По конкурсу Аллегория

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/01/23/1829 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/02/23/8283 - Итоги конкурса

На конкурс было принято 59 произведений, номинировано судьями - 33, то есть 33 произведения судьи определили как аллегория, причем, наиболее понравившиеся из тех, что присутствовали в пакете.  Насколько они были правы в своем выборе?

Тема конкурса - стихи-аллегории - оказалась трудной как для участников (тех, кто прочел статью и добросовестно продумывал выбор своего стихотворения), так и для судей.

Как происходило судейство.

Чтение пакета должно было включать в себе два этапа:

1) Отобрать все то, что по мнению читающего НЕЗАВИСИМО ОТ КАЧЕСТВА исполнения стихов ЯВЛЯЕТСЯ АЛЛЕГОРИЕЙ и удалить все прочие стихи, как бы блестяще они ни были написаны.

2) Из выборки стихов-аллегорий отобрать в шорт-лист стихи, ЛУЧШИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ.

У каждого из наших судей эти выборки были свои, я готова поделиться с вами своими предпочтениями, которые попытаюсь  обосновать на конкретных примерах.

По моему мнению, из принятых 59-и произведений являются аллегориями или частично включают в себя элементы аллегории только 25. Из этих 25-и пригодны для отбора в шорт-лист (то есть, выполнены без грубых технических и языковых ошибок  исполнения) всего  лишь 16. Мало, но не безнадежно: небольшой диапазон возможностей выбора лучшей "десятки" и расстановки стихов по местам в соответствии со своим   вкусом у членов жюри все-таки был! Сколько есть, столько и хорошо, хотя, конечно же, всем нам в любом конкурсе хочется бОльшего количества стихов, подходящих для номинации.

Как выбирать стихи-аллегорию.

Начну с того, что является  стихотворением-аллегорией. Аллегория (или иносказание)- это художественное представление темы произведения  посредством конкретного художественного образа - развернутого уподобления одного объекта повествования другому с помощью системы намеков, причем прямой смысл темы произведения в аллегории  не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

В аллегории слово или оборот речи употребляются  автором стихов не в прямом, а в переносном значении, что напоминает нам троп "метафора", которая в наших стихах часто идет вместе с тропом олицетворения отдельных явлений. Но метафора всегда  основывается на сравнении, она может воплотиться в одном слове или в выражении и  показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета, тогда как аллегория создает развернутый и законченный образ, охватывает все произведение целиком. 

Если сказать проще и понятнее, то стихи- аллегория - это нечто, где "эзоповым языком" рассказан один сюжет, а читателю предлагается услышать и понять  другой - скрытый, данный нам в переносном значении. Самый яркий пример аллегории - басня. Рассказ идет о животных, а подлинные персонажи - люди. Но басня - это отдельный  жанр, на нашем конкурсе принимались и басни, и притчи, но мы сейчас все внимание уделим не им, где более или менее все понятно, а стихам-аллегориям, не являющимся баснями, то есть тем, где автор в процесс нашего понимания сюжета не вмешивается - не выводит свою МОРАЛЬ в концовке, как это обычно бывает в баснях.

В стихах-аллегориях  ДВА СЮЖЕТА - явный и скрытый, и ДВА ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦА - объект 1 и объект 2, из которых на виду только один, первый. Чтобы понять, как их определить, нужно задать себе вопрос: о ком (или о чем?) это стихотворение?  Кто здесь главное действующее лицо?  И даже выделить его в тексте  своих стихов. Это - объект 1. А потом, внимательно прочитав стихи до конца, задать себе второй вопрос: эти стихи действительно ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ, или под объектом 1 и рассказом о нем автор подразумевает какое-то иное явление,  персонажей, событие, как правило - БОЛЕЕ ОБЩЕЕ и В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПРИБЛИЖЕННОЕ К ЧЕЛОВЕКУ, чем видимый  сюжет с объектом 1?  Если такой - скрытый - персонаж в стихах есть, то эти стихи - аллегория. Если же автор о чем пишет, то и имеет в виду, то это не  аллегория, а обычные стихи, даже если их  главный персонаж разукрашен метафорами и при этом олицетворен. Например, пишет человек стихи про дождь, как про человека, но при этом он  не имеет ввиду ничего, отличного от дождя, он просто ВЫРАЗИТЕЛЬНО и ярко описывает этот дождь!

   37. Мне лёг на сердце первый дождь. Ольга Скворцова    

объект 1 - дождь, и он единственный, хотя и олицетворен

Мне лёг на сердце первый ДОЖДЬ.
Надел сегодня шалунишка
Из туч сначала  макинтош –
Потом короткое пальтишко.

