Деятели, которые... ничего не делают

Данилов Сергей Иванович
*

Про Актёров и про Театр.
Про этих самых лицедеев, о которых стоит напомнить сразу, что слово сие означает побирушек, - бродячих комедиантов, странствующих в кибитках из города в город и олицетворяющих персонажей литературных или фольклорных источников.
То есть - развлекающих праздношатающихся зевак за… корку хлеба.

И про режиссёров заодно.
Которые вообще непонятно что такое.

Сразу главный вопрос:
Кто или что вам мешает прочесть оригинал пьесы или сценария?
Берите книги и читайте хоть круглосуточно драмы, трагедии, комедии Софокла, Эврипида, Чехова, Булгакова, Шекспира, Островского, Брехта, Гёте…
Воображайте портреты действующих лиц, проникайте в характеры персонажей, исследуйте мотивацию их поступков, погружайтесь в стилистику реплик.
Что-то мешает вам разыграть дома с детьми любую сказку? Маршак вам в помощь.
И репетировать вы можете все вместе бесконечно, и костюмы сочинять и шить, и декорации мастерить.
Пользы всем будет – аж на всю жизнь !
И бесплатно.

Но… нет.
Люди прутся в театр.
В отличие от ширмы балагана, сегодня театр - это грандиозное помпезное сооружение с лепниной и хрусталём, внутри которого можно сидеть в плюшевом кресле и томно смотреть в бинокль, а в антракте – отведать за тройную цену икорки в буфете или шампанского с конфеткой.

Попытки найти внятный ответ на вопрос – зачем конкретно разумный человек тащится в театр в наши дни – к успеху не привели.
Не в эпоху гладиаторов, когда кроме брутального шоу на круглой арене вообще не было ничего и нигде, и читать требующий зрелищ и хлеба плебс тоже не умел, а сегодня, когда любая книга, пьеса, сценарий доступны в любом виде и практически моментально, хоть зачитайся.
Люди покупают билеты и тащатся, но никто не понимает – зачем?
И от чего, собственно, тащатся.
Что есть Театр? - На сцене группа людей кривляется, изображая персонажи, выдуманные каким-то драматургом.
Лицо пьесы может быть даже вполне историческим, но всё равно – придумал и описал роль в данной пьесе именно сценарист-драматург, снабдил репликами, которыми два-три часа это самое ”лицо” будет обмениваться с другими выдуманными лицами среди бутафорских декораций.
Лицедействовать то есть.
А человек по кличке “режиссёр” делает важный вид, что всю эту бодягу мучительно репетирует.

Актёр, то есть лицедей стал знаменитой фигурой.
СМИ постоянно тиражируют его портреты, журналисты интервью берут и передачи делают, всячески пиарят эту фигуру по телевизору, малолетки  подражают нарядам, причёскам, манерам…
А что делает сей человек в жизни?
Что реально производит, какой продукт создаёт и оставляет, которым люди могут пользоваться столетиями?
Никакого.
Размалёванный, загримированный лицедей-шут кривляется пару часов на сцене и всё.
Может изображать страсти-мордасти, может плакать, смеяться, ругаться, драться, имитировать убийства и смерть даже.
Но это всё… шоу. Это враньё.
Просто разыгрывается некое движение, снабжённое репликами – и всё.

Кинематограф чуть лучше. Там чуть меньше вранья и бутафории (должно быть по идее).
В нём лицедеи запечатлевают на плёнку некий образ, иногда после десятков дублей, но в итоге мы пользуемся диском с фильмом, существующим в единственном экземпляре: фильм когда-то смонтировали, размножили на копии, но запечатлённую на плёнку историю актёры больше не повторяют.
Чаплин сделал фильм и давно умер. Он не повторял одно и тоже. Смотреть можно и нужно – ибо это редкое гениальное идейное доброе мастерство.
А в театре артист гримируется, наряжается и кривляется каждый вечер. Годами.
Реальный человек изображает абстрактного другого – нереального.
Зачем это нужно?
Чтобы актёр получал зарплату и как-то выживал – это понятно.
Но зачем люди-зрители платят этому актёру?
Вот этот вопрос наиболее интересен.

