадно -
видно, оголодал, давно не ел.
Только кто их смеяться просил,
закармливая курицей, макаронами
на убой?
На первый взгляд - кормили бедолагу,
но делали это издеваясь.

Но никто не знал,
что много давать жаждущему нельзя.
Последнюю сцену снимали,
о благоверном бандите,
который вместе с Христом
(по Его правую руку)
висел и попал в рай.
Режиссер кричал на него:
- Страччи!? Страччи?! Страччи? -
Но в ответ лишь мертвое молчание
слышал.

Все были удивлены -
оборвалась неожиданно жизнь.
Не дышал бедняк, дух испустил
от того, что забыли многие
о его человеческой сущности.