Михаил Врубель

Ариф Туран
***

Михаил Александрович Врубель (5 [17] марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.
Удивительная судьба выдающегося художника Михаила Александровича Врубеля, творца русского модерна. Он был серьезно болен психически и умер  в расцвете творческих лет. Художественный стиль Врубеля не всегда получал лестные оценки современников, но после смерти гениальность его была признана повсеместно. Именно после смерти популярность Врубеля достигла наивысшей точки.
Его жена  Надежда Забеле стала музой-вдохновительницей создания всех женских образов врубелевских картин – он создавал многочисленные портреты жены, наделял ее чертами сказочные образы своих картин – «Садко», «Снегурочка», «Царевна-лебедь». Михаил Александрович в этот период работает интенсивно, создает много новых полотен. Казалось, будущее пророчит художнику счастливую старость в лучах заслуженной славы и в кругу любящей семьи, но судьба обернулась для него роком, а не фортуной…
В 1902 г., в возрасте 46 лет Михаил Врубель поступил в психиатрическую клинику I Московского университета в маниакальном состоянии. Был возбужден, высказывал идеи величия – заявлял, что он император, музыкант, его голос – хор голосов, что пьет только шампанское. Поведение его в отделении нелепо – собирал мусор, нецеленаправленно проводил штрихи углем, карандашами. Через полгода состояние больного стабилизировалось, наступила ремиссия, и он вернулся к творчеству с новой силой. Некоторые исследователи полагают,  что завершающие картины  цикла  врублевского образа Демона, передают переживания художника , испытываемые при его психически  болезненном состоянии.
Этот образ, навеянный впечатлениями от одноименной поэмы Лермонтова, – один из наиболее значимых в творчестве художника и практически является символическим отождествлением с личностью самого Врубеля. Первая картина трилогии – «Демон сидящий» – написана в 1900 г. На холсте с невероятной реалистичностью нарисована величественная фигура задумчивого существа с мужественным торсом, но женственными чертами лица – здесь проявилась известная двойственность натуры художника. Сам Врубель противоречиво описывал своего героя: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…». Уже первая картина производит впечатление некой громадности (кажется, что фигура Демона просто не умещается на огромном полотнище, которая еще более будет проявляться в последующих картинах цикла и обретет реальную жизнь в содержании бредовых переживаний идей собственного величия во время психоза. В 1899 г. художник изображает «Демона летящего» уже как могучего властелина мира, однако при этом картина полна переживаний обреченности, тревоги – создается впечатление, что Демон летит прямо на зрителя, при этом сам образ практически бесплотен – среди буйства мазков холодных, землисто-лиловых красок отчетливо просматривается лишь его лицо. Последняя картина – «Демон поверженный» – написана в 1902 г., уже тогда, когда состояние художника было крайне психотическим. Создавался последний образ мучительно – художник множество раз лихорадочно переписывал его лицо, завершая картину уже в выставочном зале, куда тайком пробирался ночью для работы над картиной, которая не может не поражать своей зловещей экспрессивностью. Не художник выбирает предмет – предмет выбирает художника. И Врубель не выбирал Демона –
Демон пришел к нему сам, в обличии психоза. Вряд ли кто-либо еще смог бы столь художественно передать весь ужас, который испытывает человек, ощущая, как распадается его личность, разлаживается работа психических процессов, но Врубелю это удалось – облик Демона на картине как будто засасывает пучина хаотично разбросанных мазков, изображающих горы. Окончив рисовать поверженного Демона, Врубель отправился в психиатрическую больницу – настолько болезненным стало его состояние.
Удивительно, но в периоды ремиссий Врубель создает много талантливых работ, сохранив, таким образом, художественный дар он создает ряд картин сакральной тематики («Серафим», «Пророк»).
Но  болезнь продолжает прогрессировать. . У Врубеля проявилась циркулярная форма прогрессивного паралича – со сменой маниакальных и депрессивных эпизодов.В1906 году  он теряет  зрение. Потеря зрения стала наибольшим ударом для Михаила Александровича, оправиться после которого он уже не смог. Сил на борьбу с болезнью у художника больше не оставалось, он неоднократно говорил об усталости от жизни, подолгу стоял перед открытой форточкой, пытаясь умышленно простудиться – Врубель скончался 1 апреля 1910 г. в одной из санкт-петербургских частных клиник после пневмонии.

***

Его мир был похож на грустный мираж,
Душа, открытая ветру нараспашку,
Но мятежным   духом  не любил кураж,
Художник  жил с фантазией в  обтяжку.

На мироздание он с болью взирал,
В безумие создавал свои творения,
И вместе с Демоном горестно страдал,
Бунтуя против вечного  забвения.

Короткий век свой трагически  он прожил,
Ослеп, но витал в очарованном мире,
Он славу русскому искусству приумножил,
В его картинах свет волшебной силы.

Время стирает памяти пыль,
Врубель искал себя сквозь страшную  быль.