В помощь графоману. 205

Олег Каширский
"Это была плохая идея, поэтому я, конечно же, решил попробовать".

"Не бойся, что не знаешь. Бойся, что не учишься" /Китайский афоризм/

Хотите писать хорошие стихи? Это просто, ведь стоит, лишь, только соблюдать следующие основные принципы. Но для начала помните, что стихи просто так ни к кому не приходят и уходят тоже по неведомым нам причинам. Вероятно, - это связано с психологическим настроем личности и особенностями социума. "Мнение большинства - всегда ошибочно, ибо большинство людей - идиоты" Эдгар Алан По. Отталкиваясь от того факта, что лишь 30% человечества по-настоящему разумны,  социологами было определено, что пишут стихи незначительная часть населения планеты, а точнее, всего около 10%. Читают стихи также не очень большое количество людей, по сравнению с любителями прозы. А вот понимают и ценят стихи ещё меньшее количество людей. Талантливо пишут стихи миллионы поэтов, а гениально - лишь несколько тысяч. Те же, кто надолго остаются в памяти народа - супергениальны. Их совсем мало, но Вы не отчаивайтесь!

В первую очередь, одной из основных характеристик графомана можно считать его малый жизненный опыт и отсутствие романтического духа, что не позволяет ему мыслить образно, создавать красивые фразы, формировать умные мысли. Жажда личного признания, в среде себе подобных, становится его заглавной целью в самоутверждении собственной значимости и созданных им произведений.

Если обратиться, например, к китайской истории, то с удивлением можно узнать, что на протяжении двух тысячелетий существовало общее правило для тех, кто хочет сделать чиновничью карьеру, о необходимости сдачи экзамена, определяющего литературные способности претендента. Всякий, успешно сдавший экзамены стихосложения, независимо от его социального положения и состояния, немедленно получал назначение на государственную должность, что придавало существовавшей системе оттенок демократизма, оказывая благотворное влияние на китайское общество в целом. Как видим, литературные успехи играли важнейшую роль в социальной жизни поднебесной территории, на которую распространялась власть китайских императоров. - О времена! О, нравы! "- O tempora! O mores!", воскликнул бы по-латински древнеримский оратор и мыслитель Цицерон.

Конечно, стиха творенье – это не всё то, что записано в столбик. Прежде всего поэзия - это работа, интеллектуальная работа Вашего и только Вашего уникального мозга, пытающаяся облечь в сжатую, рифмуемую форму Ваши, в целом то, прозаичные мысли. Понимание того, что якобы стихосложение «диктуется лично Вам свыше» - крайне ошибочно и неверно, хотя думать об этом можно, трезво оценивая предварительную мысленную работу мозга, например, во сне накануне. В ночное время нашему организму не требуется тратить энергию и силы на восприятие, мозг лучше анализирует и обрабатывает информацию, формируя при этом более слаженную и конкретную мысль, находясь в сонном состоянии.

 "Бог не сможет благословить ваши шаги, если вы не переставляете ноги".

Однако графомания, как неуёмная тяга к писательству, - это  симптом, встречающийся при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гипо-маниакальном состояниях. При синдроме Кандинского — Клерамбо больные могут говорить, что их вынуждают много писать некие внешние силы.  Графоманические тенденции нередко встречаются и у сутяжных психопатов, при параноидном расстройстве личности. Но не будем вдаваться в психиатрические изыски, ведь главное - это избегать навязчивых состояний "де-жавю", а именно того, что подобное со мной или с кем-то ещё ранее происходило, а всё лучшее уже было написано, как, впрочем, и украдено, до нас. "- А у тебя бывает де-жавю? - Мне кажется, но ты это уже спрашивал."

"Поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы с удивлением обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания". (Иосиф Бродский). Наша поэзия это наша мутация, наша жизнь.

Помните, что полёт, невообразимой по началу, мысли – это проявление в стихах степени личного интеллектуального IQ- уровня, "отпечатка разума", включающего словарный запас и литературную начитанность, склонность к созданию новых интересных рифм, а также  выражению смысловой идеи, - именно той, которая так сильно Вас поразила своей яркостью понимания и проникновения в сознание, в душу, если хотите. Именно стремление донести свою поэтическую мысль до других и является стимулом создания рифмованного произведения. Уже сам факт того, что Вам хочется написать стихотворение заслуживает большой похвалы, а записанные мысли вечны и всегда одерживают победу над временем. Стихотворцев много, а настоящих поэтов – мало. Да их и должно быть мало, т.к. человек не совершенен. Как видите не всё так уж и просто. И всё же, попробуем вместе разобраться, чтобы спастись в дальнейшем от наиболее частых, стандартных ошибок.

Чего следует особенно избегать, ищущему и самосовершенствующемуся, современному автору стихов?

1. Употребления чрезмерного количества личностных местоимений «я, ты, мне, его, тебе». Порой мысленно выбросишь их из произведений некоторых авторов и – просто пусто. И смысла – ноль (0).