Зрители, алё.
После спектакля вы обмениваетесь фразами о том, как некие дяди и тёти два часа закатывали на сцене глаза, кричали, ржали, скакали, пели, шумели, потом кланялись и получали цветы, а вы все сидели в креслах и хлопали ладошками.
На второй день можно снова сходить и увидеть тех же загримированных тёток и дядек, или не тех, а второго состава, и тоже похлопать им – за все их изображаловки.
Вопрос – что вам это даёт?
Наблюдение за кривляющимися лицедеями и хлопание в ладоши – что конкретно приносит вам всем? Какую пользу?
Можно посмотреть спектакль в других театрах и даже в других странах и городах, сравнить декорации, костюмы, грим, пластику, мимику…
Но источник, то есть пьеса – одна и та же.
Зная в совершенстве языки, можете смотреть театральные шоу от Шоу или Уайльда на английском, Стриндберга на шведском, Лопе де Вега – на испанском, Мольера на французском, Эсхила хоть на древнегреческом.
Так что… прочесть оригиналы вы не в состоянии сами? В оригинале или в переводе.
Это же намного интереснее, чем пялиться на какую-то толстенную пожилую бабень на сцене, которая упорно корчит из себя Джульетту - девочку 14-ти лет.

Зрители.
Вы действительно не улавливаете, что реально ваши глаза видят не Гамлета вовсе, а какого-то шепелявого дядю в неуклюжем датском костюме той поры, или вообще без костюма ( как модно в современной режиссуре ) и даже голого.
По сути – вы за деньги тратите время на то, чтобы некий посторонний человек озвучил текст Шекспира на сцене, изображая бутафорские страсти.
Но ведь это просто… пошло.
Это какая-то дикая тоска.
Если вы можете прочесть пьесы сами, зачем вам смотреть, как кривляется неизвестный загримированный под принца человек, произносящий текст, который вы и так знаете наизусть?
Вы сами не можете перед зеркалом покривляться и произнести – “быть или не быть” ?
В чём вопрос?

С операми – вообще завал полный.
Вам зачем-то потребовалось Петра Ильича послушать именно в театре – и вы таращитесь на Иоланту, которая по сюжету юная худенькая слепая девочка, а на сцене стоит какая-нибудь гигантская Монтсеррат, и громко воет, и единственное, что вы понимаете и видите реально, что Кабалье – это такая неповоротливая стопудовая Иолантень, но совсем никак не героиня Чайковского.
Или Кармен, которую завывают такие же необъятно-неподьёмные туши, типа Джесси Норман, которой за семьдесят уже, а в пьесе Мериме и в опере Бизе – Carmen 16 лет, и это девушка из города Севилья, а никак не толстенная пожилая шоколадная негритянка.
Ну, хотите вы хорошие голоса послушать и музыку – ну так слушайте диски, если не в состоянии партитуры читать.
Ваш привередливый меломанский вкус будет более чем удовлетворён.
Композитор, сочиняя музыку, мыслил гармониями, мелодиями, партиями баритона, контральто, сопрано, и всё.
Он создавал вокально-симфоническое произведение.
А зачем реально пялиться на неповоротливого Паваротти ?
Он просто певец, а не актёр, чтобы скакать по сцене, пусть поёт и записывает свой голос на пластики, или в концертном исполнении участвует, как это делал и фиксировал на плёнку Тосканини когда-то.
Но смотреть на сцену, на которой еле ворочается от собственного веса пожилой толстый дядя, который якобы главный моложавый герой опер Верди – какое удовольствие?
В чём прикол, как выражаются подростки?
Получается, что, по сути, зритель оперного театра вынужден постоянно мучить своё зрение, приспосабливаться, адаптироваться, убеждая себя в том, что пожилая загримированная на сто слоёв тётка с конским голосом по имени Образцова – образец, что именно такая должна быть Татьяна в Онегине или та же Кармен у Бизе.
Но… это же просто чушь, самообман. Клоунада тоскливая.
Смотреть на толстых брутальных негритянок, изображающих нежную маленькую блондинку Джильду или юную Маргариту – перверс какой-то.
И ещё Фауст – пусть тоже негр будет. Ну и  Мефистофель заодно, чего уж.
Ад кромешный, да и только.

Феномен популярности актёров.
Тема особо замечательная.
Популярности среди кого?
Объясните, как обычный наркоман по имени Даун-младший зарабатывает по 50 000 000 долларов в год, просто… кривляясь в киношках, названия которых вряд ли что-то скажут кому-либо.
Барахло, именуемое сегодня “фильм”, делается быстрее пончиков – фильмов миллионы, а смотреть нечего.
Каким образом бездарный Безруков получает миллионы? За что?
Что он делает?
Ничего не делает. Читает вульгарно стишки Есенина, про берёзки поёт пошлятину какую-то дикую и кривляется в театре и на киноэкране.
Вы не в состоянии прочесть Есенина сами? Нужно заплатить деньги за гримасы и жеманства какого-то чмошника?
И что вам это дало в итоге?
Стали лучше понимать русскую поэзию?

