Повесть Нина. Глава 1. Христарадница

Анна Константиновна Каменская
Нина стояла на платформе станции метро «Невский проспект» и невольно наблюдала за мимо проходящими людьми. Вскоре её взгляд остановился на мужчине лет сорока, что разговаривал по телефону и нервно размахивал свободной рукой, видимо пытаясь кому-то, что-то доказать. Он был достаточно хорошо одет, можно даже сказать стильно и со вкусом. Вот только глядя на этого человека, вряд придёт в голову мысль о том, что он доволен своей жизнью. Затем в поле зрения студентки попала молодая пара. Заметно влюблённый блондин всё время смеялся и не выпускал из своих рук, руки кареглазой брюнетки в оранжевом плащике. Недалеко от них стояла женщина с двумя детьми и большими сумками, беспокойно поглядывающая по сторонам. Постепенно внимание Нины рассеялось среди текущей реки пребывающих и отправляющихся людей.
Ещё вчерашняя выпускница средней общеобразовательной школы № 34 города Санкт-Петербург, а сегодня студентка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена направлялась домой. Поездка от станции метро «Невский проспект», до станции «Проспект Большевиков» занимала у Нины примерно сорок минут. Чтобы провести это время с пользой юная первокурсница брала с собой в дорогу одну из своих любимых книг. Сегодня в её сумочке лежала сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», которую она прочла уже не один раз, и каждый последующий перечитывала с огромным удовольствием. Ещё в школьные годы эта книга буквально с первых страниц открыла перед Ниночкой целый мир удивительных, волшебных чувств, таинственность снов и грёз, что так тесно переплетаются с реальностью. «Сколько же вопросов в душе каждого человека могла вызвать эта чудесная сказка: о любви, дружбе, предательстве, муках совести, силах добра и зла. Благодаря именно таким сказкам мы начинаем осознавать, что нужно не просто прожить жизнь, а прожить ее, сохраняя доброе сердце, искренне отдавая свою любовь тем, кто встречается на твоём пути. И за всё совершённое однажды зло непременно придётся ответить. Какое же романтическое двоемирие…» – думала Нина глядя в окно.
Размышления девушки прервал женский голос:
– Пожертвуйте, Христа ради – повторяла нищенка, протягивая перед пассажирами маленькую коробочку.
– Бедняга – подумала Нина, пытаясь заглянуть женщине прямо в глаза.
– Христарадница – уточнила, рядом сидящая старушка.
Нина закрыла книгу и внимательно посмотрела на свою пожилую спутницу.
– Несчастные богачи, влюблённые пары, нищие, читающие мысли старушки… Кого только не встретишь в метро в семь часов вечера – задумчиво прошептала Ниночка.
Женщина в серо-зелёном, заплатанном пальто и потрёпанной юбке шла не спеша и внимательно вглядывалась в лица пассажиров. На вид ей было лет пятьдесят пять. Голову нищей прикрывал белый платочек, из-под которого выглядывали пряди чуть поседевших волос. Её добрые и живые глаза, были одновременно полны любви и скорби.
– Милые мои, есть очень хочется. Пожертвуйте, пожалуйста,  кто сколько может. Да, я знаю, не ваша вина, что я осталась без крова. Всё, что подадите, потрачу на еду — сказала Христарадница и пошла по вагону. Люди оказались не особо скупыми, и  просящая женщина в считанные минуты насобирала без особого труда больше половины коробочки. Каждому положившему в коробочку хотя бы одну монетку, она давала маленького вязаного голубка, что доставала из-под своего старенького пальто. И это было большой неожиданностью для всякого ей подающего.  В конце вагона нищая остановилась, повернулась к пассажирам лицом, и сделав земной поклон сказала:
  – Храни Вас Бог!
Сидящий у последнего окна мужчина, напоминающий Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, что периодически брезгливо поглядывал на бездомную, устал сдерживать свои эмоции, и, тыкая пальцем в сторону нищенки, начал кричать на весь вагон:
– Ходишь тут, побираешься. Денег просишь. А я один всю семью кормлю. У меня, жену с работы сократили. Но я, вот, не прошу, как ты. Всю свою жизнь коплю. Копейку к копейке складываю, чтобы на все случаи жизни хватило средств. А ты …
Нищая внимательно выслушала мужчину, затем достала из своих карманов и коробочки всю мелочь, и искренне сочувствуя, протянула их рассерженному человеку.  После чего ласково улыбнулась и сказала:
 – На, возьми. Тебе действительно нужнее. А жену то давно сократили? 
– Ты что сумасшедшая или блаженная? – с насмешкой, не понижая голоса, произнёс разъярённый пассажир.
– Возьми! Возьми! Тебе ведь, правда, нужнее! А мне еще дадут. Люди же такие добрые! Женщина аккуратно вложила  деньги в руки расстроенного мужчины, отвернулась, и приготовилась выходить.
– Стой! — вскакивает мужчина и с деньгами в руках бежит за нищей. В вагоне была полная тишина. Минут пять все внимательно слушали диалог.
Мужчина кричал: « Все люди злые, жадные, эгоистичные». Нищая всё время улыбалась и повторяла: «Люди щедры, добры и прекрасны». Мужчина пытался вернуть деньги, но женщина денег обратно не взяла. Нищая вышла, а мужчина остался. Занять своё место он не спешил. Поезд остановился на очередной станции. Пассажиры входили и выходили. Мужчина ещё немного постоял,  затем отчаянно махнув рукой в сторону дверей, плюхнулся на свое место у окна. На него уже никто не обращал внимания. Вагон жил своей обычной жизнью. Проехали ещё несколько остановок. Вот уже и станция «проспект Большевиков». Нина встала и пошла к выходу. Проходя мимо мужчины, она бросила беглый взгляд на притихшего «Плюшкина». Недавно шумевший мужчина сидел, и пытаясь сдержать слёзы смотрел в никуда …
Люди встречаются не случайно – подумала Нина. Душа то у человека проснулась.  Возможно, теперь ему жить будет легче, ведь люди действительно добры и прекрасны! А на истинно нуждающегося, просящего у нас помощи человека нам должно смотреть, как на того, кто даёт нам милость подать Самому Христу...
Долго ещё Нина вспоминала светлое лицо Христарадницы. Иногда ей даже снились ясные, проницательные, глаза той незнакомой женщины – что пронизывали насквозь, согревая спокойствием и неземным теплом…