Превращение лейки-грамматейки в частичку не

Вера Линькова 2
ПРЕВРАЩЕНИЕ ЛЕЙКИ-ГРАММАТЕЙКИ В ЧАСТИЧКУ НЕ

1.  Происшествие в  заколдованном классе

     В одном заколдованном классе случилось НЕвероятное происшествие. Прямо из-за парты во время урока русской грамматики вдруг исчезла Лейка-Граммотейкина. Нет, это была вовсе не садовая лейка, которой цветы поливают. Это была девочка по имени Лея. И вот у Леи была одна такая НЕприятная особенность: стоило кому-то в классе начать отвечать на вопрос учительницы, как Лея тут же тянула руку и кричала:
    - Это НЕ совсем правильно! И даже совсем НЕправильно!
   На уроке, в тот момент когда пропала Лея, как раз изучали правило про слова, которые без частицы «НЕ» НЕ употребляются.
Альбина Павлиновна, молодая учительница, задала такой вопрос:
    - Ребята, как напишем слово НЕпоседа? Вместе с частицей НЕ или раздельно?
     Мальчик Дима, пропустивший из-за болезни много уроков, ответил:
     - Частица НЕ – отрицательная. Всё отрицает. Значит – раздельно напишем!
     - НЕдоучка! – закричала с места Лея. – Нет такого слова ПОСЕДА!
     Конечно, в смысле грамматического правила Лея ответила правильно. Но весь класс посмотрел вдруг на неё НЕодобрительно.
     И учительница, вместо того, чтобы похвалить Лею, сказала с НЕгодованием:
      - НЕльзя быть такой НЕвоспитанной, НЕтактичной, НЕделикатной!
      - Да Вы! Да ну…! Сами вы НЕвоспитанные! – захлёбываясь, стала огрызаться Лея и, оглядев класс, добавила: – тупые НЕдотёпы! НЕдоучки!
      И только она произнесла эти обидные слова, как весь класс разом ахнул. НЕ потому, что их так обозвала Лейка - Грамматейка, а потому, что сама Лейка вдруг превратилась в пустое место. Прошло пять минут.
И за партой на пустом месте вместо Леи Грамматейкиной вдруг выросла большая криворотая и кривобокая частица НЕ. Выросла и накинула на себя платочек в красную горошину.
      - Вот так НЕлепица! - глядя на частицу НЕ в платочке, воскликнула сидящая за соседней партой Маня Кашина. Из-за говорящей фамилии в классе её так  и называли по-простому  - Манка.  Маня-Манка Лею и так Недолюбливала, а тут, увидев  НЕбывалое превращение, и вовсе пришла в восторг. Громко прыснула в кулачок и замолчала. Сделала вид, что испугалась вместе со всеми
   Класс в ужасе закрыл глаза руками. И такая вопросительная тишина нависла над классом, что казалось, никаких звуков в природе вообще не существует. И в тишине этой вдруг особенно горько прозвучал растерянный голос Димы Кудимова:
     -  Это из-за меня, НЕдотёпы, всё случилось… Как нам теперь Лею вернуть?
      Но тут надо заметить, что в заколдованном классе и сама учительница Альбина Павлиновна владела некоторыми приёмами колдовства. Она загадочно улыбнулась сначала расстроенному Димке, потом всему классу и сказала:
     - Лея Грамматейкина вернётся на своё место, когда мы докажем ей, что знаем правила русской грамматики вовсе НЕ хуже её! Докажем?
     - Докажем! – дружно откликнулся класс.
     - Тогда, - загадочно улыбнулась Альбнна Павлиновна, - открываем Театр Правил со словами, которые без частицы «НЕ» не употребляются!

2. В театре правил на экране

На белом классном экране возникла картина со скамейкой и сидящими на ней ребятами. Ребята голосами учеников их 4-ого «А» класса, с ускоренным развитием, стали ускоренно развивать мысль про значение слова «НЕпоседа».

НЕПОСЕДА

Затевается беседа –
Кто такая НЕпоседа?
НЕпоседа – это рыбка?
Или рыбкина улыбка?
Может, чья-нибудь ошибка?
Нет, конечно,
Нет, конечно.
НЕпоседа – наш скворечник!
В нём никак не ПОСИДЕТЬ,
Ничего не разглядеть.
Нет, конечно,
Нет, конечно.
НЕпоседа – НЕ скворечник!
И не рыбкина улыбка!
Это чья-нибудь  ошибка!
НЕПО – нерпа!
СЕДА – скат
Скинул в море самокат!
НЕпоседа – может, ёжик?
Спит в кустах без задних ножек.

На скамейку прыгнул мячик.
За мячом Алёнка скачет.
   - Зря вы спорите, друзья!
НЕпоседа – это я!

Продолжается беседа.
Кто же всё же Непоседа?
НЕ Алёнка!
НЕ девчонка!
Хвостик – пёрышко цыплёнка?
НЕПО – нерпа.
СЕДА – скат
Скинул в море самокат.
НЕпоседа – нет, не рыбка!
И не рыбкина улыбка.
Это всё же,
Это всё же
НЕДОтёпина ошибка!
Рыщет НЕПО,
Свищет СЕДА,
Ищут НЕДОтёпу
НЕДО.
- Негде сесть! -
 вздыхает Стёпа: -
Разве где-то есть
ДОТЁПА?

- И что, - спросила Альбина Павлиновна у ребят, - есть ли такое слово «дотёпа»?
- Нет такого слова! – хором ответил класс.
- Но и других слов, таких, как НЕПО и СЕДА, тоже ведь нет. А почему тогда в стихотворении они звучат? – спросил Ромка Перевёртыш.
- Это игровой литературный приём, - ответила Альбина Павлиновна и снова включила экран. – Смотрим дальше!


НЕДУГ

Из колодца
слышим вдруг –
раздаётся
дикий звук.
Там, внизу,
Вода трясётся,
И лягушки сбились в круг.
Из колодца
Раздаётся:
- Хватит плакаться,
НЕдуг!

А в колодце
С нудным воем
Сам НЕдуг
Всё говорит:

- Ой, Лягушки,
Лапа ноет,
Ой, лягушки,
Хвост горит!..

Борода,
Как рыба, бьётся
По гремучему ведру.
Раздаётся:
- Ой, НЕймётся!
Цепь качнётся –
Я умру!

Две собаки
 друг на друга
Посмотрели:
- Вот дела!
Ну, какая же пчела
Горемычного НЕдуга
До колодца довела?!

Тут пришла
Корова Мила,
Растопырила рога,
Быстро ворот закрутила,
Гуси крикнули:
-Га-га!
И запел колодца ворот.
Из ведра поднялся вдруг
Ну, совсем-совсем НЕхворый,
Весь весёлый и здоровый.
Вовсе не НЕдуг –
ИНДЮК!


Когда экран погас, Альбина Павлиновна предложила ребятам:
- А теперь сами попробуйте сформулировать правило, исходя из только что услышанного!
    Всем на удивление руку поднял Дима Кудимов, которого несколько минут назад Лея Грамматейкина назвала НЕдотёпой.
   - Слова, которые без частицы «НЕ» не употребляются, пишутся с этой частицей вместе.
     Лейка-Грамматейка, превратившаяся в частицу «НЕ», заёрзала на парте, но возразить было нечего, и она только рот беззвучно открывала.
    Мане Кашиной захотелось, чтобы и на неё обратили внимание. Особенно захотелось, чтобы Дима Кудимов не Лейкиными, а её знаниями восхитился! Дима был хоть и очень бледным после болезни, но всё равно красивым. И  глаза у него такие выразительные и будто волны света из себя выплёскивают. Вот смотрит сейчас в сторону частицы «НЕ» с состраданием. Надо ей, Манке, отвлечь его внимание и сказать что-то очень умное. И она поднялась со своего места, чтобы вслух ещё раз унизить Лейку.
      - Альбина Павлиновна! – обратилась она к учительнице, - а вот тех, кто грубо к своим   товарищам обращаются, ведь НЕвеждами зовут?
   - Есть и более тонкое значение, - улыбнулась учительница, понимая, к чему клонит Маня Кашина. – Вот взгляните на экран! Сейчас здесь ещё одно представление  будет! На экране появился платяной шкаф, а в нём среди одежды – две девочки…  И снова на разные голоса с экрана зазвучало:

НЕВЕЖДЫ

В шкафчике с одеждой
Лежали две НЕвежды.
Лежали, громко ржали:
Подарки обсуждали.

Говорит одна НЕвежда:
- Гошка – глупый крокодил
Для какой такой надежды
Нам гармошку подарил?
Подарил гармошку
Величиной с ладошку.
На такой гармошке
Сыграют только кошки.
Кстати, нам от кошки –
В подарок две матрёшки.
Пузатые матрёшки.
Ну, как не стыдно кошке?
 Такое вот дарение
Похоже на дразнение.

Говорит НЕвежда с краю:
- С кошкой больше не играю!
А бесстыжая свиньюшка
Подарила нам подушку.
Ну и жадина, свиньюшка –
На двоих – одна подушка!
Вот сижу на ней в шкафу,
Мягкая до жути –
Фу!
А подарок от лошадки?! –
Две дырявые перчатки.
Такие  вот ажурные,
Как будто абажурные.
Неужели же лошадки
Носят в  дырочках перчатки?

Возмутилась вдруг пальто:
- Говорите вы НЕ то.

Шкаф тряхнул своей одеждой:
- Отвратительны НЕвежды!
Ну, куда это годится –
Над подарками глумиться!?
И манто сказало:
-Фу!
Отвратительным НЕвеждам
Делать нечего в шкафу!

Шкаф к окошку подрулил.
Шкаф окошко растворил.
Наклонился, и НЕвежды
Вслед за праздничной одеждой
Полетели в дальний путь
От подарков отдохнуть.