2. Смысл должен быть во всём. Даже в том, что именно заставило Вас взять в руку перо и пододвинуть к себе лист бумаги. На ней проще зачёркивать. По моему мнению не все наши мысли достойны стихотворной строки. Лучше бы писать о том, что было бы интересно всем, а не только себе любимому. Писать нужно продуманно, а не "как Бог на душу положит". Конечно же, при наличии свободного времени, писать можно и по 5 стихотворений в день, но кто их будет читать, если в них нет чёткой определённой мысли, а лишь упоительная авторская игра со словами? Попробуйте в своём или чужом стихотворении прочесть только первую и последнюю строки. Ну как? Есть смысл? Так ото ж. Пример смысловой глупости - "Метель метёт, пургой штормя". Тут можно голову сломать. Так метель это или шторм, или пурга? Автору всё равно. Он так видит. И тем горд, мол, потомки разберутся! Да плевать им на вас с большой колокольни. Им бы со своими мыслями-рэпами разобраться.

«Слова принадлежат веку, а мысли векам»  Н.М. Карамзин.
«История никогда не повторяется, но она часто рифмуется» М. Твен.
 
Не повторяйте одно и то же слово в стихотворении по нескольку раз. Например, устаревшие варианты местоимения "этот" - "ся", "сю", "сё", "сей", "сия", употребление которых некоторыми авторами демонстрирует их убого-архаичный словарный запас, а ведь русский язык, как никакой другой, богат всевозможными словами и их разнообразными сочетаниями. "Однажды отец вывез меня в лодке взросления на середину озера жизни и бросил прямо в мутные воды повседневности. Так я научился литературным метафорам".

Старайтесь избегать в своих произведениях использования слов-паразитов. Они и в обиходной речи засоряют наш язык так, что некоторых собеседников очень сложно слушать - теряется нить их повествования, переключая наше внимание на этот раздражающий фактор. При этом в их речи хорошо запоминаются лишь отдельные вновь придуманные уместные слова и фразы. А ведь раньше риторику изучали в школе, ещё совсем в недавней нашей истории существовали достойные примеры ораторского искусства. А сейчас послушаешь отдельных политологов или депутатов - "Все достижения нами достигнуты" и подумаешь - где ж тебя, сердешного, так учили говорить? Не сдал бы ты в Китае экзамен по стихосложению. А ведь этих "мусорных" слов не так уж и мало: как бы, то есть, понимаешь, типа, да, по ходу, только, это-это, просто, почему-потому, нет, - от слова совсем, как-то так, ну, блин и т.д. Всего же таких просторечий более шести десятков. Наличие мата в речи и письме свидетельствует о неспособности мозга говорящего или пишущего быстро подбирать нужные слова и о его скудном словарном запасе. Всё это является признаками недоразвитости мышления. По сути своей, все матерные слова переводятся как "очень плохо - очень хорошо". - А это вы здесь  учите избавляться от слов- паразитов? - Ну, типа да, а чё?

Ведь - это слово, не имеющее смысла. Служит поэтам в тех случаях, когда в строке нужен еще один слог, а его не хватает. Например, « Скажи-ка, дядя, В. недаром»,  В. были ж схватки боевые». В просторечье его легко можно заменить на слово "тля".
Совсем скоро у нас выражения "старый пердун" и "пишущий без ошибок" станут синонимами.
"А мысль только тогда мысль, когда её головой думают". (Михаил Жванецкий).

3. Стихотворения без заглавий - это как "кот в мешке". Читать их абсолютно не хочется – ну, неизвестно о чём они, да и нет никакого настроя, поэтому, - это  важно. Не ленитесь их озаглавливать первой строкой из стихотворения хотя бы для того, чтобы самим потом, при прочтении, в этих своих немых твореньях не запутаться.

4. Ещё более важна последняя строка произведения. Порой именно она и выражает всю сущность написанного стиха, а, иногда, всё то, что было написано, написано только ради донесения до читателя смысла последней строки.  «Запоминается только  фраза, сказанная последней» - умная мысль киногероя Штирлица.

5. Поэтический текст лучше запоминается не из-за рифмы, а из-за ритма. По мнению китайских поэтов стихи бьются в такт с нашей кровью и соответствуют частоте нашего дыхания. Ритм - это основа хорошей поэзии, да и прозы тоже. Соблюдение ровного ритма и ударности слогов во всех четверостишьях (катренах) создаёт целостность произведения и говорит о качественности произведенной Вами работы. Не ленитесь их считать - это гимнастика для ума. Я специально ничего не буду здесь писать о стихотворных размерах, которых как известно, всего 5. Оставим эти подробности теоретикам стихосложения. Замечу только, что большинство поэтов пишут четырёхстопным ямбом, впрочем, как и великий Пушкин. "Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов." А. С. Пушкин В. А. Жуковскому. 1818г.

