Пианино Рихтера

Маратэтэ Гончаров
Прозаическая миниатюра.               

                Посвящаю брату - Гончарову Олегу
                к дню его рождения 3 марта.
                С пожеланиями здоровья, счастья,
                творческих, а также спортивных
                успехов и благополучия!


     Пианино в советское время – символ интеллигентности хозяев квартиры, где оно находится и кошмар соседей в любом панельном здании тех времен.
   Чтобы отдать ребёнка в музыкальную школу на класс фортепиано дома обязательно должен быть сам инструмент, для тренировок в игре и разучивания произведений. Больше всего в семьях с одарёнными детьми страдали их братья и сёстры. И поверьте мне, как бы ты не любил музыку вообще и отдельные инструменты в частности, если в соседней комнате старший брат «долбает гаммы» в любое свободное время, то отношение к звучанию пианино, скажем так, слегка меняется. Иногда кардинально.
   Мои воспоминания неразрывно связаны с инструментом, на котором играл один из крупнейших пианистов XX века Святослав Рихтер в 1937 году на экзамене в Московскую консерваторию (которую, кстати, так и не окончил: уже осенью он был из неё отчислен после отказа изучать общеобразовательные предметы).
   Пианино было той самой «консерваторской рухлядью», служившей верой и правдой приёму талантливых студентов в экзаменационной комиссии главного музыкального высшего учебного заведения страны.
    Пришло время, «расстроенный» и «раздолбанный» деревянный кожух с ослабленными и вытянутыми струнами заменили новым. Старый же экземпляр подарили «по знакомству» с единственным условием – самовывоз, т. к. такую тяжесть таскать – ну просто надорваться можно не подготовленному физически человеку.
   И в скромной «хрущёвке» района Бескудниково появилась вещь, о которой можно было гордо сказать: «Сам Святослав Теофилович Рихтер, народный артист СССР, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий, первый получивший «Грэмми» из граждан СССР маэстро прикасался к этим клавишам!».
   Время шло, мой брат работал музыкальным руководителем в Подмосковье, соответственно звучание пианино в 14 метровой комнате Северного округа столицы было крайне редким, по случаю, однако место, занимаемое им, было весьма существенно, вещь ведь не маленькая.
   Случай, когда после «знатной вечеринки» я уехал домой с красивой девушкой и проснулся от жутких звуков останется в моей памяти навсегда. Под утро, сквозь сон  в мой мозг ворвалась дикая какофония от ударов в стены и мелодий измученного консерваторского инструмента. Открыв глаза, я с изумлением увидел свою спутницу в неглиже, радостно ударяющую по клавишам в такт стукам соседей, доносившимся, как казалось отовсюду. Барабанили в стены, пол, потолок и судя по всему уже давно. Только крепкий сон молодого и здорового человека, да и привычка к музыкальным тренировкам брата позволили мне спать беспробудно долгое время, не обращая никакого внимания на шум.
   После этого на семейном совете было решено подарить пианино школе, снабдив табличкой с надписью о его исторической ценности.
   И вот приехал микроавтобус с моим братом и надо уже осуществлять погрузку. Однако с 3-го этажа тяжеленный предмет по лестнице тащить – ещё то удовольствие. Выйдя во двор, я быстренько нашёл людей из азиатских республик в оранжевых жилетах подпиравших деревья и жующих насвай* в ожидании начальства. Приготовленный инвентарь: мётлы, совки и лопаты был в руках, чтобы в случае внезапного появления руководителей быстро принять «озабоченный вид и трудовую позу». Предложение подзаработать вызвало ожидаемый эффект, один из рабочих остался караулить техсредства, остальные поднялись на этаж для переноса тяжести в подогнанный к самому подъезду автомобиль. Выносить габаритный груз из пятиэтажки не просто тяжело, но и очень неудобно из-за узости лестничных пролётов и площадок. Осилив половину пути, оранжевые жилеты остановились передохнуть вместе с моим братом, а я спустился вниз, чтобы открыть и зафиксировать входную дверь, проверить удобно ли будет производить загрузку в микроавтобус.
   Уже на выходе до моих ушей донёсся стук открывающейся деревянной крышки и волшебные звуки, сплетаясь в мелодию, полились из панельного дома хрущёвского периода. 
   Чуть позже, разговаривая с водителем, вдруг увидел его изумлённый взгляд куда-то за своей спиной в направлении открытой двери. Обернулся. А там… Пианино, как огромная завораживающая своим видом птица, практически неслось само по воздуху, казалось только слегка поддерживаемое руками наших случайных помощников. Весело и быстро, преодолевая последние метры подъезда, азиаты практически влетели с инструментом в распахнутые двери микроавтобуса с улыбками и явно в очень хорошем настроении. И это меньше чем через три минуты, как они же уставшие, злые и вспотевшие остановились передохнуть от своей тяжёлой и неудобной ноши, пройдя всего половину пути вниз, с третьего этажа. Неужели насвай* оказал подобное, фантастически стимулирующее действие?
   У водителя сигарета выпала из рук, а у меня так и осталась незажжённой, хотя зажигалка была в руке. Загадочно улыбающийся брат только позже прояснил столь поразительную перемену в работоспособности людей в оранжевых жилетах, так сказать приоткрыл тайну их «второго дыхания». Срочную службу он служил в ГДР (Германской демократической республике), контингент ГСВГ (Группы Советских войск в Германии) в г. Вюнсдорф, ансамбль песни и пляски. В его армейском творческом коллективе были музыканты со всех республик СССР. Каждый знал песни и предания своего родного края. Культурное наследие и народную музыку проходили в обучающих программах региональных образовательных учреждений, разумеется, гордясь обычаями и знаменитыми земляками, проявившими себя артистами, воспевшими свою малую Родину.
   У брата был армейский друг из Узбекистана по имени Парвиз. С ним он и разучил несколько национальных песен, а так как диплом музыкального отделения педагогического училища по классу фортепиано позволял  подобрать любую музыку, то пение на восточном языке «обрамлённое» красивыми аккордами вызывало восхищение даже у чопорных немцев, перед которыми часто выступал ансамбль песни и пляски. И в момент отдыха при переносе «пианино Рихтера» мой брат запел национальную узбекскую песню под сочный звук старинного инструмента из Московской консерватории.
   Результат подобного духовного допинга с окрасом национально-культурного наследия далёкой республики мы с водителем и наблюдали выпученными от удивления глазами, когда увидели вынос, точнее полёт крупногабаритного груза, из подъезда в автомобиль.
   Ещё долго наши помощники благодарили брата за родную песню, так неожиданно зазвучавшую в московском спальном районе, традиционно прикладывая правую руку к груди и говоря:  «Rahmat, katta rahmat». (Спасибо, большое спасибо.)
   Их вообще ошарашила и до конца дня оставила в изумлении моя ответная фраза на узбекском языке: «Rahmatlar, siz bizga chindan ham yordam berdingiz. Bu narsa bolalar uchun sovg'adir». (Это вам спасибо ребята, вы нам очень помогли. Эта вещь - подарок детям.)
   Просто мне довелось какое-то время провести в 15 отдельной бригаде специального назначения ВДВ узбекского (тогда ещё советского) города Чирчик. Это была «гру-шная» часть, где над штабом висела вывеска: «Разведчик, будь бдителен!». В том числе и на местном языке. А времени  нахождения там хватило, чтобы немного выучить язык, в пределах понимания речи и базовых фраз для поддержания разговора.