         Когда экран погас, Маня Кашина снова встала со своего места.
- Но, мне кажется, - начала она свои рассуждения, поглядывая на Лейку в образе частицы «НЕ», что это представление со словом «Невежда»всё-таки кого-то нам очень напоминает? Ведь, правда же, тех, кто в грубой форме перебивает других, тоже можно невеждами называть?..
      Но Альбина Павлиновна только сказала:
    - Есть много разных тонких нюансов, и мы их не будем обсуждать. Лучше давайте вспоминать слова, которые без «НЕ» не употребляются!
 И все по очереди стали называть такие слова:
     - НЕнастье, НЕзабудка, НЕльзя, НЕлепость, НЕразбериха, НЕряха, НЕвидимка, НЕвидаль, НЕсуразица, НЕдоумение, НЕдоразумение, НЕлепица…


3. Частица  «НЕ» в буфете

… Тут раздался звонок на самую большую перемену с обедом и отдыхом на свежем воздухе в школьном дворе. Все сразу кинулись к тому месту, где сидела Лея Грамматейкина в образе  частицы «НЕ».
    - Надо в буфет её отвести, покормить, - заботливо предложил одноклассникам незаметный и худенький Ромка Перевёртыш.
   - Правильно, - согласился Дима Кудимов, может, если она поест, то снова нормальной станет?
    Лейка от услышанного просто взбесилась.
    - Чем это я ненормальная? – хотелось ей  крикнуть. Но крикнуть почему-то не получалось. И она не понимала, почему? Ведь она по-прежнему чувствовала себя девочкой и не знала, как теперь выглядит со стороны.
     - Чего вы за меня ухватились? Куда тащите? – попыталась она закричать на Ромку с Димкой, которые вместе со всем классом повели её в буфет. Но слова её почему-то были беззвучными.
      Когда её усадили за столик в буфете, Димка первый поднёс ей пирожок на тарелочке:
     - Лея, вот попробуй пирожок с капустой. Он очень вкусный. Будешь?
     - НЕ буду! – сердито отодвинула она тарелку, отметив при этом, что произнести это «НЕ буду» у неё получилось. И даже громко.
     - А хочешь сосиску в тесте? – спросил Ромка, пододвигая ей свою тарелку с аппетитно пахнущей сосиской.
     - НЕ хочу! -  снова вырвалось у неё это раздражённое отрицание. Почему она отказывалась от всего, что ей предлагали ребята, Лея никак не понимала. Ведь на самом деле ей очень хотелось есть.
     - А блинчики со сметаной надо? – кривляясь, подошла к ней Маня Кашина.
     - НЕ надо! – вырвалось у Лейки.
     -  А можешь бутерброд с ветчиной попробовать? – снова придвинули к ней свои тарелки Ромка с Димкой.
    - НЕ могу! – чуть ли не со слезами выпалила Лейка.
    Она никак НЕ могла понять, почему к ней такое внимание в буфете? Ученики из других классов тоже не могли понять, почему за этой девочкой все так настойчиво ухаживают? Ведь это только в своём заколдованном классе она выглядела частицей «НЕ», а для остальных – обычной девочкой.
И чем сильнее ей хотелось есть, тем настойчивее она отвергала все подношения и тем громче кричала:
    - НЕ могу! НЕ хочу! НЕ буду! НЕ надо!
    - А попробуйте самостоятельно вывести правило из слов, которые произнесла сейчас Лея Грамматейкина! – предложила заканчивающим обед ученикам Альбина Павлиновна.
    -  Частица «НЕ» с модальными глаголами пишется раздельно, как и с остальными! – выпалил Дима Кудимов и привёл примеры того, что только что произносила Лея в образе частицы «НЕ»: НЕ могу! НЕ хочу! НЕ буду! НЕ надо. Сказал это и сам себе удивился. Ведь на самом деле он представления не имел, откуда это правило пришло ему в голову?.. Наверное, когда очень хочешь кому-то помочь, то можно вспомнить даже то, чего не знаешь…

4. Про кривого снеговика

        Большая перемена отдыха продолжалась. На улице крупными хлопьями падал снег.
    - Пойдёмте снеговика лепить! – крикнул Ромка, бросаясь к шкафчикам с тёплой одеждой и поглядывая при этом на Маню Кашину. Мол, согласится она или не согласится? А  Маня-Манка поглядывала при этом на Диму- Кудиму. Так она про себя его мысленно называла. Вот, если  Дима согласится, то и она пойдёт со всеми вместе снеговика лепить.
     - Пойдёмте! – поддержал приятеля Дима, обматывая шею шарфом. – И Лею на прогулку выведем. Ей тоже воздухом свежим надо подышать!
    - Опять он про эту Лейку!.. – сердито пробурчала себе под нос Маня-Манка. А вслух заботливо предложила: - Нет, давайте Лейку в классе оставим! А то  простудится ещё. Ведь как нам её одеть?!
    - Не простудится! – настаивал на своём Дима, - у неё свитер шерстяной, а снег тёплый!
      Он всё ещё надеялся, что может хоть свежий воздух вернёт Лее прежний образ девочки. К тому же он и два грамматических правила самостоятельно вывел. А правила ведь должны когда-то закончиться…
    Лейка снова не понимала, почему они все с ней так носятся? Что-то происходит ведь НЕ то с ними, НЕ то с ней… Побегав со всеми вместе под кружащимся снегом, покатав снежные комья для снеговика, она почувствовала, что как-то холодновато стало, и вернулась в класс. И там, уже из школьного окна стала наблюдать, как все пытаются создать снеговика, а он почему-то кривым получается. И ещё  в весёлой суете она слышала, как все декламируют стихотворение про какую-то НЕлепицу.

Снеговик - НЕлепица   

Снеговик не лепится,
Калачом – спина.
НЕвидаль- НЕлепица
Встряла у окна.

От ступней и до макушки
Не узнать снеговика:
Все забытые игрушки
Налепились на бока:
И совки, и погремушки,
И капот грузовика.

Весь согнулся калачом.
То ли сбегать за врачом?

- Нет, НЕ надо!
- Нет, НЕ надо!
 - Нет, НЕ надо за врачом!
НЕвидаль смахнём с ограды –
Заново лепить начнём!

- Уходи, частица «НЕ»!
Не вертись в моём окне!
Кто сказал «НЕлепица»?!
Снег отлично лепится!

«НЕ» ушла. И в тот же миг
Распрямился снеговик!


      Лее показалось, что как будто всё это из-за неё происходило. Пока у окна стояла, снеговик кривым получался. Стоило отойти – выпрямился…
     Девочка демонстративно села на подоконник. Она же по-прежнему не понимала того, как её внешний вид не соответствует тому,  что она сама из себя представляла. В голове всё время крутились похожие по произношению, но совершенно разные по значению слова: НЕлепица и НЕ лепится». А уже прозвенел первый предупредительный  звонок. Раскрасневшиеся ребята вбежали в класс. Окно распахнулось от сквозняка, и Лею сдуло ветром.


5. Отрицательная шляпа

     Ветер занёс Лейку в школьный сад, который почему-то был совсем летним, хотя во дворе только что шёл снег… Сказочно тёплый ветер покружил её над бугристой карельской берёзой и аккуратно посадил на ветку рядом с каким-то надувным дракончиком. Наверное, у кого-то из детей игрушку сюда занесло, подумала Лейка. Вот и остался кусочек сказки один на дереве. Но оказалось, что не один. Кусочек сказки вдруг расширился. Внизу, под деревом, тоже творилось что-то ВОВСЕ НЕ понятное. Какая-то мусорная куча хвасталась своей шляпой.

     - Это ДАЛЕКО НЕ лучшая шляпа из тех, что я видела! – фыркнула  со своей высоты частица «НЕ», глядя на то, как мусорная Куча под берёзой приподняла шляпу и закружилась. В сказочном пространстве она так и выглядела: не девочкой, а частицей «НЕ».
    - Значит, ты видела ОТНЮДЬ НЕ лучшие экспонаты шляп, - не обращая на неё внимания, сердито  пошевелила  ушами из пластиковых стаканчиков мусорная Куча.  – Эту носил сам король Людовик 14! А теперь вот она мне досталась по наследству! Артефакт! И  на моей голове! Королевская!
    -  И ВОВСЕ НЕ королевская! - высунулась из-под шляпы голова крота. Вернее, не сама голова, а только её нос. – И ВОВСЕ НЕ весёлая история у  этой шляпы. Кстати, она НЕ на твоей голове, а на моей! И вообще, это заносчивая Шляпа, потому что её всё время куда-нибудь заносит… И все, кто её носил, совсем заносили…
     Не пережив такого внезапного разоблачения, Куча выхватила из своего  кармана устаревший «айфон» - 4 и кинулась мотать круги вокруг берёзы, всем своим видом показывая, что сейчас ей надо сделать важный звонок. Сразу было видно, что у Кучи лопнуло терпение.
      - Это ДАЛЕКО НЕ пустая забава! – прижимая трубку к уху из пластикового стаканчика и оглядывая чехарду собравшихся, бросала на бегу Куча. – Мне надо срочно позвонить! Ало! Ало! – кричала она в трубку какому-то Мухомору, - сообщаю вам, что моя командировка на свалку отменяется!
     - Разве тебе предстояла ДАЛЕКО НЕ любопытная командировка? – возмутился свалившийся с берёзы Дракончик. Это частица «НЕ» не заметила, как ненароком  сковырнула его своим НЕсуразным крылом с корявого сучка, на котором отдыхающий Дракончик мирно сосал клубничный «чупа-чупс».
     - ВОВСЕ НЕ любопытная командировка! – уставившись в драконью пасть, испуганно произнесла Куча. – Кажется, я спалилась!
     Конечно, и мусорная Куча, и Крот, и  заносчивая Шляпа ожидали, что Дракончик сейчас дохнёт на них огненным залпом, и тогда – всем конец!... НО…
       Дракончик вручил Куче  свой клубничный «чупа-чупс» и вежливо заверил всех:
      - НЕ бойтесь!  Я ВОВСЕ НЕ огнеопасный!
      -СОВСЕМ НЕогнеопасный! – подтвердила шляпа, прыгнув Дракончику на голову.
     - АБСОЛЮТНО НЕогнепасный! – подтвердила Шляпа, перепрыгнув с головы Крота на голову Дракончика.
    - Да, да, теперь я вижу, что этот экспонат СОВЕРШЕННО НЕогнепасный! – согласительно кивнула Куча.

