История создания памятника вертолёту. Залив Креста

Супрунюк Максим
Автор книги Николай Бережной
https://ridero.ru/books/na_pamyat_o_chukotke/read/

История создания памятника вертолёту Ми-4 в аэропорту «Залив Креста»

Кому конкретно, принадлежит мысль поставить Ми-4 на пьедестал в аэропорту «Залив Креста», теперь никто не скажет. Как обычно, идея летала в воздухе. Все работники аэропорта и лётный и технический наземный состав, уже знали, что век Ми-4 подходит к завершению. Скоро ему на замену, придёт новый, современный вертолёт Ми-8. Конечно, это здорово! Новая, красивая, сильная машина, но уж очень как то, грустно и тоскливо на душе, даже у меня, меньше всего имеющего непосредственное отношение к винтокрылой машине.
В памяти появляется гигант аэрофлота Ту-104 установленный на привокзальной площади аэропорта Внуково, Ту-114 в Домодедово, Ан-12 перед аэровокзалом в аэропорту Магадан. Тогда почему, почему нельзя сохранить, увековечить память о нашем добром работяге Чукотки Ми-4? Уж столько по-настоящему добрых дел сделал этот воздушный труженик! Сколько тонн грузов было перевезено в чукотские сёла, оленеводческие бригады, геологические партии. А сколько людей – пассажиров. Сколько писем, журналов, газет. Сколько жизней было спасено благодаря этой, замечательной машине!
Может быть, первым сказал о том авиа диспетчер Максим Супрунюк, возможно кто то, из лётных командиров или техников АТБ, но слово, было сказано, и дело – закрутилось!
Вначале обсудили между собой в личных беседах. На рабочих местах. Чтобы придать делу официальность, собрали комсомольское собрание. Ну, куда мы, тогда без комсомола, без руководящей руки КПСС, без администрации предприятия… так себе, безликая масса. Да и надо получить согласие руководства. Желательно ещё и поддержку не только моральную, но и финансовую. Как никак: бетон, цемент, краска, работа автокрана, да и энтузиазм исполнителей неплохо бы поддержать. Как не верти, а мимо бухгалтерии аэропорта и её кассы, никак не пройти!
Вопрос раскрутили быстро. Идею поддержали единогласно от авиатехника до начальника аэропорта. Осталось получить одобрение у властных структур на «верху». Верхом для нас тогда был райком комсомола. Туда я и отправился по заданию молодёжного коллектива аэропорта. Дело в том, что первый секретарь райкома комсомола, была моей соседкой по лестничной площадке. Решили, что с учётов добрососедских отношений, мне будет проще, чем кому либо другому договориться с комсомольцами. Да и трудностей никаких, честно говоря, не намечалось, не предвиделось. Так себе – пустая формальность. Кто посмеет посягнуть, воспрепятствовать столь благим намерениям, как создание исторического памятника, тем более инициированным самим коллективом аэропорта! Вопрос, казался, вполне решённым!
Захожу в кабинет секретаря. В нескольких словах, в оптимистичной форме рассказываю симпатичной девушке, о том, что: «комсомольцы аэропорта…, просим нас поддержать…» и так далее и т.п. Закончен мой краткий монолог. В кабинете повисла тишина. Голубые глаза самого симпатичного, самого обаятельного секретаря, почему то смотрят в пол….
Первая мысль в моей голове: «что же я не так сказал…, чёрт побери…?»
«Понимаешь, Николай» - как то медленно, нехотя, растягивая слова на слоги начал секретарь, «У нас план в этом году по цветному металлу не выполнен… и этот вертолёт, мы запланировали передать на ВТОРЧЕРМЕТ в счёт годового плана по сбору цветного металла…».
После паузы, уже более уверенно, Оля добавила: «Поэтому, ни о каком памятнике, не может быть и речи…»
Адреналин ударил мне в голову…. Я стоял в кабинете перед миленькой девушкой, которая только что «убила меня» своими словами и, кажется, даже не понимала этого…. Миленькая девушка Оля, в течение одной минуты решила вопрос, который готовил целый коллектив людей….
Я вышел из кабинета, из здания и побрёл домой.
Как, как я скажу об этом Максиму, Лёхе, Вите и всем другим ребятам? Как?
Ведь это же я, я провалил всё дело! И вдруг, меня осенило!
«Болванка», заготовка статьи в районную газету «Горняк Заполярья» уже была почти готова. Осталось только написать мнение товарищей из райкома комсомола. А что если…? А пусть потом попробуют возразить…! Пусть они откажутся от того, что там написано! Пусть они сами скажут всему коллективу аэропорта «Залив Креста», что место Ми-4 не на пьедестале памятника, а в куче металлолома на сопке!
Утром следующего дня, я был в редакции газеты, в кабинете главного редактора. Из рук в руки, передал фотографию и листы с текстом заметки о будущем памятнике напечатанным на пишущей машинки. В редакции меня давно знали. Вопросов никаких не задавали, и я ничего объяснять не стал. Отдал как есть. А через день, вышел номер газеты с материалом о памятнике вертолёту Ми-4.
Был октябрь месяц 1984 года.
До открытия памятника, оставалось ещё целых три года.
16 августа 1987 г. день открытия памятника. Вертолёт Ми-4 с бортовым номером 02322.