Машина или творческий вымысел

Дастин Зевинд
      Это был человек лет сорока, худой, узколицый, аккуратный и немного педант. 
      Он говорил с шотландским акцентом, всегда негромко и спокойно.
                Уильям Сомерсет Моэм


В ходе раскопок на месте бывшей столицы Хазарского каганата, Семендер, неомокшанские археологи нашли богато украшенный каменный гроб-саркофаг с человеческими останками, предположительно, царской особы. По строению тазобедерных костей и обильным золотым украшениям, специалисты определили, что этот хорошо сохранившийся женский скелет принадлежит некой неизвестной науке представительнице поздних хазар. Княжна? Принцесса? Какая?.. История умалчивает. К счастью, не молчит квантовый дешифратор, - ультрасовременный аппарат чтения остаточной антропогенной ауры, изобретение нобелевского лауреата Сталинской академии наук Объединенной с Сибирью Японии, Херовата Хатасуки. По просьбе наших неомокшанских ученых, всемирно известный профессор северокорейского университета мысли, Сунь Да Вынь, сделал необходимую экспертизу отправленных изомагнитной телепортацией костных образцов и четырехмерных сканов всех найденных в гробнице предметов. После недельной обработки и систематизации полученных данных, нам любезно предоставили их резюмированный результат. Привожу вам без купюр и без литературной редакции выданный этой чудо-машиной текст:

«Следуя стилистике Моэма, хазарскую «принцессу» можно было бы описать так: это была тридцатилетняя астенического телосложения женщина, широкоскулая, пышнобедрая, крайне неаккуратная в устной речи и особенно в письме; в общении с верноподданными вызывающе несдержанна. Судя по слабой розовато-голубой ауре лобной части черепной коробки, она излагалась безграмотно, с истеричной каллиграфией слов, как нельзя более некстати, подчеркивающие её не очень уравновешеную натуру.

Назвать «инфанту» красавицей можно. С большой натяжкой. На глобус Юпитера. У неё оказалась прыщаво-пористая в оспинках кожа – следствие неправильного питания и, возможно, плохой генетической наследствнности. Жидковатая растительность скальпа, прогрессирующая жирная себорея и острый в мимических складках подбородок – тоже не самые лучшие украшения явно монголоидо-арамейского облика. К его взрачным чертам можно было бы отнести миндалевидной формы глаза, но они без сакральной туши и похоронных теней Харона сильно походили на лисьи... Что-то осталось вне моего программного анализа... Ах, да! Ее долго развивающийся мозг человекоподобной обезьяны, с высоким интеллектуальным коэффициентом (IQ), выдавал порой неплохие мысли. Только зачем он ей такой сдался, нами ещё не выяснено, она им никогда не пользовалась по назначению... Любила похабные песни и с раннего детства бесстыжих акынов. Люто ненавидела ромеев, арабов и русов. Характер взаимоотношений?.. Разный. От случая к случаю. Бывало, пошире улыбалась, бывало поуже, даже получше бывало, - всё когда-то в их кочевой жизни бывало!.. В ней бурлила её вездесущих предков надменная кровь и чаще всего она вела себя так, как позже типичные местечковые шлюшки, считающие православных и мусульманских женихов ниже своего достоинства. Ведь это только им, «самоизбранным» и зачастую безграмотным, но нагловатым до исступления халдейкам, всегда казалось, что они у Бога за пазухой, поэтому обязаны быть выше или, хотя бы, равнее всех. Вот и этой венценосной особе нравилось проявлять свой норов, приближая к себе подобных и отдаляя от себя неугодливых. И ведь мало кто отваживался ей перечить. Чуть что, посылала всех к волосатой праматери или к стоячим (в очереди за райскими гуриями) праотцам, без оглядки на ранги, заслуги и возраст! Дураки, конечно, местные, да и заморские принцы, что терпели такое предвзято-хамское к себе отношение, а я всегда давал этому оценку и буду давать каждый раз, как только почувствую своими киберрецепторами их одиозный ксенофобский душок...
Рапорт окончен. Искусственный интеллект, Сайбердрим 007.»


Простим самообучающейся машине все те острые и не совсем политкорректные высказывания в свете современных этических отношений человека, гуманоидов, роботов и разумных животных; она находится лишь на зачаточной стадии эволюции подобных устройств, поэтому не будем судить о ней слишком строго. То, что данный прототип сканера времени выдал, – есть несомненный прорыв в области познания настоящих, невыдуманных страниц истории, со всеми странными и не всегда приятными для нас нюансами.

Специальный корреспондент Нью-Тамбовского еженедельника «Соискатели славы Андрея Нехорошева», Мыкола Свистун.