 Лейка раскачивалась на берёзовом сучке и никак не могла понять, почему отрицательное место вдруг превратилась в  согласительное. Такого правила они ещё не изучали.
     - Значит, я ещё НЕ всё знаю, - сама себе удивилась Лейка и стала наблюдать дальше за этой НЕвероятной картиной.
     - Что за отрицательное место у вас тут! – воскликнул Дракончик.
   - И ВОВСЕ НЕ отрицательное! – подпрыгнула Куча.
    - СОВСЕМ НЕотрицательное! – устало кивнула шляпа. – АБСОЛЮТНО НЕотрицательное!
      Крот, который, похоже, был писателем, взобрался на высокий пень и попросил Дракончика наклонить голову. Потом, достав карандаш, он стал писать на полях шляпы, сопровождая написанное вразумительными пояснениями:
     - Отрицание: ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ! Здесь частица НЕ со всеми отдельно. А вот  степень качества! Соглашение, подтверждение степени качества: СОВСЕМ НЕопасный, АБСОЛЮТНО НЕопасный, СОВЕРШЕННО НЕопасный.
      - И это всё про меня! Моя характеристика! – довольно разулыбался Дракончик, вернув писателю-Кроту шляпу  с исписанными полями, и почтительно обратился к его голове: - а теперь, господин писатель, прочтите Ваше собственное произведение! Нам интересно узнать, что Вы пишите!
   Польщённый вниманием, Крот достал из кармана безрукавки листок и начал читать ДАЛЕКО НЕ обычное произведение.
(рассказ крота (Маша)
   
- Это ДАЛЕКО НЕ отрицательный рассказ!  - вдруг подпрыгнула на берёзе Лейка-Грамматейка в образе частицы НЕ.
   - СОВСЕМ НЕотрицательный, согласно кивнула заносчивая Шляпа и задумчиво  произнесла: - Но, кажется , я опять что-то прошляпила… То есть пропустила  какую-то очень важную мысль…
   -ДАЛЕКО НЕ важную! – опустил голову Крот, всем видом показывая, что и к своему произведению относится самокритично.
    - АБСОЛЮТНО НЕважную, - подчёркивая степень качества самой НЕважности, согласительно кивнула Шляпа. – Подумаешь, какой-то ластик! Какая-то стирательная резинка в лесу заблудилась! Но, кажется, я всё равно что-то прошляпила… - сказала так и подозрительно посмотрела на непонятно свисающую с берёзы конструкцию.
    Мусорная Куча тоже изогнулась,  чтобы лучше разглядеть, кто там сказал: «Это ДАЛЕКО НЕ отрицательный рассказ!». Она даже очки солнечные надела, чтобы крылышки Нелепицы не отсвечивали. Рассмотрев частицу «НЕ», фыркнула:
 – А эта Несуразица с крылышками ещё и разговаривает! Такого артефакта я ещё не видела…

   На какое-то время сказочная картина прервалась реальным голосом Альбины Павлиновны:
    - Ребята, вот сейчас вы смотрите мультфильм про написание частицы «НЕ».. Почему в одних случаях в выделенных словах «НЕ» пишется отдельно, а с другими выделенными словами - вместе?
    - В сочетаниях ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ – частица «НЕ» пишется отдельно, потому что здесь подчёркивается явное отрицание!
      Лея сразу узнала голос Димки Кудимова. И ей странно было, когда это он успел всё выучить?
    - Правильно сформулировал, - похвалила его Альбина Павлиновна. И тут же задала следующий вопрос:
     - А почему тогда, где есть слова «совсем, абсолютно, совершенно» - «НЕ»  с полными прилагательными пишется вместе? Кто сформулирует ответ?
    И снова раздался голос Димки:
   - Слова СОВСЕМ, АБСОЛЮТНО, СОВЕРШЕННО подчёркивают степень качества, например, «НЕИНТЕРЕСНОСТИ». СОВСЕМ НЕинтересный.

     - Верно, - согласилась Альбина Павлиновна и снова  включила проекцию мультфильма на полотне классного экрана. – А теперь досмотрим мультфильм и тем самым закрепим тему.

6. Продолжение у мультяшной кучи

   В голове Леи мультяшным повтором прозвучали слова мусорной Кучи в её собственный адрес:
       – А эта Несуразица с крылышками ещё и разговаривает! Такого артефакта я ещё не видела…
        … Если не понимаешь, во что ты сам превратился, трудно представить, как на тебя смотрят другие. Вот и Лея Грамматейкина до сих пор не представляла, как она выглядит в глазах окружающих. Себя-то она по-прежнему чувствовала в образе девочки, а не какой-то там несуразной частицы «НЕ». И, конечно, её особенно возмущало, что какая-то мусорная Куча посмела ей перечить и несуразицей обзывать. Да ещё и какой-то Крот, прикинувшийся писателем, набивает себе цену. А уж исписанная им Шляпа, возомнившая себя ценным артефактом – вообще нонсенс!
    Глядя на происходящее под берёзой, Лея думала, что это её глупые одноклассники превратились в конкретные глупости. Вот Шляпа – это завистница Манка. Сама на уроке прошляпит всё, что учительница объясняет, а потом ей, Лее, завидует: откуда, мол, Лея всё знает, а она – не всё?! Так слушать же надо внимательно! Крот-писатель – это, конечно, Димка недотёпа, недоучка. Всё знаки внимания ей, Лее, оказывает, стихи писать пытается. А стихи-то с ошибками! Как ей такие признания с ошибками могут понравиться?! Например: «Я нЕкогда тебя не забуду….» Трудно что ли запомнить, что «НЕ» с местоимениями пишется только под ударением. А без ударения – «и». А тут перед ней грамотность свою демонстрирует. Наверно, незаметно в свой «айфон» подглядывает….
      Лея снова внимательно осмотрела собравшихся под берёзой и подумала, а что же тогда означает мусорная Куча? И тут же  нашла ответ: «Куча – это весь её класс, наполненный недоучками и недотёпами!» А Дракончик тогда кто? И снова сообразила: «А Дракончиком прикинулась учительница Альбина Павлиновна! Непонятно только, зачем они перед ней весь этот спектакль разыгрывают? Наверное, им всем не нравится, что она – самая лучшая и самая грамотная…
      Наверное, она сказала эти свои мысли вслух, потому что шляпа запрыгала на голове  крота и, будто погрозив Лейке своими бутафорными ленточками и перьями, вызывающе возразила:
 - Ты  - ДАЛЕКО НЕ лучшая!
 - И ВОВСЕ НЕ грамотная, - поддержал шляпу Дракончик, - потому что ДАЛЕКО НЕ воспитанная!
  - СОВСЕМ НЕвоспитанная! – поддакнула Куча и предложила своему окружению: – Давайте её воспитаем!
    - Давайте! – согласился Дракончик. – Сейчас я подлечу и смахну эту каракатицу-нелепицу с ветки.
     - А я её зарою! – довольно подпрыгнула Куча.
     - А я её прихлопну! – закуражилась Шляпа.
     Только Крот-писатель ничего не сказал. Он продолжал читать теперь уже  свои поэтические вирши. А все остальные  уже собрались выполнять план своих действий. Но только они двинулись выполнять, как на счастье Лейки Грамматейки у мусорной Кучи вдруг зазвонил мобильник.
    – Ало, ало! – закричала в трубку Куча. – Да, да. Я согласна отправиться в наречную командировку!
     Тут только Лейка заметила, что неподалёку от бугристой карельской  берёзы течёт речка. И едва она взмахнула руками, как почему-то сразу оказалась на неопределённом берегу этой очень разговорчивой речки с отрицательными  островками посреди  быстрого течения.  Берег у речки был Неопределённым, потому что непонятно, где начинался, а где заканчивался.

7. Маня-Манка решила действовать

… Увидев, как частица «НЕ» вылетела в окно, Дима Кудимов понял, что уже не сможет спокойно сидеть на   следующем уроке. Вдруг с Лейкой что-нибудь случится?! Надо проследить, надо на всякий случай быть, если не рядом, то хотя бы где-нибудь поблизости. И, пока не прозвенел звонок на урок, он стремглав выскочил из класса и побежал к воротам школьного сада. Ведь именно туда вылетела частица «НЕ».
    - Куда ты? – окликнула его  Альбина Павлиновна.  – У нас сейчас  будет интересная встреча с замечательной поэтессой…
    Но Дима Кудимов ничего не ответил и только ещё быстрее побежал по коридору к главному выходу.
   Маня Кашина, которую из-за говорящей фамилии в классе все звали по-простому - Манка, выскочила следом за Димкой. Ей очень хотелось, чтобы Димка не встретился с  этой превратившейся не понятно во что, Лейкой. Ей самой Димка очень нравился. Но ему почему-то нравилась эта выскочка Лейка. Догоняя Димку, Маня-Манка думала, что надо обязательно воспользоваться моментом. Сейчас или никогда! Ей очень хотелось, чтобы Лейка так на всю жизнь и осталась частицей «НЕ» и никогда больше не превращалась в девочку. А Димка вдруг найдёт её, вдруг отыщет какие-нибудь необыкновенные слова, и тогда эта задавака Лейка-Грамматейка снова захватит всё его внимание, и Манке останется только тихо вздыхать и смотреть на него, как можно незаметнее…
   Коридорный шкаф на пути зачем-то преградил ей дорогу, попытался  захлопнуть и не пустить. И захлопнул даже. Но тут, на её счастье, директор позвала рабочих и попросила отодвинуть этот вставший посреди коридора шкаф. Шкаф недовольно скрипнул, но всё же распахнул дверцы и выпустил Манку бежать дальше.
     Альбина Павлиновна всю перемену сидела в классе за учительским столом и читала  сказочные сочинения своих учеников. Сочинения были на тему правописания частицы «НЕ». Конечно, она хоть и смотрела в тетрадки, но видела и всё происходящее вокруг. Заметила она и то, как превращённую в частицу «НЕ» Лею Грамматейкину ветер сдул с подоконника и унёс в школьный сад. Обратила внимание и на то, как  заволновался Дима Кудимов, выскочив из класса. И то, как следом за Димой выбежала из класса Маня Кашина, тоже не проскользнуло мимо её взгляда из-под очков.
     - Исправительный процесс начинается, - улыбнулась она перелистанной тетрадной странице и незаметно нажала волшебную кнопочку своего «айфона». Эта кнопочка позволяла ей не только превращать и превращаться, но также одновременно находиться в двух местах. Она могла вести урок в образе обычной учительницы и в то же время находиться в каком-то созданном ею же сказочном пространстве. Для всех Альбина Павлиновна прямо со звонком приступила к уроку литературы, а с помощью чудесной опции в  «айфоне» уже поменяла образ…
    
