Афористика. Бенн Готфрид

Максимилиан Гюбрис
1) …Пыл – пепел… (Стихотворения, «Отзвуки песен»)

2) …Исход, творенье – это боги,
         Непостижимы, глубоки. (Стихотворения, «Так тихо»)

3) …В едва прикрытом ложе
        Всплеск жизни и исход.  (Стих-ния, «Чаши»)

                «ПРОБЛЕМЫ ЛИРИКИ»:

4) Стихотворение вообще случается крайне редко — стихотворение создается. Уберите из рифмованного потока все «настроение», и тогда то, что останется — если вообще что-то останется — вот это, возможно, и будет стихотворением. (Литературное эссе «Проблемы лирики»; из начала)

5) Соблаговолите подсчитать, сколько раз в стихотворении попадается «как». …Обычное КАК — это прорыв в лирику повествовательности и фельетонности, падение речевой напряженности, ослабление творческого преображения. (=; о 4-х «диагностических симптома» несовременности/отсталости лирического стихотворения; 2-й симптом)

6) …Лирика — либо запредельна, либо ее вообще нет. Таково ее сущностное свойство. (=)

7) …Главная загадка — стихотворение готово, прежде чем его начали писать, просто автор пока не знает точного текста. (=; о процессе возникновения стихотворения, пункт 3)

8) Слово — это фаллос духа, укорененный в самом его центре. К тому же в центре национального духа. (=, 3-я тема доклада: О словах) - /невольно на ум приходит соображение Кельт-филолога XVIII века м-ра Р. Джонса, первонаучно возведшего сей смысл в абсолют… Философ Ж.Батай, уже в XX веке, в изыскание доказательства существования Бога, перебегающий из борделя в бордель через улицу, без штанов, - что несёт он, на перевес, в руке своей: фаллос или слова? – от сост./   

9) Сегодня человек либо глубок и у него есть своя собственная среда, либо человека вообще нет. (=, диалог лирического Я со средой)

10) Все человечество живо несколькими частными самопознаниями…(=, окончание: последние выводы: лирическое Я на смене эпох)

                «ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ»:

11) …Зло воспевает смерть. И провокатор
          В псалмах вычитывает строчки блуда. (Стих-ние «Монолог», включ. в книгу «Двойная жизнь», III «Лирическое интермеццо»)

12) …Мистическая целокупность дураков, до–логическое сообщество презирающих опыт… (из книги «Двойная жизнь», IV «Корус II, комната 66»)

13) …Существо искусства — бесконечная сдержанность, раскаленное ядро и непритязательная оболочка, настоящее искусство не трогает, оно опаляет. (=, =)

14) …Там, где Любовь и Мысль ведут игру на равных, уже начинается тот высший мир, за который и борется человек в своих творческих дерзаниях. Однако нынешняя земная эпоха принадлежит мысли, именно мысль определяет ее стать, выражение, черты лица, язык, совершая тем самым свое земное предназначение. (=, =)

15) Наш культурный мир начал с двоящихся образов — сфинксов, кентавров, богов с песьими головами, — а закончил в нашем лице двойной жизнью: мы думаем совсем не то, что мы есть, или, как это сказано в “Трех стариках”: “Мы жили не так, как были, писали не так, как думали, думали не так, как хотели, и оставили после себя совсем не то, что намеревались сделать”. (=, V «Литературное») - / Особенная психо-философская мысль, и, вероятно, это к вопросу: - Современная культура: поражение или только ещё не победа Эллинского смысла? – Если, к сему, первоисходно вспомнить, что «сфинксы» и «кентавры» и все те мн. «двоящиеся образы» нечеловеческого мира, изначально, не были весьма дружественными образами для человека, - а сказать без скромности, так очень даже недружественными, враждебными для Эллина (именно Эллина, чьи боги, единственно, являлись образами воплощенной человеко-формы!), - то выходит, что «нынешняя двойственность мира в одном лице» по Бенну есть ни что иное, как синтезированный результат той первоисходной конфронтации; и это до сих пор продолжается в мире единственно наследующей сие культуры, Западно-Европейской культуры! или же поражение сего мира-таки заведомо давно состоялось, вопреки тогда всем мифам о победах Эллинских героев?! Где мы и наша культура сегодня? (Только ли вымышлен тот путь, который неизбежно ведёт метафизические умы человечества от «троичности» (Христ.) к «двоичности» (Магомет., не признание Троицы) и, далее - к только ли эфемерно-помышленной «единичности»?)  – сост. М. Гюбрис./

16) …Наша философия — что со всем этим будет? Нам явно недостает трактата о домашнем характере аксиом, о географии априори, о климатических обоснованиях такого количества праха. (=, VII «Будущее и настоящее», Афоризмы о людях круга, 3)

17) Стиль выше истины, он несет в себе доказательство существования. …Эпохи завершаются искусством, и род человеческий завершится искусством. Вначале — пресмыкающиеся и ящеры, затем биологический вид с искусством. (=, =, Дальнейшие афоризмы, 2, Артистизм)

18) Человек должен быть заново воссоздан из оборотов речи…  (Этот стиль) Фаза II экспрессионизма, а заодно и постантичного человека. …“Интересно” — вот важнейшее слово! ...Переведем буквально: интересно— interesse — inter–esse: “меж бытия”, в промежутке, между его темной и сияющей сторонами — “Олимп Иллюзии”. Ницше. (=, =, =, 5, Стиль будущего)