К вопросу о понимании Старшего сына Вампилова

Андрей Владимирович Пшеничников
В пьесе Вампилова "Старший сын" есть один отвратительный эпизод - ребяческая травля второстепенного на первый взгляд персонажа - Кудимова Бусыгиным и Сильвой с последующим присоединением к ним Сарафанова.

Чем он это заслужил - тем, что не принял участие в интриге (о которой к тому же и знать не знал)? Тем, что сам о том не подозревая, стоял на пути чувств незрелого юнца? Да, именно такого - будь Бусыгин зрелым и состоявшимся, то наверняка бы вызвал "соперника" на мужской разговор, и Кудимов, будучи человеком правильным и основательным, скорее всего, уступил бы. Но нет, "главный герой" предпочёл плести интригу (которая в итоге раскрылась вынужденно) до конца.

Единственная оплошность Кудимова - это просчёт в выборе спутницы, которая не пожелала принять его жизненного пути и разделить его ценности.

Если человек готов кидаться грязью - это его определённым образом характеризует. И мотивы кидания его не индульгируют.

Общим местом в критике пьесы является постулат о том, что "Старший сын" - история о душевной близости, о человечности. Но на поверку оказывается, что это история о близости засчёт ближнего и человечности засчёт человека.

Кудимов - ключевой (sic) персонаж пьесы, лакмусовая бумажка, выявляющая суть персонажей и всей истории. А суть такова, что "Старший сын" должен ставиться и играться не как сентиментальная история, не как просто комедия, а как пьеса недотёп.