8. Под присмотром белой совушки

     Сад был невероятно большим. Совсем не таким, каким Димка видел его раньше. И почему-то в нём во всю разгуливало лето. Лесные деревья смешивались с садовыми. Белки на соснах перебрасывались шишками. На яблонях  расцветали и тут же наливались спелостью плоды « белого налива» и «золотого ранета». Прежде Димка не удержался бы, чтоб не протянуть руку и не сорвать сочное яблоко. Но сейчас ему было не до этого. Он всё запрокидывал голову, пытаясь разглядеть, где там в ветвях деревьев скрывается от всех частица «НЕ». Он даже не подумал о том, как нелепо может выглядеть его вопрос, который задал сейчас встреченному садовнику:
      - Вы случайно не видели, на каком дереве сидит частица «НЕ»?
    - Совсем заучился, парень! – покрутил у виска садовник. – Уже частицы «НЕ» у него по деревьям прыгают…
     - Это не просто частица, это девочка такая…- попытался объяснить Димка, - она из-за меня превратилась…
     - Да тебе не девочка нужна, а  «скорая помощь», - покачал головой садовник и стал хлопать себя по карманам жилетки. Наверно, мобильник искал.
      - Больной он! Больной умопомрачением! – закричала подбежавшая к ним Манка. У неё уже мгновенный план созрел. Вот садовник вызовет «скорую», Димку поместят в больницу, и она всё время будет его навещать. И будет сидеть рядом и носить ему лакомства… И как человек воспитанный он не сможет ей нагрубить, не сможет прогнать… А потом, глядишь, и привыкнет… И про эту Лейку-Грамматейку забудет совсем.
       - Да где же он? -  с недоумением ощупывал свои карманы садовник, - ведь только что был…
     Садовник вроде что-то нащупал во внутреннем кармане жилетки, но тут, откуда ни возьмись, закружилась над ними странного вида совушка.
    - Я же только что его нашёл! – воскликнул удивлённый садовник. – Вот только что был этот мобильник здесь… Был… и делся куда-то…
     Совушка поухала и села на сосну рядом с белками.
     Димка не стал дожидаться того, что может произойти дальше, и бросился в глубину сада. Манка – за ним. Совушка по ходу их движения перелетала с сосенки на яблоньку, с яблоньки на берёзку. Но ни Манка, ни Димка её не замечали.
    Димка даже не обратил внимания на то, что Маня Кашина зачем-то бежала за ним и бежит до сих пор. Не обратил внимания на то, что это девчонка чуть было не сдала его с потрохами первому встречному. А Манка, в свою очередь думала, что надо остановить этого Димку во что бы то ни стало. И она сделала рывок, забежав вперёд, и незаметно  поставила ему подножку. Выглядело это так, будто он сам нечаянно об неё споткнулся. Димка упал, и Манка для виду тоже упала.
     - Зачем ты за мной бегаешь? – едва дыша, спросил её Димка.
    - За тем же, зачем и ты бегаешь! – стала хитрить Манка. – Частицу «НЕ» ищу. Вдруг с ней что-нибудь случится! Дятел может в темечко клюнуть… Ястреб какой-нибудь за пятку схватит и унесёт… Переживаю ведь за неё! Она же моя подружка всё-таки!
     Аргумент показался Димке вполне убедительным, по-человечески понятным, и он, конечно, не почувствовал в словах одноклассницы никакого подвоха.
      А Манка, вытирая поцарапанные коленки, соображала, как выспросить у Димки план его действий. Ведь, если она узнает, как Димка собирается эту  Лейку спасти, то запросто может  помешать его плану осуществиться. Поднимаясь с земли и придавая своему голосу как можно больше сочувственных ноток, Манка заглянула ему в глаза с деланной тревогой:
     - Разве ты знаешь, что можно сделать, чтобы частицу «НЕ» снова превратить в Лею Грамматейкину?
   Димка, правда, пока не знал и поэтому честно признался:
   - Пока думаю. Но у меня такое предчувствие, что если буду рядом с ней, то с ней ничего плохого не случится.
    - Ты хочешь сказать, что из-за своего вредного характера, Лейка может попасть в какую-нибудь опасную ситуацию? – сдувая с его головы пёрышко совы, с деланным беспокойством спросила Маня-Манка.
    - И вовсе у неё не вредный характер! – аккуратно отстраняя от себя приближающееся лицо Манки, ответил Димка. – Просто много знающему человеку очень трудно жить в стране незнаек.
     - Это мы все, по-твоему, незнайки? – уже не скрывая возмущения, вспыхнула Манка. Вспыхнула и тут же себя остановила. Спохватилась, что чуть не выдала своё настоящее настроение.
    Но Димка уже успел насторожиться. Он посмотрел на неё внимательно, как никогда не смотрел раньше. И было в его взгляде что-то такое недоверительное:
    -  А разве не из-за наших незнаний Лея превратилась в собственное отрицание?
     Неизвестно, чем бы закончилось это выяснение истины, но тут об скамейку громко шлёпнулось спелое яблоко «золотого ранета».
     - Это вам, деточки, яблонька подарок скинула, - неожиданно произнесла сидящая на скамейке старушка в какой-то крылатой шали.
     Хотя странно, только что рядом с ними не было ни этой скамейки, ни сидящей на ней старушки. Отложив вязанье, старушка протянула им яблоко и спросила:
     - Значит, вы оба хотите помочь своей подружке? Я правильно поняла ваш разговор?
      - Да! – первой отозвалась Манка.
      Яблоко тут же исчезло с её ладони, зачем-то вернувшись на своё прежнее место – свисающую над скамейкой ветвь…
     - Да! – воскликнул Димка. И яблоко прыгнуло ему в ладонь.
     - Ну, если так, - загадочно произнесла старушка, - мне хотелось бы узнать, кто из вас готов пожертвовать собой ради её спасения?
    - А? – переспросила Манка, сделав вид, что не расслышала вопроса.
    - Я! – воскликнул Димка.
    - Ну, тогда подскажу вам… Надо к речке идти. Там сейчас происходит нечто невероятное… И ваша подружка, кажется, в опасности…
Внутри Манки от этих слов всё затрепетало от радости. Она тут же сообразила, что надо не помешать свершиться опасности, которая грозит Лее Грамматейкиной.
       А Димка уже бросился бежать в том направлении, куда указала старушка. Хотя прежде никакой речки в этом школьном саду не было. Но он об этом не думал. Как не думал и о том, почему в школьном саду лето, когда вокруг зима… Едва поспевая за Димкой, Маня-Манка изо всех сил напрягала мозги: что бы такое придумать, чтобы Димка  не добежал до речки. И пусть там само по себе происходит то, что должно произойти. Пусть там рыбы пираньи растащат частицу «НЕ» по кусочкам. Или пусть там объявится какая-нибудь хищная акула, которая проглотит частицу «НЕ» со всеми её потрохами. Проглотит и не подавится! А ещё лучше, чтобы Димка по дороге к этой речке в какую-нибудь канаву попал и сломал себе ногу… И оказался в больнице… А уж она в больнице всё время бы навещала его и навещала…
   Вдруг, к её радости, Димка вскрикнул. Он и в самом деле запнулся о корневище сосны. Но тут неожиданным вихрем белая сова рядом  пролетела…

