Княжна Тараканова. По К. Флавицкому

Зарина Морская
Ночь… И мОрось… Газовый фонарь…
Всадник Медный вскинул в небо длань…
Что в ночь осеннюю сквозь темноту он зрит?
Ведь город спит! … Иль кажется, что спит?...

Где-то слышится нечёткий стук копыт
и скрип колёс неведомой кареты.
По тротуару кто-то второпях бежит,
и бриз морской легко качает ветки…

А  чрез Неву – незыблемая крепость
купает стены в ледяной воде…
В одной из камер… Экая нелепость!...
не спится нынче молодой княжне…

Дитя развратного имперского Двора,
здесь прозябать она обречена –
императрицей вне закона рождена,
с рожденья прав наследства  лишена!

Она сначала со Двором сражалась,
пыталась доказать своё родство
но… Таракановой  навек осталась,
дни коротая в зданьи крепостном…

А море разыгралось не на шутку,
Нева безумно билась о стенУ…
Не доверяя своему рассудку,
княжна вдруг поняла – она в плену…

На этот раз не у дворцовых судей,
а у природы, у бушующей Невы,
она утоплена живьём здесь будет!
Вон, крысы на постель уж заползли!

И пола нет, кругом вода одна… вода…
К стене холодной в страхе притулившись,
она кричала : «Помогите, Господа!»,
потом упала, чувств своих лишившись…

Вода бесстрастно её тело обняла,
как в люльке детской нежно закачала…
История, увы, виновных не нашла,
и кем была княжна, не доказала…

И лишь Нева хранит нам эту тайну -
чьей дочерью была девица та,
ведь Двор грешил всегда исправно,
детей  без имени хватало здесь всегда…



          Эта женщина вошла навсегда в историю под именем княжны Таракановой. Но интересно то, что сама себя она никогда Таракановой не называла! Имя Таракановой ей дали немецкие публицисты, которые перепутали её с племянниками Разумовского по фамилии Дарагановы, которые учились в Швейцарии.

          Она родилась примерно в 50-е годы 18 века и происхождение её никому неизвестно, сначала она выдавала себя за разных герцогинь, потом - за дочь турецкого султана и даже за некую принцессу Элеонору. А в начале 70-х годов она решила назвать себя княжной Елизаветой Владимирской, дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского.

          Так и скиталась она по Европе, выдавая себя то за одну, то за другую особу. В итоге дорога привела ее в Италию, где на рейде стояла русская эскадра во главе с графом Алексеем Орловым. Она представила Орлову фальшивые документы, якобы доказывающие, что она - наследница русского престола и дочь Елизаветы и графа Разумовского, которая и завещала ей свой трон. Граф решил оповестить об этом Екатерину II, которая потребовала от Орлова доставить княжну в Россию. Притворившись влюбленным, Орлов заманил княжну на свой корабль и привёз её в Петербург.

          В Петербурге началось следствие. Княжну Тараканову поместили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Поначалу ее не пытали, надеясь получить от нее показания. Но она их все время путала и придумывала новые "приключения". В итоге терпение Екатерины и следствия лопнуло, и было решено применять более жесткие меры. Ее оставили без теплой одежды и постели, кормили грубой пищей. Но даже это не дало результатов.

          Считается, что она утонула в своей камере в Петропавловской крепости во время сильнейшего наводнения 1777-го года.

         Но история доносит до нас сведения о том, что эта девушка, выдававшая себя за княжну Тараканову, умерла двумя годами раньше, в 1775 году от чахотки. И есть ещё один исторический документ, предполагающий, что эта княжна Тараканова и
некая инокиня Досифея, она же принцесса Августа, она же незаконная дочь Елизаветы и Разумовского, похороненная в Новоспасском монастыре (Москва) - есть одно лицо. Но это - уже другая история....

         Картина Константина Флавицкого "Княжна Тараканова" (1864г.) обессмертила имя художника. Картина, построенная на контрастах. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Да и сама девушка с разметавшимися волосами, бледная, испуганная, кажется прекрасной экзотической птицей, попавшей в силки российской тюремной системы.

          Если рассмотреть ее поближе, то раскрывается ещё одна немаловажная и крайне интересная деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела. Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей. Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.

          Картина хранится в Третьяковской галерее, г.Москва.