Что означает кличка – “народный артист”?
Признание народом того, что хитрожопый упырь Никитушка оттяпал у народа кучу миллионов долларов, сняв какое-то несмотрительное дерьмо типа Цитаделей и прочего Нестояния?
То есть – народ совокупно признаёт, что некий дядя способен гримасничать лучше, чем этот самый народ.
Ведь актёры – это самые нищие скоморохи всегда были.
Выступая сто лет назад на улицах, веселили, потешали народ на ярмарках, а этот народ кидал им в шляпу копеечки – из милосердия, как юродивым.

Актёр не производит ничего.
Ничего не производят люди, которые именуют себя артистами.
Так с какого бодуна вдруг эти самые актёры, большинство из которых даже школьного образования не имеют, становятся миллионерами?
Они колоссальную пользу приносят миру, гримасничая на экране?
Может быть, и есть какая-то ничтожная польза – это вопрос очень спорный, но стоимость труда актёра – три копейки в базарный день.
За весь день.
Ибо кроме гримас и реплик нет ничего.

То есть… все театры продают пустоту, какие-то дурацкие мимолётные фальшивые эмоции, которые выжимают из себя каждый вечер клоуны-лицедеи.
Но чужие эмоции не стоят ничего.
Посмотрите на продавцов, на пассажиров в метро, на других людей на улицах – всюду бесплатный театр с эмоциями, криками, руганью, смехом, кривлянием, репликами, скандалами, мордобоем и т. д.
И круглосуточно, и бесплатно.
Наберите любой номер телефона в три часа ночи – вам такой моноспектакль устроят, закачаешься!
Да на вашей кухне и в спальне – практически каждый день спектакли.
Аншлаг, камеди клаб и камеди вумен сразу, с пантомимой, оперой и балетом заодно.

Чтобы сделать то же самое, что делает полвека некий педик Виктюк – не нужно ничего.
Соберитесь с друганами в бане, хорошенько бухните, извивайтесь полтора часа в экстазе и машите полотенцами – вот вам гениальные “Служанки” французского педика Жана Жене!
А если вы тоже педики – так ещё и лучше! - Натурально получится.

Вы не способны два часа покартавить ни о чём, как это делает Гришковец?
Просто не брейтесь три дня, открывайте рот и бубните что угодно на любые темы – получится точно так же, как это делает Женя, съевший всех собак одновременно.

Но бесплатно вам же не интересно.
Нужно, чтобы за ваши деньги вам скорчил рожу какой-нибудь народный артист.
Или актёр театра Виктюка свои телеса показал. Своих телес у вас, видимо, нет.
(Уже появились театры и спектакли, в которых просто бегают и шевелятся на сцене полностью голые люди. Нудисты, наверное, все они во главе с режиссёром.)
А вы тоже в ответ сымитируете огромный кайф от посещения театра.
И… ура! - взаимно фальшивое лицемерное культурное событие состоялось!
Вам поклонился лицедей со сцены, а вы ему сначала заплатили, потом похлопали, а потом ещё и цветы ему вручили.
Добрый вы человек, зритель.
Только глупый.
Зеркала дома и отражения своих гримас в нём не достаточно.
Нужно побывать среди сотен таких же зевак, заплативших деньги за… абсолютное ничего.

А лицедей смотрит на вас со сцены и удивляется, так как не получается понять – зачем и на что пришло пялиться столько дураков сразу.
Но, так как деньги народом уже заплачены, нужно притвориться серьёзным на пару часов и отрабатывать.
Чтобы народ потом сделал ладошками - хлоп хлоп хлоп…
И разошёлся, полностью удовлетворённый пустотой.
Заодно и в кошельке пусто стало.

*

P S

из “Фауста”, написанного более двух столетий назад  Гёте – о том же:
…….
                “… Одни со скуки на спектакль идут,
                Другие, пообедав до отвала,
                А третьи, ощущая сильный зуд
                Блеснуть сужденьем, взятым из журнала.
                Как шляются толпой по маскарадам
                Из любопытства, на один момент,
                К нам ходят дамы щегольнуть нарядом
                Без платы за ангажемент.
                Собою упоенный небожитель,
                Спуститесь вниз на землю с облаков!
                Поближе присмотритесь, кто ваш зритель?
                Он равнодушен, груб и бестолков.
                Он из театра бросится к рулетке
                Или в объятья ветреной кокетки.
                А если так, я не шутя дивлюсь,
                К чему без пользы мучить бедных муз?
                Валите в кучу, поверху скользя,
                Что подвернется, для разнообразья.
                Избытком мысли поразить нельзя,
                Так удивите недостатком связи.”

*

/ 25 марта 2018/

*