9. Доказательства наречного бобра


     Оказавшись на неопределённом берегу речки , Лейка по-прежнему ощущала себя девочкой и по-прежнему не догадывалась, как она выглядит на самом деле. Берег речки был устлан цветущим вереском. В вереске волнами гулял ветер, и гудели шмели. Пройдя вересковые поляны, Лейка оказалась среди множества тальниковых прутиков. Они, как живые, раскачивались в пребрежной воде и будто о чём-то перешёптывались. Из крохотной лужицы, оставленной набежавшей и быстро отхлынувшей волной, на неё смотрела какая-то странного вида барахтающаяся конструкция.
     - НИгде такую НЕлепицу НЕ видела, - склонившись над лужицей, сказала раздувшаяся от удивления прямо на глазах выросшая лесная Мышь.
     - А тебе и НЕгде было со всякими НЕлепицами встречаться! – резким тембром в голосе сказала жёлтая госпожа Лягуха с разделяющей чёрной полосой на спине. Будто две половины спины совершенно разные и требуют отдельного к себе отношения.
    - Всё равно, - не унималась склонившаяся над лужей  лесная Мышь, - НИкогда не встречалась с такой абстракцией!
    - А тебе и НЕкогда было хоть с кем-то встречаться! – отпарировала Лягуха, по-разному передёргивая разделёнными половинками своей спины. – Ты только с  собой всегда и встречаешься и  НЕ ходишь НИкуда.
   - А мне и НЕкуда здесь ходить, -  огибая лужу, сказала лесная Мышь. – ведь дальше этих тальниковых зарослей НИчего и нет.
   - Ну, если НИчего нет, то НЕчего об этом и думать! – фыркнула госпожа Лягуха, окружая себя неопределённым ожерельем из пузырей.
   Пока Лейка соображала, что здесь происходит, раздался треск ломающихся прутьев, и НЕчто похожее на кудрявого Бобра грозно произнесло:
   - НИчто не должно засорять наше наречное пространство своими местоимениями!
   - И где же здесь местоимения? – заслонив собою госпожу Лягуху, важно выступил вперёд бородавчатый Жаб. – Им здесь НЕоткуда взяться, вот они НИоткуда и не появились.
    - Да я только что сам слышал! – затряс кудрявой шерстью Бобёр.
    - И мы, и мы слышали! – стали подквакивать ему выскакивающие из кудрявых брызг мелкие лягушата.
   - Наверное, раньше, госпожа Лягуха в кудрявость Бобра свою икру метала, - глядя на это представление, отметила про себя Лейка. - И столько наметала, что легион непослушных лягушат из икринок выикрился…
    -  У меня есть доказательства! Я ваших инородцев на диктофон записывал. Они по разным  концам  нашего неопределённого наречного берега свои местоименные песенки распевают. Вот слушайте.
   Кудрявый Бобёр  снял свою полицейскую кепи, вынул оттуда  диктофон и включил его на всю громкость. Из диктофона в самом деле полилась местоимённая песенка:
НЕкто прыгнул в глубину,
Как НИкто, пошёл ко дну.
Эти НЕкто и НИкто
Тонут в тятином пальто.
НИкому зла не пророчь –
Будет НЕкому помочь!
НИкого не надо злить,
Если НЕкого любить!
НЕчего смотреть нам в рот!
НИчего не знает Крот!

    - Сами слышали, - выключив доказательный диктофон, грозно посмотрел на всех кудрявый полицейский Бобёр. – Между берегом местоименным и берегом наречным нет НИчего общего!

10.  Частица «НЕ» заспорила и поплатилась…

     Наверное, если бы не Лейкин вечно выскакивающий из неё характер, то всё  на неопределённом наречном берегу без неё бы и обошлось.  Вернее, лицо берега постоянно менялось: оно выглядело то Неопределённо, то отрицательно. Всё зависело оттого, как накатывала и откатывала волна. Лейка, может быть, и не вмешивалась бы в этот спор вокруг лужицы, в которой шевелилась неопределённого вида каракатица, но ведь кудрявый полицейский Бобёр был НЕ прав, утверждая что между местоимениями и наречиями нет ничего общего.
   - У них общие ударения! – выкрикнула Лейка и в скоростном режиме стала объяснять правило. – В отрицательных и неопределённых наречиях, так же, как и в местоимениях, под ударением пишется «Е», а без ударения – «И»! Когда «Е» под ударением, местоимения и наречия одинаково становятся неопределёнными! А когда без ударения – одинаково становятся отрицательными! Вот сравните – НЕкто и НИкто! НЕгде и Нигде! – И в знак утверждения она бросила в лужу камешек.
   Полицейский кудрявый Бобёр, важный Жаб с тростью, лесная Мышь и госпожа Лягуха одновременно оторвали взгляд от разболтавшейся в лужице воды и взглянули вверх.
    - Каракатица-НЕлепица выпрыгнула! – в ужасе запищала лесная Мышь.
    - И всю нашу лужу разболтала, теперь ей НЕгде будет сидеть! –распузырилась госпожа Лягуха.
     - Ну, пусть НИгде и не сидит! – пошерудил тростью в луже важный Жаб.
     - Ей НЕоткуда было здесь взяться…И она НИоткуда не взялась… - стал рассудительно размышлять кудрявый Бобёр. – Похоже, что эту каракатицу Нелепицу выплюнула нам лужа… Выплюнула и высохла.
       Лейка попробовала взглянуть на каракатицу-Нелепицу в луже, но ничего не увидела, потому как лужа и впрямь в одно мгновение испарилась. Вот так просто – взяла и высохла! А тем временем кудрявый Бобёр, взмахнув лапой, крикнул своему окружению:
     - Давайте поломаем эту каракатицу, Нелепицу-Несуразицу! – крикнул так и стал грозно надвигаться на  Лейку. И лесная Мышь вдруг стала такой огромной… И Жаб-джентельмен рядом  со своей госпожой Лягухой раздулся… И все они с воинствующим видом стали надвигаться на Лейку.
    - Хватайте её за правый костыль, а я буду левый выламывать! – приближаясь, всё свирепее раздавал распоряжения Бобёр. – И тащите её к реке! Там её доламывать будем и обломки по течению пустим!
      И все уже вцепились в неё, кто зубами, кто когтями. И Лейка сама уже была не рада, что там, где не надо, со своими знаниями выскочила. Нет бы ещё какое-то важное правило вспомнить, чтобы всех этих чудовищ немедленно остановить… Но к удивлению самой Лейки, почему-то никакие правила ей не вспоминались. «Значит, бывают такие ситуации, - подумала девочка, - когда знаешь, а не вспомнишь в нужную минуту…» И она вдруг представила, как обидела Димку за то, что он не мог во время вспомнить правило про частицу «НЕ»… К тому же болел и пропустил много уроков. Вообще  момент своего невспоминания очень тяжело переживается … И она ещё раз оглядела волокущих её чудовищ. И ей было не столько больно, сколько обидно за унизительное прозвище – каракатица-НЕлепица-Несуразица. И вспомнила, как сама не жалела прозвищ для своих плохо знающих урок одноклассников…
     - Кажется, это конец… - вздохнула она, услышав прощальное гудение шмеля в  волнах вересковых зарослей и печальный шёпот в дебрях тальникового леса…  И ещё ей подумалось, что это не всё вокруг так выросло, а это она стала почему-то совсем маленькой… Хотела погладить на прощание свою голову, но почему-то не ощутила её… Вернее, не нашла  свою голову на своём прежнем месте… Почувствовала, что с ней случилось что-то неладное, но  только это неладное не успела осмыслить. Река уже совсем близко под ней гремела бьющимися о камень свирепыми волнами.
   - Бросай её! Раскачивай и бросай! – скомандовал полицейский Бобёр. – Речка сама эту каракатицу доломает! И Лейка уже реально почувствовала как её раскачивают и подбрасывают вверх. Но в это время  откуда-то с шумом промчалась мимо них белая сова. И Лейка оказалась не в быстром течении реки, а просто зависла в воздухе прямо над содружеством тальниковых прутиков.
    - Сбивай её камнями! – скомандовал Бобёр. И все бросились искать подходящие камни… И вот уже первый, увесистый, полетел в неё, сбивая кружащегося рядом шмеля…
     - Хоть бы одно подходящее правило вспомнить… Хоть бы одно спасительное правило… - шептала Лейка, а  навстречу её шёпоту со скоростью света нёсся уже следующий камень…

11. Чудовище из брезентовой сумки

    … Димка сам не понял, как это он за корень сосны споткнулся… Будто чей-то взгляд сзади  отвлекающее сверлил ему спину.
     - Ой, тебе больно! – перебив его мысли, кинулась дёргать его за ногу Манка, - ты, наверное, ногу сломал! Вот беда! Сейчас «скорую помощь» тебе сюда вызову. Нельзя дальше идти! Куда тебе идти со сломанной ногой – с притворным сочувствием тараторила Манка.
 Димка попробовал подняться, но Манка упорно хватала его за плечи и прижимала к земле.:
    - Тебе нельзя сейчас вставать! Вдруг это скрытый перелом, и ты на всю жизнь останешься калекой!
    - Пусть останусь калекой, - упрямо буркнул Димка, - зато Лейку успею спасти!
   - Да она о тебе даже не думает! – горячо зашептала  Манка, - да не нужен ты  ей вовсе!


     Тут Димка посмотрел себе под ноги и увидел, что споткнулся он вовсе не о корень сосны. Хотя корень тоже был под ногами, но рядом с ним лежала какая-то брезентовая сумка. Сумка беспокойно шевелилась и даже пыталась подпрыгивать. На какое-то мгновение зрелище с прыгающей сумкой отпугнуло Манку. Чем-то очень знакомым показалась… И она отстала от Димкиной, якобы, сломанной ноги.
   - Чёрная магия! – завопила Манка, когда из сумки высунулась  лохматая голова. В этой лохматости ей тоже что-то знакомое почудилось. Но разбираться-то некогда было: что именно. К тому же в такой ситуации… Завопила она, что есть мочи, и сразу же бросилась бежать подальше. Что будет с Димкой, её уже не волновало. Самой  бы спастись!