6. Глагольные рифмы. Проблема поэзии. Считается, что современная поэзия должна их избегать, ибо убого рифмовать глаголы, как начинающий школьный графоман. «Даже Пушкин и Лермонтов ими не брезговали!» – поговаривают многие из пристыженных. Марина Цветаева, например, от них совсем отказалась. Но бывают и исключения вот, например, законченное предложение из пяти глаголов без знаков препинания и союзов: "Решили послать сходить купить выпить". А популярные песни только на глаголах и построены. Но стыдно, прежде всего рифмовать: пить – не пить, делать – поделать, стоит-глядит, пошёл-нашёл, хожу-нахожу, сказал-приказал, открыто - закрыто и т.д. Из рецензий: "Если хочете использовать глагол, то спрягать и рифмовать его нужно правильно, а не как того захотит автор. Стихотворение было написано в рифму, что нередко наблюдается у этого поэта."  - А вот у меня особый стиль написания стихов, в них  рифмуются только первая и последняя строчки! - А остальные 120?

Динамика стиха создаётся избирательным применением сочетаний необычных глаголов, причастий и словообразований с красочными прилагательными и наречиями. Можно с упоением глупо рифмовать однокоренные существительные: кеды – полукеды, ботинки – полуботинки, полковник - подполковник, форма - платформа, покой-успокой, фашизм-реваншизм, но именно это зеркально отражает интеллектуальную убогость автора. Сюда же отнесём и затёртые рифмы: вновь-кровь-любовь и "школьные": племя-темя-бремя-стремя-вымя. Но из любого правила существуют исключения. Так невозможно подобрать приличную рифму к слову "фейхоа". Ведь плохо, а?

«Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрёпанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой» (Самуил Маршак).

Итак, вывод прост: рифмуйте красиво и правильно, ориентируясь на своего читателя, на того, который бы хотел всё это прочитать, да так, чтобы выучить наизусть.

7. Не обольщайтесь когда вы напоминаете кому-то раннего Пушкина, ведь тогда он не умел толком ни говорить, ни читать, ни писать по-русски. Если хочешь выделиться из серой толпы - пиши на русском без ошибок. Не мстите своей учительнице русского языка, пренебрегая всеми знаками препинания. Не ведите себя как чемпион мира по русскому языку без правил. Знаки препинания - это не только точка в конце предложения. Уважайте своего читателя, который ломает голову над монотонными речитативами-рэпами. Не забывайте, что "вся пунктуация, в итоге, сводится к одному правилу: всё, что можно выкинуть из предложения, выделяется запятыми". В каждом Вашем повествовательном предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое, пусть даже и заменённое на смысловое тире.

Подлежащее, "оно", не нуждается в уточнении местоимением. Злоупотребление этим правилом в разговорной речи проявляется сейчас очень часто и повсеместно, что является основным признаком косноязычия, характеризующего способности человека выражать свои мысли: неясность, невнятность, невыразительность, неточность, неправильность речи и письма. Особо неприятно это слышать телерепортажах из уст государственных мужей всех рангов, включая самые высшие.

Избегайте огромного количества восклицаний (!), ведь это лишь подчёркивает  неуёмно восторженную глупость автора. Также не стоит, располагая к себе читателя, злоупотреблять вопросительными знаками, ведь один глупец может задать столько вопросов, что и сто профессоров не смогут на них ответить. А вообще-то быть грамотным в какой-то степени даже плохо - устаёшь всем мысленно расставлять запятые и исправлять ошибки в предложениях. Вам в помощь:  https://russkiiyazyk.ru/ ; http://gramota.ru/
- А как так получилось что такая красивая девушка свободна? - Перед "что" ставится запятая!

8. Знак пресекательный (...). Частые многоточия – это основной признак поэтической графомании. По их непомерному количеству в стихотворении, графомана, как радиста постоянно стучащего свою "морзянку", сразу легко определить. Мол, читатель мой, я подразумеваю, а ты додумай всё за меня сам! - А я, – весь такой непредсказуемо загадочный и ты даже не представляешь какой! А часто ли вы видели многоточия в стихах знаменитых поэтов? Если в прозе этот знак применятся для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи, для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями, то в поэзии он, за редким исключением, вовсе не уместен. "Многоточие — это следы, на цыпочках ушедших, слов." (В. Набоков). Красивая, но пустая фраза, не несущая в себе ничего кроме психиатрической нагрузки самого автора. Куда? Зачем? С какой целью слова ушли от него? Обещали вернуться? "Нет-нет-нет-нет мы ходим сегодня, нет-нет-нет-нет мы хотим сейчас!")) В математике же многоточие используется в значении «и так далее» в цифровой последовательности. Там ему и место. Очень жаль, что  беспокойные клавиатурные дятлы почти полностью заменили достойно рассудительных акул пера.

Составные подчинительные союзы, даже в угоду рифмам, нельзя разделять, используя только их вторую часть. Например: тот что, то что, потому что, при том что, ввиду того что, мало того что, благодаря тому что и т.д. Если от них остаются только "что-что-что", то это свидетельствует об скудности литературного мышления автора, потере красоты построения законченной фразы и укорочении смысловой значимости строфы.