Дождю не спится целый день,
Повсюду разливает лужи,
Он лихо оседлал плетень,
Но сполз на землю неуклюже.

Моргать ресницами готов
И на меня смотреть в окошко,
И может предоставить кров
Его прозрачная ладошка.

А во дворе, подняв подол,
Смеётся дождику калина,
А он уселся на престол
Шальных небес совсем невинно.

И солнца золотая  брошь
Мелькает в тучах раз от  раза…
Мне лёг на сердце первый дождь,
Его забавные проказы.

  На что обращать внимание при рассмотрении стихов-аллегорий.

Объект 2 (скрытый персонаж и его сюжетная линия) по замыслу автора в некоторых стихах может присутствовать: автор прекрасно знает, что он имеет ввиду ПОД  внешним описанием, только вот читатель об этом не догадывается или понимает автора с большим трудом, сомневается в своих догадках!  Подобные  стихи были поданы на наш конкурс, и некоторые до сих пор мною не разгаданы: о чем они? То ли мне их буквально понимать,  то ли автор  недоработал и просто  заполнил пустоты строки чем-то случайным и загадочным, ничего особого не имея ввиду, то ли он действительно запрятал свои личные ассоциации так глубоко в текст, что читателю в этом копаться бесполезно - не для каждого читателя писано! Но ведь подал же он стихи на конкурс аллегорий, значит мне нужно разгадать его замысел!  Хорошо ли это? Думаю, что нет.

ПОДТЕКСТ АЛЛЕГОРИИ ПУБЛИКУЕМОГО (тем более, конкурсного) ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЯЗАН БЫТЬ ПОНЯТЕН СРЕДНЕМУ ЧИТАТЕЛЮ и, главное, он должен нести не узкий - личный,  а  ЗНАЧИМЫЙ, ОБОБЩАЮЩИЙ  И ПОНЯТНЫЙ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА  смысл. Рассмотрим на конкретном примере:

   56. Гостеприимная ворона. Ольга Попова Хамкеты
      
Полюбила меня ворона – ей хотелось гнездо у дома
на поющем листвой тополе.
Я кричала «а-ну!», и хлопала, и бросала в каркушу чем попадя:
— Пропади ты с концертами пропадя!

Не боялась ворона, верила, не страшны ей двуногие звери
и молилась, натужно каркая
(мне казалось, что подлая харкает на подворье, заботы хозяйские),
утепляя солому паклею.

…научилась ночному делу – аки стикс охраняет цербер,
так и гостья непрошенно-верная –
на поющем гнездо прочное.
…прижилась. Хамкетинская вотчина.

О чем эти стихи? Они про случай с прилетевшей вороной, или в них скрыто нечто большее? Насторожила концовка -" Хамкетинская вотчина". Может быть, здесь намек на какие-то исторические события в Хамкетинской станице  Краснодарского края? Но вряд ли это знает каждый читатель стихов и с лету разгадает подтекст стихотворения. Можно ли такие стихи отбирать в группу стихов-аллегорий? Думаю, что нет.

Разрушение аллегории

Наконец, последнее. Аллегория перестает быть аллегорией, как только автор делает в своем  повествовании точку  входа и раскрывает нам, что имеется ввиду под объектом 1. Сюжеты 1 и 2 не должны соприкасаться: один мы прочитываем, а другой имеем ввиду, и тогда это - стихи аллегория. Авторских объяснений и перекрещения сюжетов не требуется! И снова пример отличного стихотворения, которому я чуть было ни дала высшее место, но внимательно проанализировав, поняла, что аллегория здесь автором разрушена:

    46. Голубиное. Алина Анатольевна Коптева   

Чудно, МЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГОЛУБЕЙ.
Теперь нам хватит этих хлебных крошек,
Не торопись, спокойно, понемножку...
Ах, небо, голубого голубей!

Ты утром упорхнул,  а к ночи я -
Не стало сил держаться и бороться.
Сегодня много жизней оборвется.
Зайдётся болью Матушка - Земля.

Давай поспим, нам вечером лететь
В разрушенный войной, промёрзший город.
Там пахнет смертью, дух изводит голод...
Мы Танечке помочь должны успеть.

Наш дом стоит. Присядем на карниз.
Схвати покрепче те, что для Танюши,
А вой сирен не страшен нам, не слушай,
Увидим доченьку и бросим крошки вниз.

Татьянка улыбнулась нам в окне,
Худой рукой протягивает крошки,
Вот с жадностью слизнула их с ладошки...
Тростинка.  Еле ходит. Больно мне!