     - Все они такие, завистники-ненавистники, и любовь их мелкая, как жареные семечки, - проворчала высунувшаяся из сумки голова львёнка. – Со мной вот тоже девочка одна играла-играла, когда я величиной с котёнка был, Всё приговаривала: «Ой, хорошенький мой… Ой, любименький…» А как подрос чуть-чуть, так стала себя накручивать, что однажды я её порву. И  папеньке своему стала про меня всякие страхи нашёптывать. Мол, агрессивный я стал… представляю опасность для семьи… И вместе с папочкой повезли меня в лес. До леса не доехали: её папенька опаздывал куда-то… И прямо через забор школьного сада сумку со мной на дерево забросил. А я в сумке ворочался, ворочался и вниз упал… Как хорошо, что ты о мою сумку споткнулся!
     Димка слушал его и, растирая ушибленную ногу, хмурился.
     - Вот бывают же люди! – вздохнул он сердито, поднимаясь на ноги и забрасывая через плечо сумку со львёнком. – Мне сейчас одну девочку спасать надо, - сообщил он на бегу  высовывающемуся из сумки львёнку. – Поэтому не ворочайся, ладно! А то у меня так скорость снижается. А с девочкой несчастье может произойти, и я её спасти не успею….
    - А она тебе очень нравится? – снова спросил его Львёнок.
    - НЕсомненно нравится! Но ты посиди тихо, пожалуйста! Кстати, как тебя зовут?
    - Да Леонтием меня бывшая хозяйка называла… А я так привязался к ней… А я так к ней привык…
    - Ты и сейчас её любишь? - не сбавляя скорость, расспрашивал Димка затаившегося в сумке львёнка Леонтия.
    - Да, - печально послышалось из сумки за спиной.
    - Несмотря на то, что она с тобой сделала?
   - Да, - ещё печальнее вздохнул львёнок. – Сила привычки.
   - И ты простил бы её, когда бы она за тобой вернулась?
   - Ну, если бы осознала свой поступок, то  я бы её НЕсомненно простил.
   - Мы с тобой в чём-то похожи, - признался Димка львёнку Леонтию. – Меня Лея тоже сильно обидела, И я, может быть, потом  разговаривать с ней не буду, пока не извинится… Но сейчас ей грозит опасность. А что значит пустяковая обида по сравнению с тем, что  симпатичный тебе обидчик может лишиться жизни.
      Так они бежали и говорили. Вернее, бежал только Димка, а Львёнок болтался в брезентовой сумке за его спиной. Львёнок и тому был рад, что хоть случайно запнувшийся о него мальчик, его не оставил валяться в сумке на дороге. Мимо мелькали яблони, берёзы, ели… Белки игриво швыряли в бегущих шишками. Они хоть и не понимали, почему бегущий мальчик и торчащая из его сумки чья-то лохматая голова не принимают их приглашения поиграть, но не обижались. Ведь даже белки способны догадаться, что у каждого могут быть свои неотложные дела.
      Внезапно сад оборвался. Пошли вересковые поляны, а за ними -  тальниковые заросли. Дорогу к речке преградило стадо молодых кабанчиков. Они бешено плясали под какую-то дикую музыку, рвущуюся из транзистора на лишайном валуне.
     Димка остановился, скинул сумку со львёнком. Оценивающе окинул взглядом кабанью молодёжь. Одному, точно, не разогнать.
   - Ну, вот, Леонтий, прибыли, называется, - сказал он, расстёгивая до конца молнию на сумке. – Мне одному с таким стадом дикарей не справиться, пожалуй…
    - А я на что! – распрямил плечи львёнок. Выбравшись из сумки, он всем своим видом показывал, что не такой уж маленький, и львиная сила уже играет в его когтистых лапах.
     Вот тут и услышал Димка, как у самого берега кто-то кричит: «Бросай её в реку!» А потом увидел, как частица «НЕ» зависла на тальниковом прутике. И ещё увидел, как летит в неё камень.
    - Леонтий,- крикнул Димка львёнку, - они мою Лейку камнями сбивают!
   Львёнок тряхнул гривой, оголил клыки и, как волнорез, понёсся сквозь кабанье стадо. А Димка – за ним. Кабанчики от неожиданности разбежались. Никаких львов в этих краях они, отродясь, не видели. И, наверное, поэтому один вид Леонтия их круто перепугал. Во всяком случае, разбежались они далеко. При виде львёнка кудрявый Бобёр с карательной  свитой тоже разбежались.
     - Ну, и где же твоя девочка? – удивлённо спросил Леонтий, оглядываясь по сторонам.
    Вот тут-то Димка и задумался, как объяснить Львёнку, что болтающаяся на тальниковом прутике частица «НЕ» в синей монтано – это и есть Лея Грамматейкина. Ведь несведущему, пусть даже и очень умному существу, и очень доброму, такое превращение девочки в частицу «НЕ» понять вовсе не легко будет.

12. Мистер Кляксер отказывается

    … Белая совушка с шумом вылетела из ветвей бугристой карельской берёзы,  за стволом которой пряталась перепуганная девочка Маня Кашина, которую в классе все звали по-простому -  Манка.  Сумка казалась ей особенно страшной ещё  и тем, что напоминала что-то знакомое. Только в размерах как-то очень увеличилась… Бывают ведь ситуации, когда память отшибает…
    Отбежав подальше от странной сумки с подозрительно торчащей из неё  лохматостью, девочка вдруг спохватилась, что на урок литературы сегодня Альбина Павлиновна пригласила знаменитую поэтессу  Однажды Когдатовну, и надо бы хоть на конец урока успеть. Сломя голову, она понеслась обратно к  школе. Где-то внутри неё шевельнулся кусочек совести:
     - А как же ты друга одного оставила? А что, если  он и впрямь сломал ногу и лежит теперь там, на тропинке, один, и страшное существо из  сумки сейчас с ним расправится?
      Но зашевелившийся кусочек совести девочка быстро в себе подавила:
     - Димке пусть кто-нибудь другой поможет. А я и так уже почти половину интересного урока пропустила. Сама поэтесса с оживающими стихами  выступать будет! А она, Манка, с поэтессой не познакомится… А вдруг это знакомство окажется для неё полезным?!.. Словом, нельзя упускать свой шанс!



   В классе творилось что-то невероятное. С не пойми какого классного неба падали хулиганистые лягушки.  Шлёпая лапками по паркету, они гонялись за вечно виноватым барашком. Тот всё время оправдывался и звал на помощь какого-то невидимого Портняжку. А ещё по классу носилась пышнобокая тыква и укоряла барашка в невежливости, утверждая, что она не тыква, а «выква». У доски стояла сама поэтесса в образе девочки по имени Однажды. С короткой стрижкой и в брендовых джинсах.  Однажды Когдатовна пыталась кончиками пальцев удерживать слетающую с лица улыбку.



    И, конечно, в такой весёлой суматохе никто не заметил, как в приоткрытую дверь влетела Маня Кашина. Сначала она тоже погналась было за виноватым барашком, но среди падающих с потолка лягушек ей вдруг Лейка –Грамматейка в своём обычном образе померещилась. Это Маню-Манку не меньше брезентовой сумки с лохматостью напугало. Девочка скорее угомонила эмоции и села на своё место рядом с учительским столом. Альбины Павлиновны за столом не было. Зато рядом с классным журналом лежали книги поэтессы с солнечными обложками. И Манка заметила, как из-под одной обложки стала медленно выползать большая, похожая на  господина в  чёрном плаще, капризно корчащая физиономию клякса.
       Поймав на себе пристальный взгляд Манки, клякса, подобрав полы плаща и поправив цилиндр, важно взмахнула тростью и перепрыгнула с учительского стола на  Манкину парту. Внезапно важным тоном она заговорила:
     - Ты уже заметила, что я НЕ простая клякса, А очень даже загадочная?!
    - Да, СОВСЕМ НЕпростая… - кивнула девочка.
    - И ты, наверно, подумала, что я НЕ хорошая, А плохая? – не унималась клякса.


    - Возможно, ты НЕхорошая… Возможно ты и НЕплохая… - растерянно произнесла Манка.
    - Но ведь ты и не догадываешься, что я НЕ женского рода, А мужского.

    - Тогда ты кто, Клякс что ли? – удивилась Манка.
    - Да, я – мистер Кляксер! Будем знакомы! Хотя, мой дедушка Кляксыч-Пляксыч предупреждал…– запахнув полы чёрного плаща, сказала клякса и, взяв Манку за руку, предложила выйти.
    - Чувствую, что у тебя ко мне есть деловое предложение, - шагая по школьному коридору, шепнул ей на ухо мистер Кляксер.
     - Предложение НЕ деловое, А обычное. Так себе, сущий пустяк! – на ходу соображала Манка. Она соображала,  в чём  это знакомство может  быть для неё особенно выгодным. – Буду весьма признательна, если Вы, мистер Кляксер, накроете своим плащом одну несуразную частицу с отрицательным характером… Накроете и унесёте куда-нибудь насовсем.
      - Предложение НЕ скучное, А очень даже весёлое! – довольно подпрыгнул мистер Кляксер, и они в одно мгновение оказались неподалёку от НЕопределённого берега речки  в странном школьном саду.


     Но вместо того, чтобы скорее подбежать поближе к тальниковой стене у речки, мистер Кляксер вдруг остановился, стряхнул струящиеся из-под цилиндра крупные капли пота и стал уточнять:
     - НЕопределённый берег… Берег НЕопределённый, потому что он НЕ определённый никем?
    - НИКЕМ НЕ определённый, - подтвердила Манка и попыталась поторопить своего спутника. – Но не это сейчас важно. Надо скорее изловить частицу «НЕ» с отрицательным характером, скорее накрыть её плащом и унести куда-нибудь насовсем!
    - Это задание НЕ простое, А сложное и стоит денег… И мой дедушка Кляксыч-Пляксыч предупреждал…
   Мистер Кляксер всё время повторял эту фразу про своего дедушку, который всегда предупреждал… Хотя, о чём предупреждал дедушка, Манка так и не могла понять. Не могла понять, потому что мистер Кляксер, повторяя эту фразу, никогда не объяснял её значение… Вот и сейчас, вместо того, чтобы рассказать Манке, о чём предупреждал его дедушка, мистер Кляксер встал в позу и заявил:
     – Выполнение всякого делового задания стоит денег. У тебя есть сто долларов?
     - Нет… - помотала косичками Манка-Маня.
    - Тогда ты должна будешь заплатить мне своим мобильником! – заявил мистер Кляксер. – Отдашь свой мобильник за выполненную мною работу?
      Манка задумалась. Жить без мобильника в современном мире почти невозможно. А даже если этот мистер Кляксер накроет Лейку-Грамматейку и унесёт её куда-нибудь совсем, то ещё не значит, что из этого «совсем» Лейка снова не выскочит и не вернётся за свою школьную парту… Пусть даже в образе частицы «НЕ»… И Дима Кудимов всё равно будет с ней носиться и стараться делать всё, чтобы она снова превратилась в девочку.
    - Для меня это предложение кажется НЕ заманчивым, А примитивным, - скорчив разочарованную гримасу, заявила Манка.
    - Ты НЕ умная, А глупая, - поменяв  доверительный тон на уничижительный, сказал мистер Кляксер. – Кто тебе за просто так деловое задание выполнять будет? Да и моя сочинительница Однажды Когдатовна посмотрит на меня НЕ одобрительно, А осуждающе. И не нужен мне твой мобильник! И за сто долларов я плохие дела делать не собираюсь! Мой дедушка Кляксыч-Пляксыч предупреждал… Так что я возвращаюсь в свою солнечную книгу, а ты оставайся завистницей-ненавистницей! Я теперь всё про тебя знаю! «Адью»!
      И с этими словами мистер Кляксер наглухо запахнул полы своего чёрного плаща, уменьшился до размера жирной точки и куда-то совсем исчез.
 И Манка осталась одна. Неосуществимый план её несколько расстроил, но в вересковой поляне так сладко гудели шмели,  и так заманчиво журчала где-то за тальниковой стеной говорливая речка, что девочка решила хоть как-то загладить своё невыгодное положение и пойти искупаться.

