Лапы прочь от Михаила Юрьевича

Алексей Чернечик
                Машенька:
                - Ты читаешь Лермонтова?
                Алёшенька:
                - Да. Мы вчера с папой дочитали "Тамань".
                Машенька:
                - Понравилось?
                Алёшенька:
                - Прелесть! Так пишет - прямо всё перед
                собой видишь.
                (Разговор в детском садике)


    В восьмом номере за прошлый год в так называемой(а если говорить прямее - откровенно  большевистской) "Юности" отпечатан очередной перл Дударевой "Мотивы игры в "Тамани" М.Ю. Лермонтова." Отпечатан под самодовольно-наглой рубрикой
"Как беден наш язык/Ключи чтения".(Если  в а ш  язык беден, а судя по написанному, он донельзя беден, отправляйтесь в первый класс и для начала по новой изучите букварь, а не лезьте в нагло отнятые у государства и бесстыже присвоенные журналы со своим дичайшим невежественным мракобесным бредом.)

    В этом, с позволения сказать, творении каждое слово требует опровержения и вопиет о защите от вероломно-невежественного его использования. Поэтому я вынужден остановиться лишь на некоторых эпизодах этого перла с абсолютной уверенностью полагая, что и их с лихвой хватит для того, чтобы с успехом вступиться и защитить мои любимые русские слова и с исчерпывающей полнотой показать  к а к и е  сейчас в России кандидаты "филологических наук", к т о
"В настоящее время является преподавателем кафедры русского языка №2 РУДН" и 
к т о "Автор более 100 научных статей о русской литературе и фольклоре и монографий "В один голос: Фольклорная традиция в поэтике С.Е. Есенина...""
Именно так представляет Дудареву эта самая большевистско-дударевская "Юность".  Да, да - именно Дударев, муженёк Дударевой, является главным редактором и, по-видимому, хозяином(или уж во всяком случае сохозяином) бывшего государственного(в сущности, в том числе и  т в о е г о, читатель) журнала.

    Итак, начинаю защиту, а с другой стороны(одно без другого в данном случае невозможно) и обвинение.

    Назвав Тамань проклятой(нигде в повести этот город таковым Печориным не называется, и, совершенно очевидно, Печорин  н е  м о г  его так назвать ни в каком смысле - у него бы просто язык не вывернулся; известны ли вообще Дударевой значения слова "проклятый"?) Дударева приступает:

    "Герой попадая в Тамань, сразу же  ж а л у е т с я(разрядка моя - А.Ч.) на этот странный, грязный город." И далее, дабы подтвердить свои фантасмагорические измышления, Дударева цитирует повесть, бесцеремонно коверкая великого Лермонтова(н и к а к о г о  курсива здесь, как и во всей "Тамани", 
н е т), пытаясь нагло приписать Михаилу Юрьевичу свои мыслишки:

    "Было холодно, я  т р и  н о ч и  н е  с п а л(повторяю, это самозванный курсив Дударевой - А.Ч.), изумился и начал сердиться."

    Только за  э т о, не читая дальнейшего(после  т а к о г о  читать дальнейшее бессмысленно, но мы всё же прочтём, насколько позволят выдержка и терпение), в любом десятом классе  л ю б о й(не для блатняков) русской школы Дударевой влепили бы единицу за полнейшее не знание текста произведения.

    Во-первых, "сразу"  ж а л о в а т ь с я  н а  г о р о д  Печорин никак не мог: он приехал в Тамань "поздно ночью" и у него не было ни малейшей возможности хоть как-то ознакомиться с городом. И только  п о с л е  того, как десятник обошёл с Печориным весь город и не нашёл свободного жилья, Печорин начал(нет, не жаловаться - упаси Бог!), а именно сердиться и кричать на десятника.

    Перед тем, как продолжить, приведём(а заодно и насладимся чудным языком Михаила Юрьевича) полностью, а не вырванную безграмотно из контекста и исковерканную цитату:

    "Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку(Дударева, а лошади, случаем, не  ж а л о в а л и с ь  н а  г о р о д - А.Ч.) у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: "кто идёт?" Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности, и стал требовать казённую квартиру. Десятник нас повёл по городу. К которой избе ни подъедем - занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. "Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к чёрту, только к месту!" - закричал я."

