По следам сказки -Баба-Яга- 3

Оиллио
начало здесь http://www.stihi.ru/2018/03/16/10390
продолжение здесь http://www.stihi.ru/2018/03/16/11788

                Структурный анализ и начало системного анализа сказки «Баба-Яга»

          Ниже предложены для рассмотрения результаты структурного и начального системного анализа сказки «Баба-Яга». Сказка состоит из единиц – действующих героев, их атрибутов и единиц контекста, которые осуществляют определённые функции и взаимодействуют меж собой. Кроме того, единицы сказки могут быть единицами других феноменов культуры и религии, сами могут состоять из составляющих единиц, а сказка, в свою очередь, является единицей более крупного явления – народного творчества. Перечисленные свойства сказки – состоит из элементов, связей между ними и связана отношениями соподчинённости с иерархически более крупными и мелкими единицами – позволяют определённо устанавливать её в качестве системы и применять к ней методы системного анализа.

          В отношении методики, применённой к анализу данной сказки можно сказать, прежде всего, что она носит  итеративный характер: каждая итерация по осмыслению сказки обуславливалась качественным изменением информационной вооружённости, а информированность росла по мере привлечения источников для осмысления сюжета на каждой итерации. Текст сказки рассматривался через базовые архетипы: целого и части, гендерных ролей, диалектики и внутреннего мира человека. Было выявлено несколько уровней, на которых взаимодействие между элементами остаётся сюжетно целостным и осмысленным.

          На одном уровне в качестве целого был принят внутренний мир человека, и тогда элементы сказки оказались деталями его внутреннего мира; с данной точки зрения, сюжет сказки отражает переживания человека по поводу внешних событий, указанных в другом слое самой сказки.
На другом уровне в качестве целого принята культурная среда древних славян, и антропоморфные элементы сказки стали тождественны участникам обрядов посвящения. Здесь уже в большей степени «заработал» диалектический архетип, и чтобы понять иносказательность сюжета пришлось обращаться к литературе по обрядам. В данном слое сказки открылся сюжет инициации подростков у славян.

          На третьем – мы переносим взор на гендерные роли героев, и сказка предстаёт в виде общества, а среди её элементов становится особо видной проблема испытания искушением. Этот слой настолько тесно переплетается с предыдущим, что их разделение прямо связано с ответом на вопрос: прошла или не прошла главная героиня испытание?

          Ещё на одном уровне мы принимаем сказку в качестве всего древнего мира славян. Тогда её элементы становятся движущими общественными силами равными богам. Этот слой оказался наиболее сложным для понимания, поскольку весьма насыщен древней символикой, которая имеет собственную историю зарождения и развития. Здесь уже привлекалась обширная литература по фольклору, морфологии сказки, истории древнего мира, мифологии и религии.

          Анализ истории зарождения и развития символов позволил выделить ещё один слой – влияние христианства на символы; он наиболее полно описан в комментариях. Целым здесь является уже процесс – жизнь символов, а его частями – функции символов в дохристианскую и христианскую эпоху.
И, наконец, присутствует бытовой слой сказки, не нуждающийся в пояснениях.

          Очевидно, что рассмотрение сказки и всего её глубокого содержания исключительно посредством архетипов ничего дать не может, это лишь определённая матрица рассмотрения; результаты появляются, когда есть понимание значений символов. С этой целью изучались труды многих известных авторов, таких как Б.А. Рыбаков, В.Я. Пропп, А.Н. Афанасьев, В.А. Кочергина, М. Элиаде , А.А. Потебня и А.Г Каменский. По мере возникновения необходимости проводился структурный анализ. Он включил в себя выделение и описание элементов-символов сказки, их функций за рамками и в рамках морфологического анализа и реконструкцию сюжета на разных смысловых уровнях. Таким образом, можно считать, что структурный анализ данной сказки в большой степени выполнен.

          Что касается системного анализа, то для его выполнения необходимо привлечение обширного статистического материала, который бы объял все возможные позиции символов в представительной выборке сказок, выявить позицию сказки в более крупной системе, её взаимоотношения с соседними элементами и человеком. Из всего перечисленного, в данном обзоре представлен лишь морфологический анализ по В.Я. Проппу, который не играет большой роли для нашего исследования, но является обязательным элементом системного анализа в будущем. Ну, что, Читатель, идём с нами, к свету!

29.04.2011