   Финансовые затраты на погрузку уменьшились ровно вдвое.  Парни просто отказались брать первоначально очень завышенную за свои услуги цену, тем самым выразив нам уважение за знание языка и культуры их страны и за то, что пианино мы дарим детям в школу, где играть и петь выучится ещё много молодёжи, возможно великие музыканты в будущем.

   * Насвай (насыбай, нас, нац, нос, носовой) — вид некурительного табачного изделия, традиционный для Азии. Основными составляющими насвая являются табак и щёлочь (гашёная известь). Также в состав продукта могут входить растительное масло и другие компоненты, натурального происхождения. Для улучшения вкуса  добавляются приправы. При кустарном изготовлении в качестве щёлочи вместо гашёной извести может применяться зола растений.

  Канал дополнительного образования ЛМИС (литература, музыка, искусство, спорт) – проект мой и брата на  You Tube .
https://www.youtube.com/channel/UCZNaiCVmuLLrxoKqXb1TiWg

   Услышать и увидеть, как играет и поёт мой брат – регент, композитор, автор музыкальных учебников, капитан спортивной команды, воин-интернационалист.
   Набираем:   «ОЛЕГ ГОНЧАРОВ РУЗА»    в поисковом окне  You Tube.

   На фото слева направо выступление на день ВДВ 2 августа 2017 года:  я, как ведущий и организатор концерта, Владимир Копотев, руководитель бардовского клуба «Менестрели», мой брат Олег и участник его ВИА «Группа Огонь» Илья Андреев.
 

Произведение опубликовано в книге "Проект ЛМИС (литература, музыка. искусство, спорт)". Изд. дом "Сатори" г. Санкт Петербург - декабрь 2018 г., использование сюжета защищено.