9. Избегайте большого количества иностранных или Ваших профессионально заумных слов, даже в угоду современности, а также не употребляйте слов, значения которых не знаете или не понимаете. Например: поруха (изнасилование), изменённое в проруха для старухи; в просак (в промежность); в попыхах (в подштанниках); паскуда (профессия) и т.д.  Как там было у классиков? «Волны падали стремительным домкратом».

«- А ну-ка сбегай посмотри – нет ли там американских шпионов! - О’кей, сэр!». Ваши строки должны быть удобно читаемыми и простыми в понимании. Современный русский язык, в угоду моде, очень сильно засорён английскими словами и терминами. Послушаешь некоторых телевизионных политологов и диву даёшься - А вы специально тут для нас не понятно о чём-то вещаете или для американцев, сидящих за большой лужей и потирающих ладошки, радуясь своим "кейсам" и влиянию на нас неразумных? А как Вам слово "ванговать" вместо слова предвидеть? Просто позор какой-то.

 Матерные стихи тоже без проблем находят своего читателя. Говорят, что и Пушкин ими не брезговал. У Шнурова все стихи грустные, просто орутся громко, нагло и весело.

«Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке!» А. Твардовский. К сожаленью, в сети интернета, стали массово появляться поэты недоучки. Хорошо, что хоть избавились от "албанского" сленга, который ещё совсем недавно процветал на этом сайте среди подростков и ими себя считающих. Выросли и забыли свою безграмотную муть (ржунимагу - пацталом). Русский язык, кстати, у некоторых из них, не родной, но они считают нормой коверкать слова и выражения, сочиняя на "великом и могучем" всякую ерунду. При этом, они очень обидчивы на любую критику и исправления их "шедевров". Обходите их агрессивно-больное самолюбие стороной, другие мнения для них враждебны и вообще непонятны, в силу насильственного слабоумия их окружения.

- Немеет сердце в сладкой боли,
Струится локон на плечо.
Я к вам пишу, чего же боле?
- Ржунимагу! Пеши есчо!

«Хорошие дела не остаются безнаказанными». Никогда не спорьте и с авторами стихов религиозной тематики. Не поймут. Проклянут. Они свою недальновидность и неосведомлённость всегда прикрывают верой. Не мешайте им тут проповедовать. Христианство стремительно уходит из Европы, но и в Россию, к сожалению, не приходит. Здесь на сайте один игумен, точнее преподаватель патрологии (жития святых) мне написал "с юморным укором": - Ты что такой добропорядочный гражданин, желающий всем помочь?)) Да нет, где уж нам, грамоте ж не обучены, щи лаптем хлебаем и ждём когда нас, нерадивых, стихами о житии святых вразумят. А вот сам он свои стихи (аж почти 2000 шт.!) здесь на чью потребу выкладывает? В помощь кому? Неужели весь этот ворох его стихосложений прочтут? Опять же прилюдное хвастовство и гордыня. Именно себя любимого, выдающегося "толоконного" поповского лба, с прикупленной поэтической медалью, на сайте знатно рекламирует, книжки предлагает свои купить. Верлибры слагать - проще пареной репы, ведь по большому счёту, - это проза. Главное их условие точки, разделяющие предложения, ставить. А рифма и ударность слогов не нужна. Проза - это не стихи. Стихи - не проза. СпасиБо(г) и сохрани нас от лукавого! Вот ведь не зря же сын Божий, еврей по матери, в русском миру Иисус Иосифович Христос, изгнал торговцев из храма, да кто ж об этом помнит? Давно это было. Миром правит не поэзия, а сами знаете что. Чего ж удивляться, что русское православие задорно гонят в шею с Украины? Нет уже почти богатырей-богоборцев за веру. Не сметь оспаривать! Всё у нас правильно и хорошо. Аминь. 

10. Поздравления, речовки, эстрадные переделки песен, пародии и народные частушки - использование рифм, на злобу дня («утром – в газете, вечером – в куплете»), зачастую далеки от настоящей поэзии. Их можно отнести, лишь, к тренировочным стихо-смехотворным умственным гаммам, да и настоящих поэтов, достигших в этом высокого уровня признания, – практически нет. Разве что поэты пародисты, но их единицы. Знаменитых уже нет, другие же шуршат где-то по сельским клубам невостребованными бумажками. Не любят у нас сатиры в принципе и в поэзии в частности. Обижаются. Оттопырят нижнюю губу и жмутся друг к другу, обиженные самими собой, затаившись  по углам повседневности. Да. Поэты обидчивы. Потому и поэты. Пародисты - не исключение. "У поэтов есть такой обычай - в круг сойдясь, оплевывать друг друга. Магомет, в Омара пальцем тыча, лил ушатом на беднягу ругань." (Дмитрий Кедрин)   - В первый раз? - спросил меня палач.

