Отец Гермоген

Дастин Зевинд
     Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом:
     звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас.
                Иммануил Кант


Наконец, наша деревня обзавелась настоящим центром культуры и отдыха - не клубом, не библиотекой, не баром безалкогольных напитков, а восстановленной на личные деньги ветерана войны, Героя Соц. Труда и гражданина Израиля, Якова Шмулевича Мая, церковью!

Открывали ее, как полагается, отрезанием красной ленты, исполненным на балалайке тушем и благодарственными речами от имени правления колхоза, партийной организации района и расстроганных до слез боговеров. Представили нам и нового священника, отца Гермогена.

С тех пор уж век прошел... Новый батюшка стал всеобщим любимцем наших, соскучившихся по православным проповедям мирян. Он отличался от ушедшего на повышение иерея тем, что, хоть и носил роскошную с сединой бороду, был совсем еще молодым и крепким в церковных делах мужчиной. Его небесного цвета глаза светились неподдельной добротой, в отличие от вороватых и темных таранек всем уже надоевшего попика прежнего прихода. Попадья Любава тоже сразу всем понравилась, видимо, своей дородностью и светлостью лика, - признаками хорошей, лишенной неурядиц жизни. Да и откуда им у них, неурядицам, взяться? Дети ухоженные, сытые, в начальную школу ходят, шестистенок от предшественника унаследовали крепкий, хозяйство справное: и корова, и куры, и кабанчики есть, и волкодав сторожевой... даже два синих павлина, привезенные на любование своей и сельской ребятне.


Гермоген, в миру Вениамин Яковлевич Май, имел две задушевные охоты: очень любил церковно-хоровое пение и свой немецкий мотоциклет с коляской, оказашись в здешних местах непревзойденным шаляпиным и, как сказали бы сейчас молодые селяне, настоящим байкером. Слушать его бархатный, поставленный в Киевской семинарии голос приходили даже из соседних деревень, да что там деревень, из самой столицы приезжали, особливо на Пасху, Престольный праздник и Рождество. А купить евоный BMW 75* кто только не пытался! Заинтересованные коллекционеры давали за трофейный вездеход немалые деньги и обмен выгодный предлагали, только он не соглашался, «это подарок мне на память», говорил, «от отца, фронтовика, продавать дары и память грешно». Тут же, подтянув рясу, заводил с пол-оборота своего трехколесного коника, и делал круг почета пред не солоно хлебавшими купцами, как бы намекая: «Разве можно с таким рысаком расстаться?»


Времена тогда были застойнее нынешних, залупинских, вместе с тем, - весьма интересные, веселые даже. Каждые пять лет – выборы, в начале каждой пятилетки – съезд, с каждым съездом – повышенные соцобязательства. Партия ставила перед гегемоном очередные задачи, а гегемон**, делая вид, что готов с ними справиться, клал на них с прибором по старой схеме: «Работа не волк, за кордон не убежит!» Примерно также обстояли дела и в сельской местности. С одной только разницей, что тут реже пили за торжество коммунизма и мира во всем мире. А в целом пропивали не меньше. Но что объединяло всех - и рабочих, и служащих, и колхозных крестьян, и даже скурвившихся партийных интеллиХентов, то это праздники. И среди них, наиважнейший, конечно, День Победы, тот самый, «со слезами на глазах». К этому дню подходили основательно, со всей серьезностью его значимости для потерявших в пекле второй мировой беды XX века более 25 миллионов своих сограждан. Централизованно, по городам и весям, организовывалась всевозможные слеты и соревнования, Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница», смотры патриотической песни и много других не столь разных и прекрасных культурных мероприятий, как сегодня, но с обязательным участием народных, профессиональных и самодеятельных творческих коллективов.

И на этой волне всенародного энтузиазма взялся отец Гермоген, сын орденоносного участника ВОВ, организовать при нашей пастве женский хор, да еще с прицелом на областной фестиваль хоровой музыки...

Прихожане у нас, по большей части, люди пенсионного возраста, хотя при желании и пара-другая молодушек среди них найдется, однако и те, и другие оказались с травмированными умкой ушамим или недостаточо голосисты... Пришлось обратиться за помощью к председателю колхоза. Благо, неоцерковленных казистых вдовушек-певунь и замужних певчих красав хватало, бо селение у нас не даром зовется Бояново, не иначе как от имени некогда обитавшего в здешних местах певца и сказителя Бояна***.

В общем, с божьей помощью, собрали довольно приличный коллектив мастериц горлового пения и бессловесного мычания с главным солистом и дирижером всея общины впереди. Начались хоровые «тренировки», сначала во церкви, а с наступлением холодов, в отапливаемом спортзале школы. Команда выдалась славная, опозданий и прогулов ежедневных полуторачасовых репетиций не было. Батюшка приложил все свои старания, не сильно нарушая христианских заповедей (почти не ругался) - нотной грамоте обучить взрослого человека сложно, поэтому упор делался на хороший слух и музыкальную память. Не сразу, потихонечку, все же, к весне дела пошли в гору.

И вот, наступил долгожданный день их публичного выступления, которое совпало с официальными майским праздниками, что вдвойне обязывало человека с редкой фамилией Май не пасть лицом в грязь перед односельчанами своего уехавшего на историческую родину батьки.

Первая же исполненная композиция сотрясла переполненный сельский клуб аплодисментами, - бояновцы захлопали в ладоши так, что ажно штукатурка с давно небеленного потолка посыпалась! Виртуозно спетая «Хава Нагила» просто не могла не покорить нежные сердца наших деревенских слушателей. Даже если им, как и мне, ничего из оригинального текста понять было невозможно, мы сразу почувствовали – это наша исконно-русская песня! Ритмичная, мелодичная, окрыляющая на подвиги, на любовь и безудержное веселье! А уж «7/40», вообще взорвала зал! Мужики принялись тискать своих разгоряченных в танце зазноб, бабки с дедами пустились в пляс, оживленные пивом и забавной музыкой парубки кричали что есть силы в сторону сцены: «Наш поп – король поп-музыки!», «Давай еще, Гематоген, спой нам на бис!»


Завтра - 9 мая, Великий Праздник неоспоримой Победы! Наши артисты отправляются на краевой конкурс. Очень надеемся, что тамошние слушатели примут их не хуже, чем у нас, на малой родине Якова Мая, подарившего нам надежду и талантливого сына, сумевшего посеять в наших сердцах семена высокой культуры и Слова Божьего. Благослови и спаси нас, Господь!


 

* BMW R75 тяжелый мотоцикл вермахта с боковым прицепом.

** Гегемоном в совке было принято называть основной класс, который как бы представлял рабочих. В какой-то степени термин гегемон отождествлялся с понятием пролетариат.

*** Боян или Баян – полумифический древнерусский «песнотворец», персонаж «Слова о полку Игореве».