Назавтра минус сорок. Злой мороз.
Бомбят. Никак не встретиться с дочуркой.
В домах нет света, не дымят печурки.
По умершим ни траура, ни слёз.

Прождали до утра напрасно мы,
Но видели, как оживает город,
И люди, не смотря на страшный голод,
К станкам, на пост; худы,  хромы, немы. ..

Не плачь, мы превратились в голубей.
Теперь нам хватит  этих хлебных крошек,
Не торопись, спокойно, понемножку...
Тут небо голубого голубей.

Три птицы ворковали о хорошем...

О чем эти стихи?  О голубях (объект 1). Но после внимательного прочтения понимаешь, что здесь  голуби - это души умерших в блокадном Ленинграде родителей, которые прилетели за своими только что умершими детьми. Аллегория? Похоже на то, но только на первый взгляд: автор с самого начала вставил пояснение: "мы превратились в голубей" - и от этого сюжет перестал быть полноценной аллегорией - он уже с самого начала не о голубях, а о душах умерших, которые приняли образ голубей, и это - не более, чем использование метафоры голубя, а еще точнее - символа души. К сожалению, нельзя эти прекрасные стихи считать аллегорией.

А какие стихи можно считать хотя бы в каких то отдельных частях аллегорией, не обращая внимания (пока!) на качество их исполнения? Привожу свой личный список (возможно, не полный, с учетом того, что переносный смысл некоторых  поданных стихов был мною не понят):

1. О превратностях судьбы.Нина Матрохина 
4. Переход. Любовь Левитина 
7. Небесный секс. Ян Куб      
13. А я была...Наталья Зарайская 
16. Одеяло. Барабаш Ольга   
20. Вышел жизни срок... Елена Долгих
22. Екатерина Падукова. Бумага
23. Абсурд. Алексв          
25. Полотенца век недолгий. Огурцова Татьяна
26. Комар и черепаха. Евгений Ермолин
28. Свеча. Марина Москвичева Белова 
30. Повилика. Галина Ленкова 2      
31. Енот и Лев. Фидель Сагитов   
32. Шоколад. Мурашко Андрей 
33. Поход за шкурой. Александр Носачев
34. Осёл. Светлана Нянькина   
36. Метаморфоз. Владимир Курков      
40. Тундра не плачет. Сергей Ким 4   
41. Листок оторвался. Алевтина Степановна Усенко 
42. Романс Бабочки-однодневки  Елена Заостровцева
43. Про бабочек. Виктор Колесников 6      
44. Берег и волна. Гольгертс   
47. Новикова Таня. Грека.
53. Связь. Гордей Майский 

Рассмотрим подробнее некоторые из стихов участников, в каждом из которых я буду определять объект 1 - действующий персонаж (он выделен в тексте заглавными), и объект 2 - подразумеваемый персонаж.
_______________________________________

Начну со сложных стихов - стихов, где аллегории или нет, или она не охватывает  все стихотворение целиком, но при этом задействовано  много символов.

СИМВОЛ– это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Символ - это всегда расширение значения слова, размывание его.

   9. Из тьмы... с любовью...  Алексей Бекорюков 

объект 1 -  жизнь и ее смыслы, объект 2 - тот же.

Скользя ПО ЖИЗНИ, не вижу смысла её метаний меж сном и болью…
Одна лишь фраза в устах зависла: «Спешу. Встречайте. Из тьмы. С любовью»…
Инстинкты плоти влечёт «отрада» – изведать «счастье» в сетях соблазна
И раствориться в потоке стада, чей быт устроен страстям согласно…

При свете солнца темней изъяны того, кто млеет в долине Стикса:
Его влеченья – как котлованы для монумента, что сам воздвигся
В руинах мрачной юдоли плача, изгнав из духа, что было свято,
И орошая «стезю удачи» не смытой кровью с кистей Пилата.

В пустыню сердца вселились гунны*: сквозь тьму всё ярче оскал сатрапа…
Рулетка счастья – вращать фортуну от «эскалопа» до «Эскулапа»…
Восстать из бездны, где путь проторен в объятья смерти… и на заре лишь
Увидеть всходы бесплодных зёрен, проросших в почве «хлебов и зрелищ»…

Воспитан стаей, распластан нравом: совлечь оковы, взлететь как феникс,
Ожив из пепла в бою кровавом… в безмолвном штиле от ветра пенясь –
Взмывая в небо, под сенью свода скрепляя веру, и неуклонно
Предвосхищая трагизм исхода в эпоху царства Армагеддона.