    Итак, во-вторых, где же здесь углядела жалобу "кандидат" Дударева?? Даже ребёнку, едва вышедшему из грудного возраста,  с о в е р ш  н н о  п о н я т -
н о, что  н и  о  к а к о й  ж а л о б е  здесь  н е  м о ж е т  б ы т ь  и   
р е ч и. Печорин кричит, требует, едва ли не приказывает!

    В-третьих, и главное, чтобы русский офицер жаловался на город?? Кому? Десятнику??? Дударева, ты попутала русского боевого офицера с трусливым холуйским, развращённым награбленными благами, большевистским стукачком-комиссаром. Или намеренно(возможно по невежеству) оклеветала русского офицера.

    В-четвёртых, а по поводу, собственно, чего жаловаться  н а  г о р о д?? Не спал Печорин три ночи и измучился, как и лошади, во время поездки - вне города. Разве что на то, что холодно? Но при чём тут город? Да и мало ли городов, где значительно холодней, чем в черноморской Тамани - в Москве, например.

    В-пятых, с чего ради Тамань у Дударевой вдруг стала странной? Опять же у Лермонтова на сей счёт нет ни малейшего намёка. Очевидно такой же город, как и все другие подобные ему города. Печорин характеризует его как "самый скверный городишко из всех приморских городов России."("Скверный" и "странный" далеко не синонимы а, да, забыл: у них же язычок-то бедноват - вот и приходится, как Эллочка Людоедка, обходиться теми словами, которые хоть как-то известны и хоть как-то понятны.) И тут же, в следующем предложении Печорин поясняет почему именно скверный:

    "Я там чуть-чуть не умер с голоду, да ещё вдобавок меня хотели утопить."

    Действительно,  д л я  П е ч о р и н а  очень скверный город. Но странный ли? Мало ли где топят, режут, стреляют, вообще убивают? Да везде! Или уж по крайней мере почти везде. Что же тут странного? Самого Печорина едва не застрелили в Пятигорске(Грушницкому оставалось только нажать на курок) и в казачьей станице("пуля сорвала эполет"). Так что, Пятигорск и станица, которую Печорин даже не называет, тоже странные? Конечно, скверно, очень скверно, когда тебя какая-то ничтожная контрабандистка хочет утопить, причём  а б с о л ю т - 
н о  н е  з а  ч т о - Печорину и в голову не могло прийти доносить на них!
Ну а то, что утопить(вообще убить), чтобы замести следы, что ж тут странного-
это как раз вполне естественно.

    Далее Дударева заявляет: ""Три дня и три ночи"(вот для чего потребовалось выделять "три ночи" - у Михаила Юрьевича совершенно обычные, чисто описательные слова: не одна же ночь - не устанешь; более трёх ночей - откуда ж тогда ехал Печорин, из Персии что ль? - А.Ч.) - фольклорная формула, отсылающая нас(да,   в а с отсылающая - вот только куда? - А.Ч.) к былинам, к сказкам, где герой, нацеленный на достижение чего-то  з а в е т н о г о(разрядка, естественно, дударевская -А.Ч.) путешествует три дня или просит на что-либо отсрочки три дня."

    Как можно комментировать этот невежественный мракобесный бред, не имеющий  н и к а к о г о  отношения к изумительно-прекрасной, божественно-реалистической "Тамани"??

    Печорин никакие три дня даже не упоминает, ни на какое "заветное", разумеется, не нацелен(он что, свихнувшаяся мракобесная шарлатанка?!) и ни о какой отсрочки(бред какой-то) не помышляет просить. Да и кто это в русских сказках просил "отсрочки у смерти на три дня"? Царь Максимилиан, на которого ссылается "кандидат"? Ты помнишь такую сказку или былину, читатель? Нет? Я тоже. Таких просто нет! Да и сама Дударева пишет(или ей аспирантики подсунули, а она не читая - в печать?): "...в драме "Царь Максимилиан" царь Максимилиан просит отсрочки у смерти на три дня." Но при чём здесь пьеса Ремизова, написанная аж в 1919 году?? Что, сказок не нашлось?