    С какого-то из отрицательных островков до Манки донёсся вопрос Альбины Павлиновны:
    - Попробуй  из разговора с мистером Кляксером сформулировать правило!
     Это было как будто из другого мира. Но в голове Мани Кашиной мгновенно сложилось определение:
    - Частица «НЕ» со словами всегда пишется отдельно, если есть противительный союз «А»!
    - Молодец! – похвалил её голос Альбины Павлиновны. – Можешь идти дальше!

     Голос уплыл вместе с отрицательными островками, а она пошла по совету учительницы дальше. По дороге к НЕопределённому берегу перед Манкой возникла ещё одна странная картина. Откуда-то взявшийся тушканчик тащил за собой сломанный пылесос на дребезжащих колёсиках.
    - Девочка, помоги! – бросился ей под ноги тушканчик. – Пылесос ко мне привязался и не отвязывается. Зацепил меня проводом и не отцепляется.
    - И не отцеплюсь, - вдруг заявил пылесос. – Не отцеплюсь, пока ты мой кусочек пыли не отведаешь!
     - Это я на солнце перегрелась, - подёргала себя за косичку Манка. – Тушканчики какие-то бегают, пылесосы разговаривают… Чудоковатость чудоковатая!
     Вообще-то ей было несложно помочь тушканчику расстаться с пылесосом. Но она вспомнила, что говорил мистер Кляксер. Мол, никакое деловое задание не выполняется за бесплатно. А тушканчик за своё освобождение всё равно ни чем ей не мог заплатить. А сломанный пылесос в качестве оплаты за труд ей не нужен. У них дома свой есть, целый. И она ответила запыхавшемуся тушканчику:
    - Сам запутался, сам и распутывайся! Нечего по мусорным кучам бегать! А мне некогда! Скорее искупаться хочу!
     - Ты НЕ хорошая, А плохая! – обиженно произнёс тушканчик, пытаясь самостоятельно перегрызть пылесосный провод, и бросил девочке  вслед: - А купаться в речке с НЕопределённым берегом далеко не безопасно!
       - Вот ещё! – фыркнула девочка. – Какой-то тушканчик мне указывать будет! И заступила на берег. А берег прямо из-под её ног вдруг куда-то исчез… И она только услышала, как, пробегая по воде, смеётся над ней мистер Кляксер.
     - Помоги выбраться! – крикнула ему Манка.
     Но мистер Кляксер рассмеялся ещё громче:
    - Мне некогда! Под обложку своей солнечной книги спешу. А ты, как сама забралась, так сама и выбирайся! Вот мой  дедушка Кляксыч –Пляксыч предупреждал…

13. Размышления над волшебной кнопочкой

    Распрощавшись с поэтессой Однажды Когдатовной, Альбина Павлиновна объявила урок рисования. Каждый должен  был изобразить в альбоме то, что особенно впечатлило от  прочитанных поэтессой стихов.
     Ромка Перевёртыш стал изображать в своём альбоме кляксу. Ему нравилась девочка Маня Кашина.  И хотя из-за такой говорящей фамилии одноклассники называли её Манкой, Рома всегда обращался к ней по имени Маня. Но Маня не обращала на него внимания. Ей Димка нравился. А Димке нравилась выскочка Лейка. Это несправедливо, думал Рома, изображая глазастую кляксу и вспоминая, как эта клякса увязалась за выходящей из класса Маней. Из всего класса он один заметил, что клякса почему-то увязалась за Маней. Ему хотелось выйти следом, но было неловко обидеть поэтессу Однажды Когдатовну. Ведь она с такой душой читала такие замечательные стихи… И она могла бы подумать, что ему, Ромке, её стихи не очень понравились… Так он размышлял, пририсовывая кляксе цилиндр и трость.
    Альбина Павлиновна краешком взгляда скользнула по его рисунку и почему-то грустно улыбнулась.  Ромка не мог понять, почему она улыбнулась  грустно, и продолжал пририсовывать кляксе полы чёрного плаща. Хотя внутри клякса была разноцветная…
     - Почему у тебя клякса внутри разноцветная? – спросила Ромку Альбина Павлиновна.
     - Это у неё душа светлеет… - ответил Ромка и взял оранжевый фломастер.
     Альбина Павлиновна согласно кивнула и вернулась к учительскому столу. Она делала вид, что заполняет дневники, а на самом деле она сосредотачивалась на полёте белой совы и видела всё происходящее с Маней Кашиной. Когда Маня ступила на НЕопределённый берег, и её понесло течением, Альбина Павлиновна нажала волшебную кнопочку в своём «айфоне». Нельзя же дать девочке совсем погибнуть… Хотя поведение её было отвратительным… И здесь требовался особенный жизненный урок. Вот почему она такая  завистливая и бесчувственная? Вроде бы и  дома у неё всё в порядке… И мама заботливая, внимательная, воспитательницей в детском саду работает. А у самой дочка такая невоспитанная растёт… Придётся воспитывать волшебным способом. А вот Рома Перевёртыш, который за неё всё время переживает, наоборот слишком воспитанный и нерешительный. Надо бы решительности ему добавить. Хотя странно, папа у Ромы  очень даже решительный – бригадиром на стройке работает… А сын не в отца пошёл…
      Из-под взмаха крыла белой Совушки Альбина Павлиновна разглядела и зависшую на тальниковом прутике частицу «НЕ».
     - Ничего, Леечка, - прошептала  учительница, нажимая волшебную кнопочку «айфона», - покачайся на ветерке, подумай… А Дима, спешащий на помощь, пусть пока задержится…
     Так размышляла Альбина Павлиновна, время от времени вспоминая улыбку чеширского кота из своего далёкого сказочного детства. Эта улыбка, как ей запомнилось, всегда перелетала с  лица бабушки Алисы из страны Чудес на лицо мамы Алины из царства Существительного. И оттого любые, даже самые сложные жизненные моменты выглядели вполне сносно и даже забавно.  Память об улыбке чеширского кота помогала Альбине Павлиновне и в воспитательном процессе АРТ-пространства сказок русской грамматики. Вот только создать школу сказочных учебников у неё пока не получалось. И даже волшебная кнопочка «айфона» помочь в этом ей пока не могла.. Как-то не любили дети грамматические правила учить. Наверно, поэтому не получалось…

14.  За каравеллой отрицательных островков
   
     Обвешанная водорослями и тиной, Маня почувствовала под ногами что-то боле-менее устойчивое. Это был корень высохшего дерева.
    - Водяная или Водяной? – показывая на неё минутной стрелкой, спросили кого-то раскачивающиеся на сучке круглолицые усатые часы.
    А Маня всё о  словах бесчувственной деловой кляксы думала и потому, не обращая внимания на уже заданный вопрос, запрокинув голову, спросила у часов:
   - Вы случайно не знаете, о чём это предупреждал мистера Кляксера его дедушка? –
 - Конечно, о времени! – раздвинув скрипящие стрелки, чуть наклонились в её сторону часы.
   - Не слушай их! – прозудела пухлая перламутровая муха, расположившись на верхнем часовом полушарии. – У них давно уже поржавелый ум. И остановились давно. И никуда не ходят. Ни вперёд,  ни назад. И ты чем-то похожа на эти  мушиные часы.
   - Чем же? – удивилась Маня
   - А тем, что остановилась и – ни вперёд, ни назад… -  снова прозудела муха и  прыгнула с большой часовой стрелки на маленькую.
  – А почему – часы мушиные?
  - Потому что теперь они ни на что не годны, кроме как стать гостиницей для мух.
   - Никогда не слушай мух! – заявили в свою очередь усатые часы. – Мухи только и делают, что выводят из себя.
   - Не только мухи выводят из себя, но и кое-кто ещё – многозначительно ответила муха, взглядом указывая на неё, Маню-Манку.  – НЕ твой ли результат качается там, на тальниковом прутике? Качается и вот-вот сорвётся…
     - НЕ мой, - ещё не понимая, что имеет в виду это часовое насекомое.
     - И НЕ мой, и НЕ твой. И НЕ наш, и НЕ ваш… - Часы словно заело, и они то и дело произносили местоимения с частицей НЕ. – НЕ он, НЕ она, НЕ они. НЕ нам, НЕ вам, НЕ им. А если НЕ тебе, то и НЕ мне…
    - НЕ нам знать, что за раскорячка болтается  там, на  тальнике!
   - Где? Где? Скажи точнее! – крикнула она мухе.
   - НЕ тебе знать, - ответило вредоносное насекомое и закрыло глаза.
   Мане-Манке уже показалось, что она о чём-то таком важном начинает догадываться. Неужели  частица «НЕ» обнаружилась!  Ведь это про неё муха говорила только что… И у девочки сразу новый план действия возник. Подплыть к тальниковому прутику у воды в ту сторону, куда муха кивнула, и столкнуть в воду частицу «НЕ».  Пускай  себе унесёт её течение. Конечно, она  не подумала о том, что сама сейчас находится в неустойчивом положении.
   - Вот дожили, -  взглянув на неё, запрыгали цифры на полустёртом циферблате. – Мухи теперь на часах спят. И потому никуда не торопится время…
     К чему они это сказали, НЕ нам знать.
     Но пока Манка разговаривала с часами и мухой на часах, НЕопределённый берег второй раз куда-то выскользнул из-под её ног. И девочка, уже во второй раз стала погружаться в воду. Погружаясь, она увидела новую каравеллу плывущих по реке  отрицательных островков. И будто на этих островках расселился весь её класс. И Альбина Павлиновна, стоя на палубе самого большого острова обратилась к ученикам с вопросом:
    - Сделаем вывод! Как пишется отрицательная частица «НЕ» с метоимениями?
     - РАЗДЕЛЬНО! – хором донеслось с покидающих видимое пространство островков.
    Каравелла отрицательных островков исчезла,  и Мане Кашиной очень хотелось погнаться за ними. Вместе с ними уплыть отсюда! Покинуть это неизвестное пространство! Но, едва вынырнув, она только и успела крикнуть:
  - Ой, тону я! Тону-у-у-у-у! Спасите!


