Ученик года

Резеда Хисамова
В современных образовательных учреждениях проблема самореализации встает перед каждым обучающимся. К сожалению, наша  образовательная система слишком сильно увлеклась результатами, развитием конкурентоспособности чуть ли не с начальной школы. Конкурсы, фестивали, отборы, прослушивания становятся нашей повседневностью. Но при этом не все дети могут отлично учиться в школе и участвовать во всех олимпиадах и других мероприятиях по предметам. В учреждениях дополнительного образования для детей созданы все условия, чтобы реализовать свои творческие способности и сформировать его личные качества. Помимо учебных занятий, в учреждениях дополнительного образования проводится большая воспитательная работа. С целью выявления лучших учащихся класса (школы) предлагаю разработку внеклассного мероприятия (конкурса) «Ученик года». Конкурс составлен с учетом возрастных и музыкальных способностей детей.
Для проведения данного мероприятия понадобится тщательная предварительная подготовка: 1) отбор учащихся для участия в этом конкурсе; 2) подбор музыкального (нотного) материала для чтения с листа и транспонирования; 3)повторения и закрепления учащимися пройденных пьес, музыкальных терминов 4) подбор жюри, в которое входят преподаватели, один родитель учащегося класса преподавателя и один представитель (работник культуры) . Данный материал будет полезен для преподавателей музыкальных школ, школ искусств, а также для педагогов дополнительного образования.
Конкурс состоит из 3 блоков (практический, теоретический и творческий), каждый блок состоит из нескольких заданий.
Практический блок.
Задание № 1 Концертная программа
Ученик исполняет 3-4 выученных произведения из своей новой или старой (прошлогодней программы). Список произведений прошлогодней и новой программы должен быть заранее подготовлен.
Преследуемая цель: Работать над достижением высокого уровня исполнения выученных произведений; над преодолением исполнительских трудностей.
Задание №2 Самостоятельный разбор произведения
Ученик в ходе жеребьевки выбирает произведение для самостоятельного разбора, которое должен проанализировать, разобрать нотный текст и исполнить его. Для самостоятельного разбора дается 10(20) минут времени. Произведения для самостоятельного разбора даются по уровню сложности  (по классам)
Преследуемая цель: формировать пианистические умения и навыки анализа и работы с нотным материалом
Произведения для самостоятельного разбора (педагог подбирает с учетом особенностей параллели учащихся данного класса).
Например:
1 класс
Е. Гнесина Этюд
Тал богелэ т.н.п.
Петушок р.н.п.
2 класс
Ой ты, дивчина. Ук.н.п.
И.Якубов Янгыр яу
3 класс, С.Майкапар. В садике
А.Николаев. Этюд
Задание №3 Транспонирование
Учащийся должен сделать транспонирование заданного произведения из одной тональности в другую вверх или вниз. (Произведения для транспонирования выбираются путем жеребьевки).
Преследуемая цель: развитие навыков музыкального мышления.
Например:
1 класс
«Этюд». Е.Гнесина (до мажор) транспонировать в Ре бемоль мажор.
2 класс
«Про Петю» Д.Кабалевский из тональности До мажор транспонировать в Ре мажор
Тень-тень
Теоретический блок
Задание №1
Рассказать о композиторе (композитора выбирают за неделю до конкурса), чтобы ученик успел узнать о жизненном и творческом пути, а также интересные факты из биографии композитора.
Преследуемая цель: пополнение знаний учащихся;  изучение  творчества композиторов.
Задание№2
Опрос на знание музыкальных терминов.
Учащийся выбирает список музыкальных терминов путем жеребьевки (по билетам).
Преследуемая цель: углубление музыкально-теоретических знаний. Примерный список музыкальных терминов:
Staccato
Legato
Non legato
Fopte
Piano
Pianissimo
Andante
Allegro
Vivo
И т.д.
Творческий блок
Подобрать на слух несложную мелодию и (или) аккомпанемент к знакомой мелодии.
Преследуемая цель: развитие звуковысотного слуха; приучать учащихся с самого раннего возраста играть не только по нотам, но и на слух;
Примеры песен:
1-2-3 класс
Апипа тат.нар.песня
Тал Богелэ тат.нар.песня
Туган тел тат.нар.песня
Джингл Бенс
Хэппи
Жили у бабуси
В лесу родилась елочка
Елочка
Улыбка
И т.д.
По итогам всех заданий жюри выводит общий балл и подводит итоги. Ученик, набравший наибольшее количество баллов, и будет считаться Учеником Года.