    Правда, Дударева всё-таки упоминает былину - "Илья Муромец и Калин-царь", но без каких-либо подробностей. Кто просил? Что просил? У кого? Но мы поясним: Калин-царь - эпический татарский царь...Впрочем, зачем подробности? Любой русский ребёнок знает, что Илья Муромец никаких отсрочек не просил и просить   
н е  м о г! Просил князь Владимир, и  н е  у  с м е р т и, а у этого самого Калина и не на три дня, на три года - чтобы подготовиться к отражению татарского нашествия. Но,  в  л ю б о м  с л у ч а е,  какое отношение этот т а т а р и н имеет к  р у с с к о м у  о ф и ц е р у Печорину??

    Читаем очередной дударевский опус: "И видит-то он(Печорин-А.Ч.) не приветливых хозяев, а опять странных(действительно,  о п я т ь  другого слова не нашлось - А.Ч.) людей: старуху и слепого мальчика..."

    Было бы  н а  с а м о м  д е л е  странно, если бы Печорин встретил приветливых хозяев: он всё же не в имение к матери и к младшему брату приехал, а пришёл на постой в "лачужку" к абсолютно незнакомым, чуждым ему и по происхождению, и по воспитанию, и по социальному положению людям.

    Кстати, когда Печорин пришёл с десятником, старухи вообще не было дома. На его вопрос "А хозяйка?" мальчик ответил "Побигла в слободку." И только на следующий лень Печорин в первый(и в последний) раз увидел старуху. Давайте обратимся к бесподобному описанию этой сцены:

    "Я взошёл в лачужку. Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед довольно роскошный для бедняков. Старуха на все мои вопросы отвечала, что не слышит. Что было делать с ней делать? Я обратился к слепому, который сидел перед печью и подкладывал в огонь хворост. "Ну-ка, слепой чертёнок, - сказал я, взяв его за ухо: - говори, куда ты ночью таскался с узлом, а?" Вдруг мой слепой заплакал, закричал, заохал: "Куда я ходив?..никуды не ходив...с узлом? яким узлом?" Старуха на этот раз услышала и стала ворчать: "вот выдумывают, да ещё на убогого! за что вы его? что он вам сделал?" Мне надоело и я вышел..."

    Читатель, ты хоть самую маленькую крупицу странного здесь нашёл? Больше Печорин старуху не видел.

    Ну а следующий пассаж Дударевой  П Р Я М О  У К А З Ы В А Е Т,  Ч Т О
О Н А  И  В О В С Е  Н Е  Ч И Т А Л А  "Т А М А Н И"! Даже в десятом классе, даже под наблюдением и под присмотром учителя. Суди сам, мой любезный читатель:

    "Всё это как-то странно и тягостно(это когда Печорин таскает за уха мальчика и бесцеремонно допрашивает старуху? - А.Ч.) даже для скептика(??? - А.Ч.) Печорина, который начинает молиться..."

    С то п! Т Е Б Я  Н Е  П О К О Р О Б И Л О, читатель? Да, покоробило! Даже если ты читал "Тамань" в последний(и в первый) раз в десятом классе средней школы(разумеется не по принципу "смотрю в книгу, а вижу фигу"), даже если ты забыл(что вполне естественно) многие детали сюжета, ты  Н Е  М О Г  З А -
Б Ы Т Ь сути произведения, сути образа его главного героя - Т А К О Е 
Н Е  З А Б Ы В А Е Т С Я!! Да, покоробило -  П Е Ч О Р И Н  Н Е  М О Г молиться перед немощной старухой и убогим слепым мальчишкой. П Е Ч О Р И Н  В О О Б - 
Щ Е  В  "Г Е Р О Е  Н А Ш Е Г О  В Р Е М Е Н И"  Н Е  М О Л И Т С Я!!Ни перед тем как поставить себя под дуло пистолета Грушницкого, ни когда идёт добровольно, рискуя жизнью, брать живым зарубившего офицера казака. Н И К О Г ДА! Повторяю, Печорин никогда в романе не молится и  П О  С В О Е М У 
Д У Х У  Н Е  М О Ж Е Т  М О Л И Т Ь С Я на людях, как трусливая хамелеонская невежественно-мракобесная гомосоветикусская особь.