15. Опять тушканчик с пылесосом…

   Услышав разносящееся по тальниковым зарослям «тону-у-у-у», Лея захотела тут же броситься на помощь, но вцепившееся в неё растение почему-то не позволяло вырваться.
     - У-у-у-у, - предупредительно шумели на ветру высокие прутья. Дескать, не вырывайся, это бесполезно.
    Ноги её касались земли, но почему-то самой земли  ВОВСЕ НЕ чувствовали. Она будто была и большой и маленькой одновременно. Она и себя не чувствовала. И казалось удивительным, что рядом никого нет.
      - Что за странный урок? - спросила Лейка у кружащейся рядом ажурной стрекозы. – И почему ни учительницы, ни учеников нет? И кому же я сейчас крикну «НЕ так надо» ?
   Но ажурная стрекоза лишь глаза в ответ выпучила и с ужасом отлетела подальше.
    - Значит, где-то я НЕ там нахожусь. НЕ там, где надо…. Куда-то НЕ туда меня занесло… - растерянно шептала девочка.
   - НЕ тот, НЕ этот. НЕ тут, НЕ там, НЕ то НЕ это… - услышала она мелкое ворчание в кустах.
    Это тушканчик всё пытался от прицепившегося к нему пылесоса избавиться.
    - Всё НЕ то… НЕ ты мне нужен! НЕ пылесос в конце-то концов! – нервно и пискляво кричал  ушастый зверёк волокущемуся за ним пылесосу.
    - Сейчас я тебе помогу от этого металлолома избавиться! – крикнула Лейка надрывающемуся тушканчику.

   Но тот, едва взглянув на неё, так рванул, что покусанный провод лопнул, пылесос крякнул, а тушканчика и след простыл.
     - Почему же так получается, что все от меня убегают? – спросила Лейка у лежащего в вереске камня. Но камень вдруг высунул лапки и пополз. Тоже подальше. Ещё и буркнул на ходу:
    - НЕ моё это черепашье дело. Мы, черепахи, про всё НЕ так думаем. И вообще, - оглянувшись, напоследок сказала черепаха: - каждый вправе НЕ так, как ты, думать.
     Сказала так, и только шорох в вереске от неё остался. Лея вспомнила, что и мама так не раз ей говорила: « НЕ поправляй никого, если тебя об этом не просят!». И Димка Кудимов  вдруг вспомнился. Только теперь хорошо вспомнился, а НЕ так, как раньше. Вот пусть бы сейчас все правила грамматические НЕ так рассказывал, она бы его и поправлять не стала. Конечно, стала бы только тогда, когда  Альбина Павлиновна попросила бы. А НЕдоумком и НЕучем ни за что бы его не обозвала теперь. И даже помогла бы, наверно, если бы попросил… Но даже его сейчас рядом нет… Совсем мир пустой какой-то… А может быть, он пустой, потому что я себя как-то не так веду? Заносилась, заносилась… И совсем куда-то занеслась… Как та шляпа, которая на голове не то крота, не то мусорной кучи…
   Её размышления прервал снова возникший крик: «Спасите! Тону!»
   Нет, она не могла спокойно размышлять, когда кто-то зовёт на помощь.      Лейка рванулась изо всех сил, и  вцепившийся в неё куст хрустнул, отпустил! Не смог удержать порыв человеческого устремления. Не понимая, кто она теперь или что, девочка бросилась на просящий о помощи голос. Изо всех сил она кинулась в воду. Перепуганная до смерти Манка, ухватилась за хрупкую конструкцию, и они вместе пошли ко дну. Только где-то над поверхностью воды голосом Альбины Павлиновны пронеслось: «НЕ» с деепричастиями пишется раздельно»! «Раздельно! - повторили парящие рядом голоса. – НЕ думая, НЕ гадая, НЕ разбирая пути…


16. Спасать – не  раздумывая!

     Димка в это время объяснял львёнку Леонтию про то, как из-за его незнания девочка Лея превратилась в отрицательную частицу «НЕ». Такую конструкцию, совсем нечеловеческой формы.
     Леонтий понимающе кивнул гривой, и как раз в этот момент до них донёсся этот крик: «Спасите! Тону!»
    - Бежим! – крикнул Димка львёнку. И уже в несколько прыжков они оказались у самой воды. От крика остались только  круги, и никого уже не было видно. Только белая Совушка провела крылом по ребристой зяби и исчезла. Совушка будто показала, куда именно надо сейчас нырнуть. И они нырнули. Первым, НЕ раздумывая, нырнул львёнок, а следом за ним – Димка. Они вынырнули одновременно, вытолкнув на  берег сразу двух девочек. Ещё НЕ стряхнув  с себя водоросли и тину, оба удивлённо смотрели на своих только что спасённых… А спасённые с не меньшим удивлением, откашливаясь от воды, смотрели на своих спасителей.
    Димка, ещё не отпуская руки Леи Грамматейкиной,  сначала было воскликнул:
     - Наконец-то ты вернулась в свой… - но тут же осёкся. Он подумал, что , может быть, Лея ничего не знала о своём превращении… И пусть тогда не знает. Главное, что сейчас к ней вернулся её человеческий образ…
    Почему Дима Кудимов с удивлением смотрел на Лейку, понятно. И почему Лейка смотрела на него ничего не понимающим взглядом, понятно тоже.
    А вот каково было изумление львёнка Леонтия, когда он стряхнул с глаз нависшую тину и увидел перед собой знакомое лицо! А каково было изумление Мани-Манки, когда она, освободившись от тины, увидела себя в лапах львёнках!
     Они одновременно вскрикнули. И Манка, и львёнок. Вскрикнули  и отскочили друг от друга. А потом вдруг снова кинулись друг другу в объятья.
    - Ты простишь меня? – всхлипывая, спрашивала Манка своего спасителя. Она всхлипывала и, разглаживая его мокрую слипшуюся гриву с застрявшими в ней чешуйками зелёной ряски, прерывисто повторяла: - Простишь? Простишь?.. Я тогда от обиды так поступила… Мне показалось… Мне показалось…
    - Не продолжай! – великодушно погладил её лохматой лапой по голове Леонтий. – Это тебе показалось… Так бывает…
    - Я хотела от тебя избавиться, а ты меня спас…
    - А что с тобой было? – кинулся к Манке со львёнком взмокший от бега и такой же взлохмаченный, как львёнок, Ромка Перевёртыш.
    - Как ты нас нашёл? – переводя взгляд с львёнка на Ромку, удивилась Маня Кашина.
    - Крыло белой Совушки … дорогу подсказывало… - не в силах отдышаться, объяснял он.
      И Манка почувствовала, как в один момент всё перевернулось в её душе. Лея, снова превратившаяся в девочку, больше не раздражала её. Куда-то исчезло чувство зависти. Будто там, на самом дне реки, осталось и растворилось её прежнее отношение к жизни.   Там, где она чуть было не утонула, покоились теперь и прежняя ненависть, и желание совершать подлость. Всё это теперь затягивало илистое дно. Дно, солнечно улыбающейся всем реки. Теперь она радовалась тому, что Дима держит за руку Лею, а та больше не обзывает его обидными словами.  Она радовалась тому, что львёнок, которого она предала однажды, вдруг спас её и даже простил. Радовалась и тому, что Ромка Перевёртыш тоже искал дорогу к её спасению. Чувствовал, что с ней беда. И чувство это,  позволив перенестись через реальное пространство, всё-таки  привело его к этому месту.
     А место продувалось вересковым  ветром, гудело  шмелями, мелькало разноцветьем бабочек и стрекоз… Так продолжалось всего несколько мгновений. Но мгновения эти словно растворялись в вечности. Вечности, наконец-то установившей свой миропорядок…

Альбина Павлиновна закрыла файл, и экран на стене погас. Но  всё самое главное из происходящего на том экране каким-то неведомым, волшебным образом перешло в реальную жизнь класса.
   - Так как пишется частица «НЕ» с причастиями? – улыбаясь, задала она  вопрос ученикам.
   И все хором ответили:
   - Раздельно, если нет противительного союза «А» и добавочного значения!
   И все по желанию стали выходить к доске и писать примеры на правило:
    - Никем НЕ определённый берег!
    - НЕ падающий, А летящий вверх!
     Лея Грамматейкина, снова превратившаяся из частицы «НЕ» в девочку, уже никого не перебивала. Да и перебивать ей было некого. Все и так хорошо всё знали. И Альбина Павлиновна с надеждой посмотрела на таинственную кнопочку своего  «айфона» и будто спросила у неё: «А теперь-то я смогу создать школу сказочных учебников»? И кнопочка золотисто-нежно подмигнула ей. А в класс, прямо из тихого снега за окном, ворвался сказочный шмель. Ворвался и загудел, как бы демонстрируя классу своё искусство высшего пилотажа. Искусство перевоплощения…