Смущён, расколот, обезоружен – не заблудиться в потёмках мне бы…
В земных забавах Господь не нужен: дорога жизни восходит в Небо…
Воскреснуть духом… вернуться в детство… прильнуть к надежде, как к изголовью
Рождённой свыше** души младенца: «Из тьмы. Встречайте. Спешу. С любовью»…


Стихи о  том, как выживает современный человек в искажённой, сатанинской системе ценностей. Полной аллегории - другого, параллельного, скрытого сюжета здесь нет, сюжет один, но только он  излагается не прямо, а сложным языком обращений к  метафорам и символам, многие из которых взяты из Библейских текстов.

   2. Одалиска. Овчинникова Татьяна Сергеевна

 объект1  - я и ты, объект 2 - тот же.   
(Для сокращения объема статьи я опубликовала эти стихи не в авторской записи, а в метрике):

Ступая босыми ногами  по липкому снегу,
я вдруг понимаю: ТЫ первая буква кириллицы, альфа, а Я лишь омега.

С тебя  начинается жизнь  в не протопленном доме,
а мной   дымоход закрывают,  тепло экономя.

Ты, как пионер, впереди - я, как ниточка,   следом.
С утра  ты активен и бодр - Я же - ближе к обеду.

Я в спорах с тобой   оставаться должна   непорочной,
И, если в тебе  разгорится костёр, мне тушить его срочно.

Ты рядом со мной   демонстрируешь  силу и право -
я рядом с тобой  как застывшая,  мёртвая лава.

Горячие речи твои  обжигающим пламенем  ранят -
прохлада моей "тишины"  для тебя словно буря в стакане.

Ты ждёшь,  что огонь резких слов  станет действенной силой.
А я лишь тепла  и немного вниманья  просила.

Всего лишь тепла,   но иду босиком   по колючему снегу:
ты альфа, начало начал -   я всего лишь  последняя буква, омега.

И ты забываешь о том, что я рядом,  я близко,
считая меня   лишь рабыней своей,  одалиской.

Природу отношений ТЫ и Я автор описывает с помощью множества метафор и символов.  Альфа и Омега - символы начала и конца всего сущего. Указания на снег, особенно на его белизну, встречаются в Библии, снег символизирует болезнь, а "ходить босиком по снегу" - приносить жертву. Это тоже не аллегория, но, как и предыдущее, стихотворение, построенное на символах.

   23. Абсурд. Алексв          

 объект1 - животные,  объект 2 - человечество. 

Трудился КРОЛИК, царь всея норы - на сборе тайн - карьерным самосвалом.
Стекало время ладаном с коры и корочкой в подкорке застывало.
А Я был пойман цепким янтарём, ЗАСТРЯЛ В СМОЛЕ РЕЛИКТОВЫМ МОСКИТОМ.
Век щерил пасть пещерным бытиём, врастал под кожу когтем-сталактитом.

Что наша жизнь? Игра в одни врата. абсурдный сон, внезапная побудка...
Логичных схем пустая простота чревата несварением рассудка.
Пиши молитвы, жалобы, стихи... Но вечность - ей всего на свете мало.
Ищи-свищи в парсеках шелухи своё зерно вселенского начала.

...Чужая память дёргает висок, контрольный гвоздь в ботинке и в затылке.
Порвались связь времен и мой носок, в последний раз заштопываю дырки.
И чушь порю, пришитую - не мной. Но поздно, жизнь записана и спета.
Дан пир чумной, построен рай земной, и васильки оборваны в то лето,

Когда - не я - счастливый и шальной шёл бережком вдоль синей-синей речки.
И конь летел над полем вороной, и к облакам душа рвалась с уздечки.
Вокруг хватало воздуха и слов, подсказки в сказке есть - решайте ребус,
Что б выйти из подполья трёх углов на свет зари рубить дорогу к небу...

Спокойной ночи всем, кто вне игры. А кто в игре, равняйтесь на Степашку!
секреты гор лежат в дыре норы,  мир наизнанку - души нараспашку...
А глубока ли пропасть молока? Спроси у звезд, бери и причащайся!
Янтарь разбит. летит на свет мошка. И я лечу, услышав: "Возвращайся!"


