Надежда

Ольга Цветикова
                Памяти моей тёти - Алексахиной Надежды Матвеевны


О чём я думаю....
      О том, как быстотечна наша жизнь. О том, как глупы и расточительны бываем мы в юности и даже зрелости. Как не ценим любимых и родных людей тогда, когда они ещё бодры и здоровы и могут многое нам рассказать и о себе, и об истории семьи. И ещё я думаю, как верны слова классика о том, что колода подчас, очень причудливо тасуется, а мы не видим, не обращаем внимания на узелки и переплетения, на суть и основу, из которой и состоит история.
      Всегда кажется, что впереди ещё уйма времени и всё успеется. Но вдруг оказывается, что когда, спохватившись, мы судорожно пытаемся схватиться за кусочек этой ткани, она , как шагреневая кожа, уже успела съёжиться, расползтись, распасться.... И собираешь потом и рассматриваешь старые фотографии с явно кем-то приходящимся тебе предком, но кто это - уже никто не может тебе дать ответ. Те, кто знал - давно уже не здесь... Вздохнёшь, и отложишь фотографию обратно в альбом. А скоро и альбомы эти станут для твоих детей и внуков ненужной рухлядью... Грустно, господа...
      Но вот то, что я ещё могу поведать, пусть не пропадёт втуне. На цветной фотографии - моя родная тётя, Надежда Матвеевна Алексахина, ученица и последовательница педагога и режиссёра пластического танца Людмилы Николаевны Алексеевой, преподававшей в студии при Доме Учёных на Пречистенке. А сами корни этого танца восходят ещё к Айседоре Дункан. Сама Алексеева училась у ученицы пламенной Айседоры - Эллы Рабинек. Алексеева свою самостоятельную студию  открыла ещё в 1913 году. Это было время поисков новых путей в искусстве, эпоха модерна. И  и в танце в том числе. Алексеева шла к танцу от гимнастики. Эта гимнастика и послужила базой для её школы танца, которая характеризовадась подбором упражнений и танцевальных движений, и ставила целью гармоническое развитие тела.
 Алексеевой хотелось – ни много ни мало – соединить в танце технику и драму, «мастерство Анны Павловой» и «глубину Комиссаржевской» . Поэтому и школу свою она назвала не танцем, а художественной гимнастикой, сокращенно -ХаГе. Все композиции и упражнения в этой новой гимнастически-танцевальной пластике выполнялись босиком, как и у основательницы - Айседоры Дункан. Эта пластическая гимнастика, впрочем, не имела и не имеет ничего общего со спортивной художественной гимнастикой, хотя некоторые элементы и позы могут быть схожи. Кстати, в постановках "босоножек" есть, как и в современной спортивоной художественной гимнастике танцы с лентами. А так же с шарфами и даже плащами.
      Названия первых постановок были во вполне себе революционном духе: «Мрак, порыв и Марсельеза» на музыку Шумана, Листа и мужа Алексеевой, композитора Г.М. Шнеерсона. Основную массу составляли мужчины, а сама она солировала; на одном из спектаклей присутствовал В.И.Ленин. Сильное влияние на творчество Алексеевой оказала многолетняя дружба с выдающимся скульптором А. Голубкиной: ей она посвятила свою лучшую композицию — «Гибнущие птицы» на музыку Шопена. Голубкина вдохновила танцовщицу на создание собственных произведений. Так, при постановке своего последнего в жизни номера, «Микеланджело», она отталкивалась от пластических образов кариатид для камина работы Голубкиной.
       ХаГэ была адресована женщинам всех возрастов: с середины 1920-х годов в студии работали детская, юношеская и женская группы. Благодаря поддержке М.Ф. Андреевой – первого директора Дома ученых, приютившей Алексееву, – студия получила шанс выжить. «Кажется, вся Москва знала домученовский кружок художественной гимнастики, создателем которого была талантливейшая Л.Н. Алексеева. Занимались там стар и млад».