11. Кратк. - сестр. тал. и залог того, что записанная глупость не будет отягощена многочисленными подробностями. Ставьте точки, господа! Чаще ставьте точки, точнее и проще формулируйте задуманные мысли.  Многословность длинных поэм, с огромным количеством поверхностно зарифмованных повествовательных глаголов и массой отдалённых смыслов, порой вовсе неуместных, редко сейчас кто-нибудь взахлёб читает, в угоду стремительной скоротечности и повседневной загруженности отпущенного нам времени. Нет, конечно же, существуют исключения, но старая классическая литература, была рассчитана совсем на другого праздного почитателя придворных поэтов. И согласитесь, что "словесный понос", всё же, больше нуждается в туалетной бумаге, чем в писчей. Краткие хокку и сонеты являются поэтическими изысками, отражающими национальную культуру определённого времени, но увлекаться, скорей всего, ими не стоит, хотя испробовать себя и на этом поприще можно.
"Если б вы знали, как меня бесят хокку! Тихая осень."

12.    "Он был настолько редкой тварью, что на ковчег пришёл один". Но это весёлое изречение, скорей всего, исключение из правил. Чего у дурака не отнять, так это поддержки единомышленников. «Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.»  (А.П. Чехов). И ещё: "...поэзия, прости Господи, должна быть глуповата, но сам поэт — не должен быть дурак." (Из письма (май, 1824) А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому). Конечно же правы оба великих литературных классика. В современное время, в век интернета и телевидения, большинство людей в мире образованны, в той или иной степени. А раньше? Процентов 20? И до стихов ли им было? И не стоит забывать о том, как с годами преобразилась сама русская речь, а вместе с ней и вся многоликость  поэзии со времён этих самых классиков. Конечно же, очень важно для поэта найти своего читателя. Может, даже двух или трёх. Именно тех людей, которые смогли бы разделить его мысли, сподвигнуть на создание новых стихотворений, да так, чтобы захотели их выучить наизусть. «...Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.» (А.П. Чехов). Жаль только, что создаваемое волшебство из случайных слов возникает не так уж и часто.
 «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, — и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.» (Фёдор Тютчев).

"А сегодня я расскажу вам о том , что пол - это внизу, а потолок - это наверху"
Рецензенты: "Как верно сказано! Прям в точку! Так классно пишите! Очень, очень чувственно и достоверно! Вы - прижизненный классик!" Кстати, написание рецензий (рэцок) на этом сайте - это отдельная тема. Затрагивать её здесь не будем, но она очень обширна. Чем негативней оценка, тем более зол автор. Моей любимой рэцкой является - "Благодарю. Глубоко..." Что глубоко, о чём, куда глубоко?))

13. Благодаря интернету количество поэтов и писателей увеличилось в разы. Теперь читатели вообще не знают кого же им читать? "Поэтов читают лишь только поэты и скажем им дружно спасибо за это". Старайтесь и Вы больше читать стихи других авторов, сопоставляйте различные манеры их написания, но ни в коем случае не копируйте дословно. Плагиат презираем и наказуем по закону. Попытайтесь создать что-нибудь своё – неповторимое, пусть даже и из ворованных рифм. Ещё великий В. Маяковский поговаривал, что все рифмы были давным-давно придуманы и украдены до нас.

По возможности, старайтесь никого не поучать в своих стихотворениях, ибо смешно слышать упорные наставления из уст, например, сильно подуставшего от проблем 20-летнего прожигателя жизни. Критиковать же всех и вся, тоже, пожалуй, не стоит. Бытие определяет сознание, но к большому сожалению, не всегда его обогащает. Глупость - это не отсутствие ума, - это такой ум. А литературная критика и критиканство всего и вся - разные вещи. "Как хорошо, что дырочку для клизмы, имеют все живые организмы." (Н. А. Заболоцкий). 

14. Ярмарка тщеславия. С психиатрической точки зрения, поэтические амбиции у всех разные. Впрочем, идиотов видно сразу - все они печатают свои нетленки заглавными буквами, так сказать, кричат о себе "на всю Европу". Однако, у одних поэтов  амбиции  робкие: я не поэт, заранее заискиваю перед Вами и, мол, не судите меня строго, и этим всё сказано. Мои поэтические потуги,- это лишь "проба пера". От такой откровенности сразу же испытываешь скуку, ведь  за такой лживой излишней скромностью, обычно, сокрыты самые непомерные амбиции. Некоторые накропают под 3 тысячи стихотворений, в виде предложений записанных  в столбик и мнят себя великими поэтами, которым все вокруг завидуют. Да никто просто не сможет прочитать всю эту многословную наивную чушь. Желания и времени на это ни у кого нет. У других же, - амбиции настолько явно огромно-грандиозные, что теряется связь с самооценочной действительностью полностью, как у пьяной жены из известного анекдота, вернувшейся поздно ночью с корпоратива: - А я во всех конкурсах участвовала!  - Дорогая, а юбка твоя где?