Внутри аллегории, которая появляется в первой строфе, идут философские   рассуждения персонажа - "москита в смоле" о жизни, которая для него "игра в одни врата, абсурдный сон, внезапная побудка". В тексте использовано множество метафор, близких по смыслу к иносказанию, и несколько обращений к символам. Об этом заявляет нам главный персонаж, он же автор стихов: "подсказки в сказке есть - решайте ребус, что б выйти из подполья трёх углов на свет...". В концовке наш персонаж - москит (под которым понимается человек) выходит из игры (или из сна жизни): "янтарь разбит, летит на свет мошка"

Сложные стихи, многоплановые, перенасыщенные символикой. Их трудно назвать полной аллегорией, но сказать, что они не имеют никакого отношения к жанру иносказания, тоже было бы неправильным.
___________________________________________

Далее рассмотрим два произведения, где присутствуют строфы с реальным сюжетом, а есть и с иносказанием:

    4. Переход. Любовь Левитина 

объект 1 - пешеходный переход, объект 2 -"переходы" времени жизни

В лабиринтах ПЕРЕХОДА,
где в потоке нету брода,
толпы разного народа
продвигаются, спеша.
Здесь вещают и торгуют,
мне - на улицу другую,
обгоняю на бегу я
молодого крепыша.

Неприветливые лица -
отчего бы людям злиться?
Впереди опять пылится
неизвестный поворот.
Разобраться не могу я,
мне - на улицу другую,
отойду и обмозгую,
где там "дальше и вперёд".

Незатейливые годы -
от свободы до свободы -
добавляют переходы,
где несут, за рядом ряд,
лица, руки, сумки, ноги
в пасть удава бандерлоги,
не сбиваются с дороги
и о жизни говорят.

Мимо жуликов и нищих,
собираясь в сотни-тыщи,
по-простому счастья ищут,
спотыкаясь на ходу.
Перед ними не в долгу я,
мне - на улицу другую,
обогну ещё дугу и
эту улицу найду.

Стихи начаты с описания  реального места: "В лабиринтах перехода, где в потоке нету брода толпы разного народа продвигаются, спеша... ", но со 2 строфы начинается аллегорическое  размышление: "Незатейливые годы - от свободы до свободы - добавляют переходы, где несут, за рядом ряд...". В концовке стихов появляется другой сюжет с другими действующими персонажами. Можно ли считать эти стихи годными к номинации? Только в какой-то степени. Но как пример для изучения техники письма, безусловно это интересные по композиции стихи.

    28. Свеча. Марина Москвичева Белова 

объект 1 - свеча, объект 2 - любовь.

СВЕЧА любви горит, себя сжигая без остатка,
Сползает мягкий воск с полупрозрачных голых плеч.
Открыт фитиль, и плавится загадка
вчерашних встреч.

Огонь - магнит - опять мои притягивает чувства.               
Тревожа душу, тихо расставляет сети ночь.
Неуловимое любви безумство
открылось вновь.

СВЕЧА из стройной барышни становится бабёнкой.
Бока обмякли, старя постепенно силуэт.
Огонь стал жёлтым. Равнодушным только
мерцает свет.

Свеча горит... По капелькам стекает воск и время,
В небытие летят её недавние права.
Трещат в огне, как старые поленья,
любви слова.

Растаяла... В ночи похоронила тайну света.
Дымок плывёт верёвочкой, и липнет к пальцам день.
Фитиль погас... А в облаке рассвета -
твоя лишь тень.

Стихи о свече, под которой следует понимать чувство ЛГ и его изменения - от загорания до угасания. Но можно ли считать это полной аллегорией? Нет, это скорее разрушенная аллегория, превратившаяся в метафору, потому что с самого начала автор дает точку входа в другой план, он поясняет, что это - "свеча ЛЮБВИ", - 1 строфа, что "Огонь - магнит - опять МОИ притягивает чувства", - 2 строфа,  а в концовке добавляет: "Фитиль погас... А в облаке рассвета -ТВОЯ лишь тень". Если бы этих фраз не было, а стихи были бы написаны только о свече, но так, чтобы  читатель не сомневался - речь идет не о свече, а о любви ЛГ, то это была бы полная аллегория.
______________________________________

А теперь рассмотрим более простые, но и более убедительные примеры стихов-аллегорий, где иносказание охватывает весь текст.

   1. О превратностях судьбы. Нина Матрохина 

объект 1 - лист, объект 2 - человек в социуме

Всю зиму на кривой засохшей ветке
Под ветром бился одинокий ЛИСТ.
Уж столько много было сил потрачено
На то, чтоб сбросить непокорного всем миром!
Но он за жизнь держался слишком цепко,
Хоть был довольно хил и неказист,
И все, кто видел это, были озадачены...
И дружно сделали его своим Кумиром!

Качество исполнения не произвело впечатления: квадратная рифмовка, на мой взгляд,  усложнила мелодию звучания, ничего полезного стихам не подарив, не удачна и фраза "уж столько много было сил" и повтор союза "И" в последних строках.
 
    7. Небесный секс. Ян Куб      (фрагмент)

объект 1 - явления и стихии природы, объект 2 - эротическое описание связи  мужчины и женщины.

