Малая родина как одна из скреп духовно-нравственно

Ольга Никитина-Абрамова
VII Искитимских  Рождественских чтений
«Нравственные ценности в будущее человечество»
Секция
«Православие, образование, воспитание»
Статья 
Малая родина как одна из скреп духовно-нравственного воспитания


                Где родился, там и сгодился…
                (русская пословица).

Каждый год    численность   нашего города становится всё меньше и меньше.  Покидают город  по разным причинам.   Но основная  причина – это отсутствие рабочих мест. Выпускники  средних школ и средних профессиональных  образовательных учреждений  стремятся уехать в мегаполисы, чтобы там начать новую жизнь.   Любовь к малой родине  у них проявляется в виде ностальгии.  Просматривание новостей  в интернете про родной город,  общение со сверстниками, живущими  в городе,  через социальные сайты.    Винить их нельзя.  Но, кроме объективных причин, есть  такое понятие как  личная ответственность пред  тем местом, где вырос, где получил бесплатное образование и здравоохранение,  перед теми людьми, которые   дали жизнь,  научили  жить, развили творческие задатки  и сформировали  личность.   Отсутствие активной гражданской позиции  является косвенной причиной  отсутствия деятельной любви к малой родине.  Можно любить свой город, свой родительских дом   на расстоянии, не прилагая никаких усилий для развития  малой родины. 
В далёком  1983 году  в средней школе №3  на открытии   Вечера встреч  я, десятиклассница, читала стихотворение К. Симонова «Родина»:
…Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли…
Великие слова поэта вошли в мое сознание.  Невозможно быть гражданином своей большой родины, если предаёшь этот маленький клочок земли, где родился. 
  Многие  современные преподаватели, учителя  считают, что новейшая история России, начиная с 90-х годов, изменила нравственные ориентиры в социуме. Особенно это коснулось молодежной среды. Именно тогда традиционная модель нравственного воспитания была сломана и на смену нравственным, религиозным ценностям и патриотическим чувствам пришли новые идеалы. Приоритеты земных интересов – развитие творческой эгоистической личности; удовлетворение своих потребностей; исключительный интерес к иностранным языкам и иностранным традициям. За последние десятилетия мы потеряли целое поколение, у представителей которого отсутствуют «духовные скрепы» любви к Родине и патриотизм .  Из сказанного  можно  сделать вывод, что одним из главных вопросов воспитания является  формирование потребности любви к России, знания истории своей Родины. Решение проблемы патриотического воспитания обучающихся, считаю, невозможно без увеличения значения связи личности с местом, где он родился, с малой Родиной. Из всех направлений патриотического воспитания  мне, учителю русской словесности,  ближе духовно-нравственное и социокультурное .   
 «Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности, ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я».   Современные  программы,  учебники по русскому языку и литературе  ориентированы  на духовно-нравственное воспитание.  Нравственную зрелость  ребята демонстрируют на выпускных экзаменах.  Главная задача  учителя-словесника  -  научить  учащихся   задумываться над нравственными проблемами  современного общества,  без доверительного разговора  на уроке  невозможно достучаться до их закрытых душ.   Часто, бывает,  трудно сломать стену отчуждения современного подростка или юноши. «Мне не нравится творчество Пушкина». «Что мне здесь ловить?!»  «Хорошо жить – иметь машину, дом».     «Вот ещё!  Жить для кого-то…» Дети упрекают учителя  в том, что он говорит с ними о жизни.  Жалуются родителям и  администрации школы.  Мне кажется, что идеалы общества потребления  застревают в  их  душах. Идёт сильное сопротивление  тому духовному началу, которое  изначально существовало в русском обществе, в русской культуре, в литературе.   Это   сохранение родного языка; забота и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за её судьбу; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм - это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. Высший уровень проявления патриотизма связан с активной гражданской позицией и выражением ее в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Мне хотелось бы  продемонстрировать  некоторые  строки из ученических сочинений. В восьмом классе  предлагаются  темы для сочинений:  «Мой дом»,   «Описание городского храма».  Данные темы дают пищу для размышления.  Дети учатся  анализировать свои чувства к   вещам,  которые окружают их с детства.  Они узнают историю родного края.  Для них город уже приобретает лицо и  цену.  Десять лет назад мой ученик написал песню об Искитиме: «Город без лица, Где твои тормоза? /Твой маленький псевдо мирок /Затоптан подошвами ног…»  Серый пыльный  «рабочий городок», как называет его  в своей песне  Борис Каштан, становится   ярким, интересным и  ценным в жизни ребят.   