Радость поэта в самом творчестве, а не в достигнутом успехе. /Джек Лондон/
 
"Интеллект - отвратительная вещь. Человек без мозгов абсолютно уверен в высоком уровне своего развития. Умный же прекрасно осознает, какой он, в сущности, глупец." Именно отсутствие поэтической самокритичности также относится к признакам графомании. Вот зачастую читаешь славно-позорные резюме на страницах у некоторых доморощенных дипломированных поэтов: награждён медалью Пушкина-Лермонтова-Маяковского-Есенина-Ляписа Трубецкого и диву даёшься - ну, просто все заслуженно-контуженные герои поэтической войны! А победные стихи - у таких, проплаченных взносами  самим себе "Членов писателей чего-то там", - посредственные, графоманские, порой наивные, глупые и никчемные. С таким же, но ещё большим успехом, можно просверлить дырку в юбилейном советском рубле "А.С. Пушкин" и носить его на шее, чтобы уж всем было видно, что поэт Вы на всю голову. Вот скажем, можно ли считать хорошим поэтом, человека, который выставил(а) в интернете 7,5 тысяч своих, тщательно пронумерованных, стихотворений? А ведь их количество, очень далеко от качества. Этот графоман, которому якобы "все завидуют" вообще что-нибудь умеет делать, кроме этого, в своей писательской жизни? А можно ли глупцов считать единомышленниками? Нужно! Всем лауреатам литературной премии им. Ивана Бездомного - инвалидам умственного труда, бесплатный проезд в психбольницу! Всем красивым дамам - шампанскОГО! Для вдохновений.

"Заткнись! Всё будет хорошо!" / М. Жванецкий.
Сейчас нет особой необходимости полностью, до самой гробовой доски, вживаться в образ  народного поэта. Прошли времена плохо кончивших, гениальных поэтов-одиночек, которым с придыханием завидовали поколения, строивших в России то свободу для всех обездоленных в мире, то футуризм для избранных и социализм для всех, то коммунизм, то капитализм, а сейчас вообще не понятно что - менеджментно-продажный "рэмембехараманбуру". Не нужны умному народу странные поэты. На мой взгляд это также верно как и то, что настоящей любви не нужны помпезные LOVE-парады. "Выделиться тоже надо уметь, поговаривала моча." А если и нужны эпатажные люди, то не те, что крутятся в интернет-телевизоре, а настоящие, понятные всем, а не избранным свихнутым умникам. Да где ж их взять то, нормальных, когда всё больше и больше на планете психически нездоровых людей? Теперь каждый сам себе поэт и судья, и режиссёр, и менеджер.

Давно закончились времена тотальной цензуры. Сейчас издать можно всё без ограничений. Всё писчая бумага стерпит. Уважаемые претенденты на лауреатство всевозможных конкурсов "Великий Сталин - молодым!", "Блестящий без Ноя ковчег", "Позолоченный примус", "Клуб крылатых гусей", "Парад ваших иллюзий", "Золотая чернильница","Гуси - не лебеди", "CДД" и т.д. и т.п., граждане-поэты, очнитесь! Здесь, на стихире, своя мафия и продвигает она только своих друзей, зарабатывая на чужих стихиро-баллах. Если Вас номинировали на "что-то" поэтическое то, пожалуйста, не обольщайтесь и не тешьте своё больное завышенно-патологическое самолюбие, сообщая об этом "всему околоточному миру", как о собственной заслуге. Всё это - круги на мутной воде, а закупленные наградные медали с ликами поэтов, которые к вам лично никакого отношения не имеют,- "ложно-поэтические", серебро с позолотой,  от 15.000 до 20.000 рублей всего-навсего то стоят.

С 90-х годов Московская литературная организация, вокруг которой бегают Аннушки с вёдрами масла, имеет право прямого приёма в Союз писателей России. Она насчитывает более 2.000 писателей (на сегодня во всей России их 5.100). Позже организаторы утвердили свой новый Устав, по которому у них появилась большая автономия. Своим правлением они могут решать все вопросы приёма в писатели, включая, в первую очередь, денежные. Вступительный взнос для поэтов и писателей, стремящихся быть удостоенными удостоверением личности написателя, -  10.000 рублей. Активистам и "членам писательского профсоюза" - льготы. Подходите и пойте! Красивым детям, приравниваемым к членам профсоюза, - скидка 5 рублей! Не позорьтесь! Всё это хитро придумано и создано, чтобы сыграть на личных заоблачных амбициях и заработать персонально на Вас, как самому Союзу, так и частным типографиям всех сортов. Масса конкурсных страниц, основаны теми же авторами "Стихиры" для отбора у Вас накопленных кровных "стихиро-баллов", чтобы пропихивать своих друзей и самих себя, любимых, - как уже заведомо выбранных победителей.