Изгибы сопок в медно-желтых пятнах.
Белила облаков на куполе небесного шатра
В заоблачных чертогах необъятных.
Отпив цветочного вина, до самого утра
Игривый ветер облетал кругами
И целовал зарю во все места, что были так нежны,
Одновременно грубо целовал и мял руками
Грудь обнаженную надкусанной луны.
Та, тая от стыда, пугливо отбивалась,
Пытаясь безуспешно спрятаться за тканью туч,
При этом, будто нехотя, стыдливо улыбалась...
                и т.д.

В том, что прием аллегории здесь присутствует (рассказ о стихиях, а подтекст о людях), нет сомнения. Но исполнение стихов - структура строфы, ритмика, к сожалению, не идеальны.

     20. Вышел жизни срок... Елена Долгих

объект 1 - банный веник, объект 2 - человек

Был свежим и душистым. Засушили…
Отдали уголок на чердаке.
А в прошлую субботу пригласили
Попариться. Я прибыл налегке.

Чуть разомлев, мечтал, что буду главным
На празднике мытья и чистки тел.
Действительно, сначала было славно:
Всех исхлестал...таков, знать, мой удел…

И, высохнув до хруста, брошен в печь я –
Белёсым пеплом лягу за порог.
А был зелёным, молодым, беспечным…
Но, что поделать? Вышел жизни срок.

   25. Полотенца век недолгий. Огурцова Татьяна

объект 1 - полотенца,  объект 2 - поступки  человека

Бывает, ночами в пустующих ванных
В рядах полотенец завяжутся споры.
Средь тряпок махровых – и мелких, и банных
Заходят такие порой разговоры:

- Я выбран хозяином! Я здесь главнее!
- А я – всех новее, а значит, всех круче!
- А я нахожусь на самОй батарее,
  А это элитней, чем быть в вашей куче!

Но в маленькой ванной хрущёвской квартирки
Есть старый халат цвета «рухнувших планов».
- Вас перетасуют опять после стирки!
  Фортуна изменчива! Хвастаться рано!

  Бывает, сегодня твой жребий удачен -
  В комфорте живёшь, нежно фен обдувает.
  А завтра сошлют - в баню тёщиной дачи -
  Грустить и скорбеть об утраченном рае!

Эти стихи по жанру ближе к басне: в концовке автор дает пояснение - мораль. Для типичных стихов-аллегорий мораль не нужна: читатель должен увидеть скрытую мысль сам.

     30. Повилика. Галина Ленкова 2      

объект 1 - растение-паразит, объект 2 - люди паразиты.

  Стелется ПОВИЛИКА
  всем существом безликим,
  кругом большим, наскоком.
  Щупальца простирая,
  листики обвивает.
  Дождичек обещая,
  тянет из стебля соки.

  Гибелью пригрозила,
  накрепко пригвоздила
  всех, кто посмел перечить.
  Кланялись ей под пеклом -
  дождика не заметно.
  Душит свой опекой,
  избранным дарит встречи.

  Тёмное было белым...
  С корнем убрать, кто смелый,
  есть ли под небом синим?
  Дальше терпеть - опасно,
  слёзоньки лить напрасно.
  Сжечь повилику красным -
  лучше всего. Будь сильным!

 ПовилИка -растение, не имеющее корней и листьев. Она обвивается стеблем вокруг растения-хозяина, внедряет в его ткань присоски и питается его соками. Недостатком стихов является то, что при их прочтении возникает сомнение - действительно ли автор хотел сказать нечто большее - поразмышлять о людях, паразитирующих на чужом труде, или это обычный  рассказ об одном из растений, каких множество на просторах нашего сайта? Аллегория, переносный смысл, иносказание здесь не очевидны, хотя формально - как стихи написанные СПЕЦИАЛЬНО для данного конкурса, они соответствуют требованиям жанра. Жаль, стилистика речи - качество исполнения, на высшие баллы пока не тянет.

22. Бумага. Екатерина Падукова 

объект 1 - бумага, объект 2 - человек

Она молчала, она терпела,
внимая мыслям её владык,
ей покраснеть бы – белее мела!    
Она БУМАГА. И черновик.

В себя вмещала всего и столько,
что было в пору стонать, кричать –
её бросали в корзину, скомкав,
её сжигали в кострах, печах.

Ей доверяли мечты, желанья,
и боль, и муку, и счастья вдох… 
Её терпенье, её молчанье –
в словах, оживших из мёртвых строк.

