Гиацинт

Анфиса Третьякова-Федина
У каждого человека есть воспоминания из детства, и сколько бы лет ни прошло, - можно позабыть многое, но не запах....
Запахи надолго сохраняются в нашей голове.Они образуют крепкие нейронные связи.
И, бывает, спустя многие годы, ты вдруг в незнакомом месте чувствуешь очень знакомый запах, который тут же возвращает тебя в то место из детства, где ты впервые почувствовал его.
Это похоже на эффект дежавю, при котором ты ощущаешь, что когда-то уже был в подобной ситуации, подобном месте.Только главное действующее "лицо" тут - запах.
Причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. Процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В связи с этим ощущается отрыв от реальности.
А запах...Все дело в древнейших отделах нашего мозга, "заточенных" на обоняние со времен наших  предков-амфибий.У них развился орган полового обоняния( чтобы по запаху находить полового партнера в воде).С тех пор рецептором феромонов у позвоночных (коими являемся и мы, люди) является вомероназальный (якобсонов) орган.
Еще два века назад датчанин Людвиг Якобсон  описал группу клеток, расположенных в костях черепа между носом и ртом. Эти островки рецепторов, отличные от обонятельных и вкусовых, и назвали вомероназальным органом. Принюхиваясь, коты иногда приоткрывают рот, как бы гримасничая. Так увеличивается приток воздуха в вомероназальный орган у кошек. А вот змеи увеличивают восприятие феромонов поступательными движениями языка. Поэтому когда змея делает такие движения – она не пытается  напугать, она нас так нюхает. 
Духи с феромонами, афродизиаки – широко используемые маркетологами и рекламщиками термины. Индустрия парфюмерии взяла на вооружение открытие этих летучих, невидимых глазу веществ, и, обещая людям противоположных полов магическую притягательность, с их помощью построила многомиллионный бизнес.
Есть мнение, что любовь живет три года.И основано оно на статистике.
Начинаете новые отношения - заведите хомячка.Он живет столько же.
Но все, как известно, относительно.Наш вомероназальный орган "раскрывается" в среднем раз в три года и улавливает запах человека, в которого мы и влюбляемся(в первую очередь потому, что нам "понравился" его запах).

Я помню запах дома, где жила моя подружка, когда приезжала на лето к своей бабушке.Особенно ярко он мне вспомнился в прошлом году, когда я была в Этнографическом музее.
Я вдруг вместе с запахом вспомнила низкие потолки в комнатах, вязанные крючком половики, горы пуховых подушек...
Подружку звали Наташа, и она научила меня вставать на мостик (Наташа была немного старше меня, и жила в городе, где ходила в  танцевальный кружок).Лет десять, наверное, мне было.Тогда, что называется, "деревья были большими".
Перед домом Наташиной бабушки рос рододендрон, в палисаднике - кусты бульденежа, крупные розовые, белые и бардовые пионы,  которые мы несли на последний звонок в школу учителям.
Между деревьями грецких орехов перед домом, росли оранжевые лилии.И все это невероятно благоухало и привлекало разнообразнейших бабочек, которых я уже давно в Крыму не встречала...
В природе все взаимосвязано: изменился климат - пропали определенные виды цветов - исчезли многие виды бабочек.
На мостик вставать я училась на пригорке, а не на мягких матах.Неоднократно я ударялась головой о землю, прежде, чем научилась этому приему.И даже более того: я сама научилась вставать из этого положения.
Тогда-то наверно, я и повредила голову...
Дело в том, что сейчас только и начинается рассказ о гиацинте:

Удачливый в бою, Аполлон был несчастен в дружбе. Однажды он спустился на землю, чтобы пообщаться со смертным юношей по имени Гиацинт. Друзья начали метать в цель диски, но не успели разыграться, как мимо пролетел Зефир, бог южного ветра, и увидел их. Ему не понравилось, что юноша играет с Аполлоном, поскольку он тоже любил Гиацинта, и он с такой силой подхватил диск Аполлона, что он ударил Гиацинта в грудь и повалило его на землю. Тщетно пытался Аполлон остановить кровь, которая текла из рваной раны. Гиацинту уже ничем нельзя было помочь, и вскоре он испустил последний вздох на руках у своего возлюбленного. Чтобы сохранить память о прекрасном юноше, Аполлон превратил капли его крови в цветы, которые стали называть гиацинтами, а Зефир, который слишком поздно понял, к каким ужасным последствиям привела его необузданная ревность, летал, безутешно рыдая, над местом гибели друга и нежно ласкал изысканные цветы, выросшие из капель его крови.