Был тут один израильский умник, учредивший турнир поэтов, а потом, собрав баллы с конкурсантов, присудил 1 премию за победу самому  себе, т.к. лучше него самого, на заданную им же тему, никто не написал! Ну как тут не вспомнить - "Я лучше всех других пишу свои стихи!" Так  отлично сыронизировал московский поэт Николай Глазков. Кстати, ему же принадлежит и "самое короткое в мире стихотворение" - «Мы – умы, а вы – увы». Ранее, очень известные в интеллигентных кругах, игры в "Буриме", сменились ныне в поэтические, конкурсные словорубки. Когда обещают розыгрыш призов, большинство участников действа слышат лишь только слово "приз", а не слово "розыгрыш". Запомните, что выигрывает всегда лишь тот, кто придумывает правила игры.  При этом невидимые "отцы основатели" подобных состязаний не отказывают себе в удовольствии ещё и снисходительно поиздеваться над Вами, участниками (претендентами) как бы "справедливого отбора" "высоко профессиональных" нанятых ими жюристов. Только вот профессии у них у всех - разнокалиберные и далёкие от литературы. Мнимое величие подвластно всем, а особенно всякого рода судьям, не признанных никем.

Старожилы сайта помнят, как одно время активничали на нём и т.н. местные критики, которые предлагали свои услуги в написании молодым авторам рецензий на их стихи. Авторы сайта "Бондаренко" и "Маслов", наперебой рекламируя друг друга, за свои рецензионные труды просили перечислять им стихиро-баллы. Не стесняясь в выражениях, они разбивали молодых нерадивых поэтов в пух и прах, изощрённо макая носом в их "мозго-трахалки", как они сами выражались. Но ни одной положительной рецензии ими, уж извините, так и не было написано, в прочем как и хороших собственных стихов.  К сожалению, хорошие критики, - это, далеко не всегда, хорошие поэты.
Принцип поэтического сайта прост - чем больше ты читаешь других, тем больше читают твои стихи. А, так называемые, "рецензии" это, скорей всего, отклики душевных людей на понравившиеся стихи, которые далеко не всегда получают ответные эмоции авторов. Ведь эмоции охватывают как взаимные симпатии, так и непримиримую ненависть друг к другу. Не говоря про зависть. "У поэтов есть такой обычай..." - помните? Клубок целующихся змей многолик во всех своих проявлениях.

Поймите, коллеги, что вы тут все - потенциальные номинанты на всё, ведь здесь все проекты - к о м м е р ч е с к и е. Порой на страницах конкурсов можно прочесть и такое: Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1500 или "ПОМОЩЬ ФОНДУ МОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕВОДОМ ПРИЗОВЫХ БАЛЛОВ НА ЛОГИН *****. ТОЛЬКО С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ КОНКУРСЫ БУДУТ ПРОВОДИТЬСЯ УСПЕШНО."
 
"Все номинанты премии «Поэт года» за 2020-(21-22-23-24) и т.д. год, произведения которых будут изданы в конкурсных альманахах и получат положительную оценку Большого жюри, награждаются медалью, посвященной 150-летию Ивана Бунина и пр. по списку. Постановление Президиума Российского союза писателей о Вашем награждении медалью Бунина будет подписано сразу после выхода из печати конкурсного альманаха с Вашими произведениями и его оценки Большим жюри." Куда и сколько надо заплатить за это Вам сообщат позже - сюр-приз!

Ну, а если захотите напечататься, то и это не составит большого труда. Возьмите 5 золотых и закопайте их под деревом на огромном поле в стране умников. Произнесите в полночь: "Крекс, фекс, пекс" и готово! А как только оплатите сами себе дешёвую цифровую печать своих мягко-обложечных произведений, по обозначенной цене 15 евро за страницу в массовых альманахах, только лишь  для того, чтобы эти Ваши "судьи" забыли их прочесть, - сразу получите "почётное" никому, кроме Вас, ненужное, "лауреатство" или диплом на всю стенку. Можно даже сподобиться на блестящий значок за 40 евро. Уважаемые многократные медалисты медальных конкурсов медалистов с золотым, серебряным и бронзовым достоинством, а оно Вам точно, с такой вот ценой, надо? Вы - любители фалеристики? Эти медальки понесут на подушечках перед гробом усопшего, замученного рифмами, пиита? Сомневаюсь. Создателям-организаторам вообще равнобедренно, что Вы там себе написали, но вот за цеховые медальки, предназначенные для напыщенно раздутой грудной клетки, извольте-ка заплатить. Этот около поэтический бизнес приносит свою прибыль. Даже жаль, что Остап Бендер в отъёме денег у трудящихся, до этого не додумался. Пора бы уже для любителей поэтических наград, в честь него, орден придумать - "Супер-лох I, II и III степени". "Чем больше воздуха вдохнуть, тем больше наград на мундире разместится." (Л.И. Брежнев).

