Каков мир женщины?

Влад Красноярский 2
Женская выставка
КАКОВ МИР ЖЕНЩИНЫ?
Вряд ли можно найти однозначный ответ на этот вопрос, впрочем, рассуждения о различиях подходах к творчеству с точки зрения принадлежности мастера к тому или иному полу, на мой взгляд, вообще не уместны. К примеру, слово «художница» относится к разговорному стилю, как и поэтесса.
Очередная выставка в стенах ДК «Родина» - «женская»: на табличках под картинами можно прочитать лишь фамилии представительниц прекрасной половины человечества. Так решили организаторы – правление Химкинского отделения Союза художников Подмосковья.
- Проект состоялся, - сказал, открывая выставку 4 марта, председатель отделения Константин Синявин, - в результате мы увидели богатое разнообразие стилей, техник и тем. В основном, это яркие повествования о жизни человека, природы, что делает произведения философскими.
Излишне говорить о том, что женщины-художники в который раз подтвердили своё право разговаривать на равных с мужчинами-художниками. Пейзаж в звонко голубом цвете с символом России – берёзками «Зимний вечер» - этот взгляд на красоту русской природы принадлежит Елене Лебедянской. И вот ещё – «Превращение» - в стиле фэнтези. Заявленная в названии тема и составляет суть этого отнюдь не нового способа изображения своих мыслей о мире. Вспоминается Сальвадор Дали и его «Метаморфозы Нарцисса». С момента создания полотна прошло более 80 лет, но сюрреализм, отличающийся аллюзиями и парадоксальными сочетаниями форм, и его производные продолжают жить и развиваться.
Продолжает экспериментировать Наталья Баженова: из текущих красок по холсту сам по себе «вырисовывается» образ. Как пример – «Стихия полёта» - на полотне в хаосе цвета возникает силуэт лошади. Мастер любит экспрессивные эссе: её «Тамара и Демон» одухотворенные, но земные, понятные, хотя не менее загадочные, чем у Михаила Врубеля. У Баженовой – это просто любовь. Такой же мотив слышится в «Пробуждении» Анны Ремыги. В обнажённом облике только что очнувшейся от сна девушки столько чистоты и радости, красоты и возвышенности!
Причудливую форму обрёл железнодорожный мост через канал имени Москвы, благодаря взгляду на это гидротехническое сооружение художника Ирина Цапок-Шибаловой, явно тяготеющей в своих художественных пристрастиях к импрессионизму. Её рисунок лишён каких-либо подробностей: автор пытается уловить и передать общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. У неё в помощниках - цвет и фактура. Что-то в духе Камиля Писсарро. Мост Ирины – это яркая изогнутая линия, отражающаяся вместе с многоэтажками Химок в зеркале воды.
- Мне хочется приобщиться к сообществу художников, чтобы понять себя, - признается Ирина, - маслом начала писать совсем недавно, это результат занятий в мастерской Виктории Тенета. Навыки живописца получила и на занятиях у Натальи Баженовой.
Ирина – военный пенсионер, переводчик, служила одно время в Германии. Теперь у неё масса времени для самовыражения. Посетители выставки «Мир женщины» в ЦДХ с интересом рассматривают ее этюды с цветами. И в Химках тоже есть её композиции – с маками и ромашками.
Одно время на выставках, приуроченных к женскому празднику, было очевидным увидеть море цветов на холстах и бумаге. И сегодня их немало. Анастасию Удову можно назвать флористом, специалистом высшего класса по созданию композиций из цветов. Две небольшие работы – а от них нельзя отвести глаз: то ли пастельная гамма притягивает внимание, то ли загадочность цветка? Своим «Горицветом» Лидия Бурканова приглашает нас в волшебный мир, который существует только в нашем воображении. Ну чем не фэнтези? Её же – «Степной Крым» - отзвуки импрессионизма: на полотне – впечатления художника, влюбленного в этот загадочный полуостров.
Могут таорческие люди передать свои впечатления, пользуясь фотокамерой! Посмотрите работы Анны Литвиновой – на них, казалось бы, ничем не примечательные уголки Вероны и Дезенцано дель Гарда, однако неподалеку от этих мест, а Мантуе бывал Леонардо да Винчи. Дезенцано дель Гарда славится древнеримской виллой Тинторетто в Дуомо.
Автора заинтересовала эклектика, живые примеры соединения разных стилей в буквальном смысле – дома (на удивление разные – и по архитектуре, и по колору фасадов) стоят впритирку. Дружной компанией. Так и хочется воочию их рассмотреть.
«Мир любви и счастья» - вот так определяет своё пространство Лариса Клюева. И этот мир не может существовать без цветов. Интригует своим представлением о «Зарождении» Светлана Политина. Лариса Васильева решила развлечь зрителя «Скоморохами» и флорой тоже.
Нашлось место на выставке и портретам. Признанный мастер этого жанра – Ольга Кудрявцева: на одной пастели – её бабушка по линии отца, известного художника Виктора Степашкина. В ее лике - столько мудрости, спокойствия и гордости! Вторая пастель – автопортрет. Ольга видит себя сосредоточенной, думающей, уверенной, а зритель добавляет к этому ряду эпитетов – красивой, умной и талантливой.
Составители экспозиции поместили рядом с работами Ольги Кудрявцевой портрет «Женщины в красном», написанный маслом Евгенией Лясниковой, только что вступившей в Союз художников Подмосковья. Автор сотворила образ красавицы в нарядном длинном вечернем платье. Что навеяло такое решение? Вертикальный портрет французской актрисы Жанны Самари кисти Огюста Ренуара? Или «Портрет мадам Икс» Джона Сингера Сарджента? В этом параде красоты можно утонуть от ощущения восторга.
Посетители дворца уже оценили творения химчанок.
- Такую гамму впечатлений я давно не получала, даже бывая на столичных выставках, - говорит Инна Остренок, - талантливы наши химчанки, ничего не скажешь!
Влад Красноярский, руководитель секции искусствоведения Химкинского отделения СХП, профессор ПАНИ по секции «Изобразительное искусство»