Анадиплосис приём хайку

Алиса Михалева
Анадиплосис «сдвоенность» — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. Приём известен с древних времен.
В русской поэзии анадиплосис служит средством связности текста, композиционным приёмом усиления художественной выразительности, ритмической и смысловой последовательности, структурной определённости, экспрессивности, акцентирования ключевых идей. Такого рода повторы служат подчеркиванию наиболее значимых художественных образов и понятий, укреплению их в сознании читателя.
Анадиплосис употребляется на стыках как предложений, так и частей предложения. Синонимы анадиплосиса – эпаналепсис, подхват, стык.
Пример из литературы
Пример анадиплосиса можно встретить в реплике короля Ричарда из пьесы Уильяма Шекспира «Ричард II»:
Так ваша дружба обратится в страх,
Страх — в ненависть, а ненависть обеим
Заслуженную гибель принесет.
Одно из самых известных высказываний мастера Йоды, популярного персонажа культовой киносаги «Звёздные войны», содержит анадиплосис:
«Страх — это путь на тёмную сторону. Страхом порождается гнев. Гнев создаёт ненависть. Ненависть приводит к страданию».

Политика

Президент США Джордж Буш после сентябрьских событий 2001 года выступил с речью, ставшей самой запоминающейся за всю его политическую карьеру. Одна из ключевых идей выражена при помощи анадиплосиса:
«Наше горе переросло в гнев, гнев — в решимость».
Знаменитое высказывание Мартина Лютера Кинга, ставшее заглавием легендарной речи, также основано на анадиплосисе:
«У меня по-прежнему есть мечта. Мечта, глубоко укоренённая в американской мечте».

Анадиплосис усиливает логическую связанность предложений, придаёт эмоциональность, однако из-за слишком частого использования анадиплосисов текст становится вычурным и архаичным.

Анадиплосис уместно употреблять, чтобы:
придать экспрессию репликам персонажей;
сделать акцент на особенно важной идее;
создать стилизацию под фольклорный или религиозный текст.
Частично этот приём используется и в хайку и особенно в танка.

Исса

Век росинки —
Он и есть век росинки, не более,
И всё же, и всё же

***
Росток бамбука!
Не будь ростков человечьих,
Расцвел бы, и ты!

Мицухаси Такадзё

Роняет цветы
Камелия, роняет цветы
А сердце стареет?

Бусон 

Стук да стук,
Стук да стук – повсюду
Стучат вальки.

Арике Амая

лошадки скачут,
скачут неутомима
детская карусель