    Да и  К А К вообще мог молиться перед двумя совершеннейшими ничтожествами русский боевой(не только боевой) офицер??? Или Дударева опять в своих фантасмагорических галлюниках попутала русского офицера с трусливым невежественным большевистским комиссарьём?! Или это опять наглая, выходящая за всякие рамки приличия, клевета на русского офицера!

    Стоит ли продолжать дальше? Стоит ли обсуждать совершенно нелепые, абсурдные разглагольствования о "ритуальном орнаменте", о том, что мы(Дударева) "можем предположить(в ы можете предположить  в с ё  ч т о  у
у г о д н о -А.Ч.), что и слепота мальчика и глухота старухи(как мы выяснили, мнимая, и Печорин это прекрасно понял - А.Ч.) вовсе не случайны." (А что случайно в этом мире?) Стоит ли обсуждать разглагольствования  о том, что "слепой - пограничное существо между миром "живых" и миром "мёртвых"
(кавычки и эти, и предыдущие дударевские - А.Ч.)" или о "сакральных 
п р о с т о н а р о д н ы х(да-да, разрядка дударевская - А.Ч.)" знаниях неграмотной, абсолютно неверующей контрабандистки, о том, как она "зашифровывает информацию" и т. д. и т. д. и т.д....

    Стоит ли говорить, что идёт откровенное перевирание фактов(или точнее говоря абсолютное их не знание) под личиной совершенно мракобесного "мистическо-
го" умствования.

    Давайте закончим ещё одной дремуче-невежественной, немыслимо самодовольной цитатой:

    "Печорин всего этого не видит(дударевских галлюцинаций - А.Ч.) и не слышит(теперь уже слуховых галлюцинаций - А.Ч.). поэтому и идёт кататься с незнакомкой в лодочке..."  Последние пять слов, а именно "кататься с незнакомкой в лодочке" Дударева пишет жирным шрифтом, по недоумию подчёркивая своё абсолютное невежество.

    Печорин идёт НЕ кататься в лодочке. Для этого не берут с собой пистолет, и не предупреждают других о грозящей опасности:

    "...я разбудил казака: "Если я выстрелю из пистолета, - сказал я ему, - то беги на берег." Он выпучил глаза и машинально отвечал: "слушаю, ваше благородие." Я заткнул за пояс пистолет и вышел."

    Да Печорина и не приглашают кататься в лодочке: "нынче ночью, как все уснут, выходи на берег," - шепнула ему на ухо контрабандистка "и стрелою выскочила из комнаты." Из текста Тамани прямо следует, что Печорин идёт никак не для катания, а  с о в с е м  д л я  д р у г и х  целей! И сам Печорин рассказывает:

   "Взойдём в лодку, - сказала моя спутница; я колебался(??? -А.Ч.), я не охотник до сентиментальных прогулок по морю, но отступать(куда отступать?? - он же шёл "кататься в лодочке" - А.Ч.) было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел ещё опомниться, как заметил, что плывём. "Что это значит?" - сказал я сердито."

    Вот так, шёл кататься в лодочке и вдруг "Что это значит?" Это если бы вы шли со своей девушкой в кино, а когда оказались в кинотеатре, вы бы...Всё, хватит, довольно!  С Л И Ш К О М  Д О В О Л Ь Н О!!!

    P.S. Информация для размышления. С 1-го января в этой самой "Юности" , абсолютно убыточном издании, появился "отдел литератур народов России и СНГ". Начальником(или как у них - "заведующим") сим важнейшим отделом стала(новогодний подарок муженька? - за чей счёт?) эта самая "кандидатка"(может уже "докторша" - не знаю) Дударева.

P.P.S. Вот и занимайся за казённый(то бишь наш) счёт(желательно бы, конечно же, за свой) "литературой народов России и СНГ". А для большей пользы для филологической "науки" поезжай в свой любимый Казахстан к не менее любимым казахам. Пусть они тебе и платят за "исследования" их "литературы".