• «Я живу в Искитиме. Это небольшой провинциальный городок с трехсотлетней историей.  В моём городе нет зданий, необычных и интересных.  Но, несмотря на внешнее однообразие  города,  каждый дом имеет свою замечательную историю.  Одно из зданий, занимающих отдельное  место в моём сердце – это дом моей  лучшей  подруги.  Он новый, стены выкрашены в нежно-салатовый цвет.  Жители дома ухаживают за ним и стараются поддерживать чистоту вокруг него.  Летом здание утопает в зелени деревьев  и благоухающих клумб.  Моя подруга живёт на первом этаже, из окон её комнаты открывается  прекрасный вид на детскую площадку, там всегда слышен задорный смех.  Я считаю, что в каждом здании важна не столько его архитектурная и историческая ценность, сколько значимость тех людей, которые там живут, для нас. Каждому человеку нужно иметь место, где его поймут, где его любят и ждут.
• «…Многие художники-искитимцы изображают его (храм) на своих картинах.  И не зря  - собор очень красив. Его единственный купол, богато украшенный барабаном красного кирпича, тянется вверх, переливаясь золотом. В соборе несколько входов,   главный  из них – восточный. Многие значимые события в жизни человека происходят в стенах этого храма. Никольский храм по праву считается символом города Искитима». 
• «…Зимой дом преображается. На окнах появляется узор, везде лежит снег, который красиво блестит на солнце. На закате дом похож на снежный замок, окруженный величественными берёзами, а если приподнять голову, то можно увидеть сосульки, отражающие свет вечернего неба.  Я очень люблю дом, с ним у меня связано много приятных воспоминаний, которые я до конца жизни буду беречь в своём сердце».
• «Его (храма)  величественность, красота,  на фоне белоснежного неба воодушевляет многих людей. Храм можно сравнить с Ангелом-Хранителем города, его можно увидеть почти отовсюду. Он как бы обнимает  весь город… Искитимцы гордятся собором.  Когда смотришь на него, то на душе становится тепло, и появляется  такое чувство,  будто вырастают крылья,  и ощущение, что всё по силам …»
Огромная роль в воспитании любви к малой родине принадлежит семье.  Если родители гордятся своим домом,  работой,  живут интересной насыщенной жизнью, в которой есть место  разным увлечениям, то и ребёнок  будет стремиться повторить родительскую модель поведения.  Но если дочь или сын будет слышать от родителей,  в каком бардаке они живут, что нужно бежать отсюда, то  никакие  примеры из художественной литературы,  никакие слова учителя  и даже его пример  не смогут повлиять на  мировоззрение  детей.
 Потребительское отношение к жизни, однажды возникшее,  невозможно  изменить сразу.  «Где тепло – там и родина!»   - знакомые слова из     пьесы А. М. Горького. Учителю  можно и нужно надеяться на великую пословицу:  «Капля камень точит».   Каждый день, на каждом уроке надо  говорить с детьми о жизни:  «Какой   нравственный  урок  мы вынесли, прочитав то или иное произведение?»  Обязательно нужно при подведении  итогов  урока  указывать на жизненные параллели  в современной действительности.          
 У молодежи вызывает живейший интерес история учебного заведения, района, города. Тогда история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. В этом отношении интересно  направление   исследования  «Литература  моего края».   В 2015 году  на научно-практическую конференцию была предоставлена  работа ученицы,  исследовавшей творчество  искитимской поэтессы Р.И. Шеньшиной.    Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции, творческие фестивали – все эти формы патриотического воспитания.     Интересен  был  опыт этого года, когда  13 октября 2017, в ДК "Октябрь", на  VI фестиваль чтецов "Пегас"   пятиклассник  прочитал  стихотворение Натальи Власовой "Испытание веры":
Был ложковский СибЛАГ самым «лучшим» в Союзе.