Так что, коллеги по перу, пишите для себя и будьте счастливы от того, что именно сейчас и здесь появилась возможность ещё кому-то исконно ваши мысли прочесть, посочувствовать и оценить, пусть даже и негативно. Злобные критиканы придирчиво критикуя и видя во всём только недостатки, пусть удавятся на шаткой табуретке от зависти. А книжки издавать, в наше время, можно и без посредников. Поэтому то и каждый пятый рьяный графоман теперь - "Член союза бумагомарателей", дипломированный Дипломом участника поэтического конкурса или турнира поэтического кружка пенсионеров единомышленников на определение лучшего IQ. К сожаленью, психологи доказали, что люди с высоким IQ склонны к депрессиям, суициду, нелюдимости. А наоборот? Замечу, что ныне большинство амбулаторных пациентов психиатрических клиник имеют персональные компьютеры и любят писать не только прозу и стихи, но и рецензии к ним. Впрочем вся русская литература построена на страдании. Страдает либо автор, либо герои его произведения, либо читатель.

"- Чё эт за болезнь такая-то IQ? - А Вы готовы пройти тест на IQ?
- А сколько километров нужно пройти? - Тест завершён!" Вот только не забывайте членские взносы в поэтический общак регулярно выплачивать, а то сразу же вычеркнут из почётного клуба "квази-гениальных поэтов-литераторов"! Надо же и аренду за клубное помещение чем-то платить.

Окуджава придумал: "Каждый пишет, как он дышит", а дышит он так, как думает. С тех пор, как человек увидел своё отражение на водной глади, ему стало присущим самолюбование, но степень его зависит от воспитания и интеллекта в обратной пропорции.
 
Однако, всё же, при всём уважении, не стоит прочно цепляться мыслями за понравившиеся строчки прочитанных Вами  поэтов. Плагиат наказуем. Вдохновляйтесь лучше своими собственными мыслями, которые, по-своему, уникальны. Не слагайте стихи на скорость, раздавая их как "горячие пирожки" на ярмарке тщеславия, пытаясь проявить себя знатоком игры в буриме. Но даже самые плохие стихи находят своих почитателей. Разные мы и это хорошо. Помните, что не могут все, написанные Вами, стихотворения быть одинаково хорошими или одинаково плохими. Всегда среди них найдётся лучшее. Закон перехода количества в качество существует и обязательно когда-нибудь сработает.

Нужно не останавливаться на достигнутом и самосовершенствоваться пока хватит сил. В этом, на мой взгляд, и есть смысл поэтической жизни. Все долгожители на земле - это любопытные и восторженные люди. А те, кто устал от жизни, по тем или иным причинам, уходят быстро. Способов вольных и невольных -  множество. Вот поэт-ому и важно о чём и для кого ты пишешь. Что оставишь после себя? Думал ли об этом Пушкин? Думал. И Вы подумайте.

15. Своё, только что написанное, стихотворение обязательно прочтите вслух. Кстати все русские поэты ХХ века декламировали стихи плохо, без выражения в т.н. монотонной манере, введённой Александром Блоком, за исключением изумительного чтеца Ивана Бунина. К сожаленью, часто бывает, что Ваше новое стихотворение, красиво изложенное на бумаге, окажется неудобно произносимым или даже скабрезным  для декламации. Как тут не вспомнить звонкую поэтическую строку, приписываемую поэтессам то ли Вере Инбер, то ли Агнии Барто - "Отруби лихую голову на скаку!"

Изредка перечитывайте и то, что Вы написали ранее, например, несколько лет назад. Уверяю, что Вы изумитесь, подумав: - Неужели всё это я написал(а)? Это очень важно, ведь всё течёт и всё изменяется. И время, и мысли, и мы сами, и наше мировоззрение. Только прошедшее время снисходительно расставит по своим местам все жизненные приоритеты. Да и как же этому не происходить, если наш человеческий организм каждые 7 лет полностью изменяется! В нём не остаётся ни одной старой структурной клеточки, - все они заменяются на новые, старательно выращенные цикличным жизненным процессом. И пусть, как говорится, поэта и  художника, может обидеть каждый, однако не каждый же это делает. Общее у всех людей только одно, - они все разные. И дай Вам Бог найти в наше время своего благодарного читателя! "Лучшее принадлежит всем". (Сенека) А худшее?))

Ну, вот, в принципе, и всё. Успехов нам всем!
Жаль. Очень жаль, что далеко не все "графоманы" дочитывают эти заметки до конца, видимо не считают себя оными. Пока не задумываются о своих стихах и их предназначении, да и времени, потраченного на прочтение, им видимо жалко. Впрочем, кому надо, те прочтут, оценят и поймут.

P.S. Если вы что-то придумываете, то придумайте что-нибудь хорошее. / Д. Сэлинджер.

Хорошие стихи получаются у тех, кто не знает теорию поэзии, либо у тех, кто её очень хорошо знает. / Н. Гумилёв.

Если не гонишься за известностью и боишься, чтобы тебя не побили, употреби псевдоним.  / Антон Чехов

Поэзию следует искать не в сочетании слов, а в атмосфере, которую создают эти сочетания. / Э. Верхарн.

Стихи писать легко, поэтом быть трудно. / Н. Заболоцкий.