Эти стихи тоже заставили меня посомневаться.  Написаны они хорошо, но о чем эти стихи? По всем перечисляемым признакам, о бумаге. Но только ли о ней? Судя по тому, что стихи были подготовлены специально для нашего конкурса, в них есть второй план - о женщине, о ее терпении и смирении.  Но, как и в предыдущем стихотворении, по тому, как построен  текст,  у меня остается сомнение: а действительно ли иносказательность здесь есть?

 Такой вот сложный жанр аллегории - он заставляет нас напряженно думать, его содержание может по разному пониматься  разными людьми.

   32. Шоколад. Мурашко Андрей 

объект 1 - шоколад  и его поедание, объект 2 - случайная девушка и отношения с ней

Швейцарский на витрине ШОКОЛАД.
С обёртки яркой девушка глядела,
И я купился на игривый взгляд
И краешек волнующего тела.

Сползла чуть слышно тонкая фольга,
Открылась плитка тёплая, нагая,
И я упал в альпийские луга,
Пил на холмах из чашечек какао.

Я подобрал все капли до одной,
Потом вдруг стало пусто, даже горько.
Закончился короткий сладкий сон,
Осталась только мятая обёртка.

   36. Метаморфоз. Владимир Курков      

объект 1 - дева, объект 2 - река

Укрытая пуховым одеялом,
под панцирем хрустальным ДЕВА спит.
Ей снятся море, парусник, кораллы,
дельфины и гигантский синий кит.
Четвёртый месяц словно в подземелье.
Заклятие сомкнуло ей уста.
Волшебница подмешивала зелья,
и сон стал результатом колдовства.

Нет сил в руках. От зимнего гипноза
сгустилась кровь, дыхания слабы.
Сковали тело жгучие морозы,
но бьётся пульс - не сдастся без борьбы.
Не вырваться из плена ледяного
без солнечного света и тепла.
Не в силах март сломать её оковы,
лишь покрывало потрепал  слегка.

Придёт апрель и поцелуем жгучим
коснётся ручек, пальцы отогрев.
Проснувшись, дева с яростью на кручу
корсет забросит, высвободит гнев.
Погонит зиму резвая, живая,
разбудит звонким голосом леса,
помчится к морю, лодочки цепляя,
пришпилив их на струи-волоса.

Формально  эти стихи, специально написанные для конкурса, всем требованиям жанра отвечают. Совсем тонкая грань отделяет их от стихов Ольги Скворцовой о дожде (см. выше): близкая тема - описание природы,  есть олицетворения явлений и объектов природы (там - дождя, здесь - реки), есть  метафоры. Разница в малом: у Ольги Скворцовой дождь с самого начала назван дождем, а здесь слово "река" даже не фигурирует, вместо него - Дева. О том, что речь идет о реке, нужно догадываться. Зачем? Имеет ли эта "загадочность" какой-то смысл? Не знаю, но факт налицо: там по жанру  стихи с олицетворением, а здесь - иносказание.

Итак,

Подтекст, иносказание стоит создавать в литературном произведении по каким-то ПРИЧИНАМ - показывать  через что-то другое  сущность человека, а иносказательно описывать природу - особого смысла нет. Разве что в качестве текста загадки...

И еще я бы посоветовала  автору изменить название стихотворения на "Река". И читателю будет проще, и слово "Метаморфоз" - научный термин, означающий "глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов), происходящее в ходе индивидуального развития (онтогенеза)". Для пейзажных лирических стихов оно совершенно не подходит!

    53. Связь. Гордей Майский 

объект 1 -  месяцы, объект 2 - отцы и дети

Пришёл декабрь - молоденький, несмелый:
снежком посыпал, точно посолил;
морозцем луж коснулся неумело, -
украдкой... ночью - слишком мало сил...

Старик-ноябрь, насупив низко тучи,
кропил дождём работу новичка.
Сквозь тучи робко пробивался лучик -
подсматривал старик исподтишка.

Когда-то он таким же был ребёнком,
но жизнь прошла, и время уходить.
Связь между ними ниточкою тонкой
останется, чтоб правильность хранить.

Со временем, малыш заматереет -
постигнет всё, что свойственно зиме;
он станет мудрым, снежно поседеет,
и тоже подберётся к той черте...

Придёт январь - молоденький, несмелый...

   41.   Листок оторвался. Алевтина Степановна Усенко 

объект 1 - листок, объект 2 - одинокий человек

ЛИСТОК оторвался  от ветки родимой
И сразу его закружил ветер буйный, 
Потом подхватил хоровод нелюдимый
Снежинок красивых. Он не тихоструйный.....

Кружит непогода и бьёт, и ломает...
От роскоши прежней одни лишь остатки.
А ведь красовался, небось вспоминает ,
Не зная, что дни впереди так несладки...

