О целях и средствах

Виталий Иванов Публикации
Единая этика. Трактат. Эссе. Афоризмы / Виталий
 Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3619/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/emsg/
__________________________________


Неудовлетворенность действительностью побуждает нас к творчеству – что-то изменить, улучшить, украсить, привнести новое… Таким образом появляются цели.
Большая Цель составляется из маленьких целей.
На мой взгляд, большой Целью, неосознанной Целью Вселенной, нашей Вселенной, и главной Целью для человечества (ее сознательной движущей силы) является – познание и развитие всей совокупности материального и идеального, которая составляет нашу Вселенную.
Но эта Цель не имеет своего окончания. Она динамична и устремлена в бесконечное будущее. Длительность же сей «бесконечности-вечности» зависит от всех нас и каждого «я», в настоящем и будущем.
Для конкретного человека целью является максимальная реализация всех данных ему от природы возможностей. В какой именно сфере – определяет сам человек. Это может быть что угодно – искусство, философия, наука, инженирия… И цель человеческая – во времени ограничена только нашими силами, жизнью. Мне кажется, каждый чувствует – достигает ли он своей цели. Если – да, смерть не страшит; нет – вызывает отчаяние, потому что человек ощущает, он не сделал чего-то что должен был сделать - не знает, может быть, конкретно чего, но точно знает – не сделал! Жизнь не удалась…
Есть же такие случаи, когда спокойно уходят из жизни, с сознанием «выполненного долга». Это как раз и есть – сознание осуществленной цели, Мечты, Миссии. Объективная самореализация субъективно осознанная.

Идя далее, «цель» - понятие довольно-таки приземленное, типа установки, задачи, программы для механизма. Мечта – вот что движет живым человеком, дарует нам вдохновение и озарения.

«Вы говорите, что человек - индивидуальная информационная система. Из этого следует, что цель жизни человека быть индивидуальностью.
Вы говорите, что человек - часть объединенной информационной системы. Из этого следует, что цель человека быть частью системы.
Разве первое не противоречит второму? Противоречит. Следовательно, одно из них - цель, а одно из них - средство. Что же из них цель, а что средство?
Вы говорите, что основная цель человека – познание и развитие мира, которая и делает его «наиболее совершенной частью Вселенной». Из этого следует, что смысл (цель) жизни человека – в познании и развитии мира. Однако познание и развитие мира – противоположны так, как противоположны теория и практика. И следовательно, иметь две противоположности одинаково целью для одного – противоречие. Одна из них должна быть средством. Какая же?»

Мир не примитивен и прост, и вряд ли можно выделить в нем одну цель и к ней одно средство. Нет, много целей и много средств. Так же, как их носителей-исполнителей, и даже больше еще…
Личность должна уживаться с обществом, а общество сочетаться со многими индивидуальностями таковым образом, чтобы не возникало непримиримых противоречий. Иначе, никакие индивидуальные цели не смогут быть достигнуты разумными средствами, так же, как и цели общественные.
Познание и развитие мира – два основных вида человеческой деятельности. Но их надо воспринимать не как два узко направленных вектора, а как способы расширения и насыщения многомерной сферы качеств мира материального с одной стороны, а с другой – идеального.
Развитие и познание – категории взаимосвязанные и являются одновременно, как глобальными целями человечества, так же и глобальными средствами, сочетая в себе, конечно же, и практику и теорию и являясь сыслом нашей человеческой жизни.
Если немного подумать, тут все очень просто. Но не примитивно.

Насчет «целей и средств» можно добавить следующее. В свое время к некоторым целям ведут некоторые средства. Потом же данные «цели» сами оказываются «средствами».
С одной стороны рассмотрения, некоторое явления является средством, а с другой – целью. Или наоборот. Множество «целей» и средств» многомерно переплетаются между собой и, на самом деле, вовсе не являются ни тем, ни другим. А просто – течением изменений бесконечного множественного мира, отчасти осознающего собственные движения и уже чего-то желающего. А значит, выставляющего некоторые «цели» и достигающего их «некоторыми «средствами».
Однако у мира нет одного «я», таковых много. Поэтому желания мира, «цели» и «средства» сложнейшим образом переплетаются между собой, и кто бы ни захотел, установить и достичь заранее определенную «цель» заранее определенными «средствами», сие практически невозможно. И цели, и средства по ходу их достижения и прикладывания непрерывно, а иногда непредсказуемо изменяются.
Поэтому цели и средства мы выбираем в каждый конкретный момент, а не один раз - навсегда. И в этом смысле вопрос о какой-то конкретной «цели» и конкретном к ней «средстве» лишен строгого смысла.
Говоря о «цели и смысле жизни», я выдвигаю тезис об использовании всех возможностей человека. И тогда он будет счастлив, а мир через человека – развиваться и познавать сам себя. Здесь – и цели, и средства.

И атеисты, и верующие пролили моря крови…
Дело не в целях, которые перед собой ставит учение, – все учения ставят цели благие, а в средствах, которые оно применяет для достижения поставленных целей.

Даже через плохое тянутся за хорошим. А не наоборот! Да, бывает, некоторые думают, через плохое можно достичь хорошего. Цели-то – благие у всех. И у Гитлера цель благая была, и у Ленина, Сталина… А средства – совершенно недопустимые! И вот результат.
Нет, хорошего можно достичь только через хорошее. Вот как цветок, например, - радует своей красотой, мир украшает… Правда, и он, бывает, поедает жучков или мух, борется с другими растениями за место… Ну, так в этом вся наша жизнь.