       В 1950-е годы, вместе с Верой Майя Людмила Алексеева, участвовала в разработке квалификационных упражнений и показательных выступлений по художественной гимнастике – новом виде спорта, который они во многом помогли создать.
       Моя тётя долгие годы работала с бессменным концертмейстером Алексеевой Андреем Владимировичем Родионовым, переняв от своего педагога как основополагающую режиссуру и ноты уже поставленных танцев, так и поставив новые, самостоятельные. После смерти Алексеевой в студии работали вместе с ней И. Девяткова, И.Тарасова, А.Родионова. Сегодня студией руководит Инесса Кулагина, которая занималась уже у учениц Алексеевой.
       А началось всё в далёкие 30-е годы, когда маленькая Надя, семья которой жила при школе в Лопухинском переулке, прибегала в снимаемый для занятий студии танцев школьный зал, и,как зачарованная, смотрела на чудесные па и слушала замечательную музыку великих композиторов. Ей, дочке вынужденных переселенцев-крестьян, сумевших вырваться из тисков насильственной коллективизации в столицу, работавших дворниками и истопниками при этой московской школе, где им выделили комнатку под лестницей в полуподвальном помещении, конечно открывался совершенно иной, волшебный мир!.. Потом она, малышка, замеченная Людмилой Николаевной, и сама стала посещать эти занятия... Вместе с ней посещали занятия у Алексеевой её сёстры - Мария (моя мама), и Евдокия. Но только у Надежды обнаружился абсолютный музыкальный слухз и восприимчивость к движению и пластике. Как потом вспоминала мама - Надежда вся просто растворялась в танце!  И это увлечение стало её судьбой и профессией на всю жизнь. Вначале, как - исполнительницы, а потом, как педагога.
      Впрочем, Людмила Николавна, как называли её в маминой семье была совсем не чванлива, что было характерно именно для "бывших" (вот это словечко: "из бывших", как и бабушкино отсечение времени - "до НЭПА" и "после НЭПА" - я воспринимала, как что-то ах, прошедшее, волшебно-бывшее, как сказку про Золотого петушка.)Она хорошо понимала ситуацию, и частенько не чинясь, стучалась в полуподвальную дворничью каморку (дед помогал ей с уборкой зала, чисткой ковров для занятий и пр...), и звала: "Девки! Собирайтесь, пойдём гулять!" - своих детей у неё не было. А на прогулке угощала девчонок пирожными и рассказывала про Москву, про знаменитостей, с которыми сводила её судьба...
       Её дело продолжили её ученицы, среди которых была и моя тётя - Алексахина Надежда Матвеевна.
       Спустя годы, уже выйдя на пенсию, она очень переживала, что ни дочь, ни племянница (я) не пошли по её стопам и не переняли у неё "верный кусок хлеба", как она говорила,  и особо не интересовались тем, что наполняло её жизнь.
Увы, для того, чтобы танец и музыка стали делом всей жизни, нужны были не только способности, упорство, но и одержимость, и талант, который нам, к сожалению, не передался...
п.с. Но всё же, всё же.... Как причудливо переплетаются нити. И как интересно работают некоторые, казалось бы набившие оскомину штампы! Например такие, как "Теория пяти рукопожатий". Ну, пусть не пяти, - шести:
Я - Надежда - Людмила Алексеева - Э.Рабинек - Айседора Дункан - Сергей Есенин.
Кстати, семья моей мамы и тёти была родом с Рязанщины, село Агро-Пустынь расположено недалеко от есенинского села Константиново.
И когда вдруг начинаешь задумываться над всей этой историей, вдруг приходит осознание, что и расстояния и время - такие, в сущности не страшные и осязаемыеые категории. Только прикоснись! Всего лишь пять - шесть рукопожатий!...

П.с. Надежда Матвеевна ушла 09.04.2019