Всё дальше несёт его ветер во поле
С такими, как он, что ни сил нет, ни воли.
Не знает теперь, где же остановиться,
Или всё так же по полю катиться....

Стихи написаны по цитате стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дубовый листок оторвался от ветки родимой" - видимо, для какого-то (на мой взгляд, дурацкого!) конкурса, где участникам в очередной раз предлагается переплюнуть великих поэтов, позаимствовав у них цитату, а заодно с ней не только ритмику и строфу, но и...  тему.  И у Лермонтова, и у нашего конкурсанта тема одна и та же - аллегория о странствиях оторвавшегося от родной земли одинокого человека, но только "переплюнуть" Лермонтова точно не удалось: сделано это на порядок хуже. Не стоит тягаться с великими - всегда лучше писать свое и по-своему.      

   42. Романс Бабочки-однодневки. Елена Заостровцева

объект 1 - бабочки,  объект 2 - легковесные люди

Каким чудесным было наше утро!
Ты был прекрасен, словно эльф из сказки.
На крылышках твоих блестели краски,
А брюшко отливало перламутром.

Средь лёгких бликов солнечного света
Кружились мы над лугом и над лесом;
Ты называл меня своей Принцессой,
Наш танец был - как гимн Любви и Лету!

Но следом наступил горячий полдень.
Ты повзрослел и очень здраво мыслил,
И усики задумчиво повисли:
Ты о работе и о долге вспомнил!

Нет-нет, я понимаю... Зов Природы...
А до заката времени всё меньше.
На свете столько есть несчастных женщин...
Зачем ты врал, что все они - уроды?!

... Уже готово траурное платье.
Зажглась лампада первою звездою.
Я знаю: ты вернёшься на закате
И скажешь: "Я был счастлив лишь с тобою"...

   43. Про бабочек. Виктор Колесников 6      

объект 1 - бабочки, объект 2 -добровольные эмигранты

Про бабочек, пропавших у огня,
Пропахших тленом, копотью и горем,
Пригрезивших: прекрасная страна
Пригреет, приголубит и покормит.
Ах, бабочек неправильная смерть,
Обман, коварство, нелюбовь и мука.
Вот так лететь, надеяться и сметь!
Как будто жизнь не ночь, а вечно утро.

Идея аллегории очень понравилась, и даже редкий ныне оборот речи "про", с которого без всяких подробностей сразу  начинается стихотворение, очень  понравился. Споткнулась я только на форме "пригрезивших": в современном языке такого уже нет, употребляют этот глагол  только с возвратной частицей -ся. Но сколько ни пыталась я придумать ему замену, но лучше слова не нашла: именно по контексту фразы, по смыслу, точнее, чем это неправильное "пригрезивших" просто не скажешь!

   44. Берег и волна. Гольгертс 

объект 1 - он и она,  объект 2 - бумага и карандаш

Из древесины сделана ОНА.
И Я из дерева наполовину.
Но мы сошлись, как берег и волна,
как выстрел, вызывающий лавину.

Она терпела, жаловалась мне
на быстрый темп, на слишком острый грифель.
А я как вор терзал её во тьме,
подсвечивая лампой...  Не смотрите,

в порывах страсти я не груб, отнюдь!
Иначе, разве мы могли быть вместе?
Однако не дано нам обмануть
безумный мир стяжательства и лести.
   
Но наши дети – вздорные стихи,
рождённые вне брака, по залёту.
Надеюсь, достучатся до глухих
и тех, кто не прельстился позолотой.
                __________
Пройдут года...  утихнет жаркий спор.
Слова пустые жгут сетературу.
Она ушла в бездонный монитор,
как в монастырь...  а я – в клавиатуру.

Интересно написано: внешне как будто об отношениях двоих, мужчины и женщины, хотя в концовке начинаешь понимать, что подразумевались бумага и карандаш. К сожалению, в самом начале автор немного разрушил иносказание подсказкой: "Из древесины сделана она. И я из дерева наполовину", отчего читатель сразу  перестает понимать персонажей как людей. Не совсем аллегория, но... интересно.
____________________________

На этом, все. В объявлении о приеме заявок на данный конкурс , я пообещала дополнительную номинацию "За самые интересные стихи-аллегорию"... 

Некому ее давать. Слишком мало было претендентов даже на второе место, не то, что на "Самые интересные...". Но не будем печалиться. Зато все мы - и участники, и судьи, и больше всех я, организатор конкурса, -  узнали много нового  об этом непростом жанре!

С уважением, Ваша АлКора, 24.02.18