Из «врагов» выжимали последнюю спесь.
Здесь людей забивали, как шарики в лузы,
а легенды об этом слагаются днесь.
Стих был выбран самим ребёнком, его не остановило  то, что  тема тяжела для понимания  подростка.  Мальчик  изучил историю  лагеря,  проник в идею стиха и смог донести её до слушателей.  По мнению автора (Натальи Власовой),  самое трудное  в её стихе была строка из   Псалома 118 –("Благославен  еси  Господи: научи мя оправданием Твоим...").  И  с ней он блестяще справился.  Конечно, эта работа индивидуальная,   работа с одаренными детьми.   Именно  им необходимо, по моему мнению, надо уделять  больше внимания,  воспитывать у них любовь к   малой родине.  К этому выводу я пришла после того, как несколько моих талантливых воспитанников  уехали из города.    Поэтому, я считаю, педагог, занимающийся патриотическим воспитанием, должен сам быть патриотом своей страны, любить родной край, быть нравственным, духовным человеком .   На каждом городском  поэтическом  фестивале, который является моим авторским проектом, я говорю о преемственности  искитимских поэтов,  знакомлю ребят города с неравнодушными  людьми, которые  способствуют  процветанию родного города.  Директор городской типографии В.В. Гладышев - спонсор  искитимских сборников.   Бывший военный лётчик,  искитимский поэт - Игорь Захаров, который вел активную общественную деятельность, участвовал в патриотическом воспитании молодежи, делясь своим опытом службы в армии. В начале 2000-х годов Игорь Захаров возглавил только создававшийся поисково-спасательный отряд, которым руководил много лет.    Энтузиаст, организатор сайта «Жарки сибирские»,  инициатор антологии сибирских поэтов  -  П.А. Корытко.  К сожалению,  Корытко  П.А. И Захаров  И.  в этом году ушли от нас  в мир иной.  Огромная утрата  для нашего города.  Из года в год  членами жюри  становятся представители  клуба «Вдохновение», под руководством В.М. Высочиной.  Её  поэты  давно стали членами союза писателей  России.  Не все участники поэтического фестиваля  станут поэтами,   главное  -  они учатся  деятельному отношению к жизни,  любить родной  город, гордиться его успехами и достижениями,  уважать  творчество своих земляков. 
Много задач  решается при проведении фестиваля, но я считаю, что самые важные из них – это воспитание  уважения  к традициям родного города  и формирование  представлений о духовно-нравственных  ценностях.      
Среди номинаций фестиваля: «Любимый город»,   «Народная память», «Моя семья»,  «Мир души», «О животных», «Времена года», «Любимая школа» и др.  Стихи детей  были напечатаны в последних пяти сборниках искитимских поэтов: «Открывая этот мир», 2013г., «Свет в окне», 2014г.,   «Родное гнездо», 2015г,  «Здравствуй, мой город», 2016 г.  «Триста ступеней вверх», 2017г.  При вручении сборника  на презентации в 2015 года мама юной поэтессы  гордо  воскликнула: «Неужели и мы  стали  историей города?»  Очень точные слова по поводу творческой деятельности  искитимских поэтов,   цель  которой – запечатлеть  в стихах  историю города  и жизнь простых горожан.    
    Подводя итоги, я соглашусь со своими коллегами, что  патриотизм в начале третьего тысячелетия выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он активизирует энергию граждан страны в решении социальных и политических проблем общества, патриотизм побуждает граждан объединиться в общей цели – сохранение и развитие России. Необходимо отметить, что в решении проблем патриотического воспитания современного поколения должна принимать активное участие сама молодежь, при этом она должна осознать важность соучастия в жизни своей страны, любить и понимать ее культуру, историю. Направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, учебное заведение. Задача этих субъектов воспитания сотрудничать между собой для достижения единой цели – формирования самосознания нации и патриотизма у современного поколения .
                Абрамова Ольга Геннадьевна,
                учитель русского языка и литературы
                высшей квалификационной категории.