Почти забытые поэтессы

Нина Ландышева
Галина Семененко


Весна

Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;
Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны.
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Захлопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу...

Елена Благинина

В 11 лет. Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Росла в теплой семейной атмосфере, любимая, но не балованная мамой, отцом, бабушкой и дедушкой. Средства у семейства были скромные, повседневная пища – щи да каша. По выходным пекли пирожки с ливером. Сладости бывали только по праздникам. Зато детство девочки было наполнено стихами, сказками, шутками, прибаутками. Мама и дедушка читали ребенку произведения русских поэтов и писателей, бабушка рассказывала сказки и предания. Отец организовал семейный театр, где артистами были все - от самых старших до малышей. Не мудрено, что уже в восемь лет Лена сочинила свое первое стихотворение о семье и своем счастливом детстве, потом появились на свет сказка про снежинку и пьеса для домашнего театра. Биография Елены Благининой тесно связана с любимым дедушкой - сельским священником и учителем в церковно-приходской школе. Девочка начала обучение грамоте именно здесь вместе с другими деревенскими детишками.

Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка», «Улетают-улетели», «Гори-гори ясно!». Произведения поэтессы переведены на немецкий, польский, болгарский, китайский, украинский, белорусский и другие языки.источник.

Муж — Оболдуев Георгий Николаевич (1898 - 1954), поэт, прозаик, переводчик. родился в семье предводителя дворянства города Коврова. Детство провёл в Москве и в имении Дорки близ Шуи и Палеха. Окончил музыкальное училище по специальности концертмейстер и дирижёр. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета, во время гражданской войны 3 года был в Красной армии. После войны учился в Высшем литературно-художественном институте В. Брюсова. За чтение стихов Цветаевой на вечеринке и передачу этих стихов друзьям был арестован по доносу, осуждён «за контрреволюционную пропаганду» и отправлен на Беломорканал, где находился вплоть до 1939. После ссылки жил за 101-м километром, в городах Малоярославец и Александров, потом в Куйбышеве. В 1943 году был мобилизован, воевал во фронтовой разведке. С 1945 года жил в Москве и в Голицыно. Начиная с конца 1920-х годов любые публикации для Оболдуева были невозможны, как из-за новаторского характера его поэзии, так и из-за острокритического взгляда на советскую действительность. После Великой Отечественной войны Оболдуев предлагал в журналы приемлемые для цензуры стихи и поэму «Я видел», но напечатаны они не были. В 1960—1970-х годах вдове Оболдуева Е. А. Благининой удалось опубликовать несколько его стихотворений; первая книга, «Устойчивое неравновесье», подготовленная А. Н. Терезиным (псевдоним Геннадия Айги), вышла в Германии в 1979 году. В СССР стихи Георгия Оболдуева начали широко печататься лишь в 1988 году Елена Александровна написала о нём воспоминания. Похоронена рядом с ним на Кобяковском кладбище (Голицыно, Одинцовский район, Московская область) — там находился писательский дом творчества.


пост  Галина Семененко