Театр

Тома Мин
* войти в роль
 
О быстро вошел в роль
поэта "панк рок-н-ролл".
 
Взрывая динамитом клетки головного мозга,
хотел стать мифом, который сам себя создал.


* Юные комедианты
 
вышли юные комедианты
на смену трагикам, канувшим в Лету,
доиграть до конца, нас обманывая,
эту пьесу.

* Режисcер. Чтение пьесы
 
Он мило дурачился,
и, как мне кажется,
(трудно всегда его понять),
ему пьеса понравилось.
Он даже отважился
на прощанье меня искренно расцеловать:
 
"... увы, нет актеров
на эти роли -
перепишешь? или гениев будешь ждать?".

* Артистическая искушенность.
 
Артистическая искушенность
скрыта в умении выразить эмоцию,
 
от всех и вся
ее утая.

*  на сцене

завернутая в черный шелк и белые меха,
она

скользила по сцене, напоминая дикую птицу,
которая летит очень низко,

почти касаясь коготками  поверхности озера,
с надменным величием и укоризной во взоре.


* клоун
 
Представление неожидано закончилось,
смех угас как-то сам собой,
на его лице проявилось мне незнакомое
выражение - смесь предчувствия и боль.
 
 
* Актер.
 
Он и впрямь был божественно сложен,
прекрасен, как град серебряных стрел,
но актеришка был мелкий, пустопорожний,
корыстный и никчемный совсем.



* за кулисами

стены улиц колышатся
кулисами;
за кулисами - 
убийца

ждет реплики,
чтобы выйти на сцену

из-за кулис
и кого-то убить.

* Контрапункт известного с неизвестным

Театр привязанностей и любовей –
тот же.
Меняются только формы.

Разница лишь в деталях и декорациях:
кубистические фантазии

на тему белого, черного, красного,
а между ними в прострации

наискосок - в небо - вверх
стайка голубей:

контрапунктом известного с неизвестным
солнцу и жизни навстречу.


* печаль

актриса была уж слишком печальна
            для настоящей печали.

Печальная улыбка быстро рождается и  гаснет.
В этом спектакле

ей уготованы были роли
скорее трагедийные по жанру и тону.

Вот только её улыбка
заставляла в том усомниться:

она была уж слишком печальна
для настоящей печали.
 
* друзья, как персонажи
 
Обуреваемый жалостью, желанием, страхом,
я видел фигуры друзей... но, уже как персонажей.

С ними я должен выдержать еще одну очную ставку,
и заранее нарядил их в костюмы волшебной сказки.
 
 
 
* бессознательная тяга к самоизображению
 
обычай строить сцены, театры,
из лицедейства делать искусство,
нанимать актеров за почасовую плату -
это как-то неестественно - безвкусно.
 
*  наша собственная антреприза
 
Большую часть своей жизни
мы во власти своих инстинктов,
заурядных страстей, капризов -
это и есть наша собственная антреприза.
 
* Декорация. Свидание в чужой комнате
 
чувствовала себя совершенно отчетливо
ненужной в этой чужой комнате:
 
перед мной - театральные глаза, усы,
медленно расстегиваются пуговицы
 
его театрального костюма...
замерли часы, а секунды,
 
выпрыгнув на сцену -  наружу,
липнут к декорациям чужих иллюзий.


* новый театр

новый театр -
впереди авангард

с воздушными шариками,
блестками, бантиками,

с цветущими хиппи ,
крутизной джипов,

печальными  юродивыми -
интеллектуалами яйцеголовыми.
 
А за ними

шаманы с бубнами,
жрецы неведомых культов,

кликуши с микрофонами - рупорами,
буддисты с колокольчиками, дудками,

кудесницы - стрептизерши, волхвы,
маги, чародеи, и колдуны... -
 
Шум, визг, треск...
Проповедник, поэт, рок-певец,
знаток сокровенных тайн - жрец
под возгласы группы Space
все
ловят брызги водяных пистолетов
с изобретенным хиппи таинственным средством

для поднятия всеобщей потенции.
Конечно, братство, любовь  … но нужна и селекция.
 
* Соприкосновения
 
Соприкосновения «глубинной» религии
с «глубинным» искусством – неисчислимы:
 
Обряды службы иереев,
игра актеров на сцене -
 
и те, и другие
совершают свою литургию.
 
*Актер.
 
"Пью нефть, чтоб изрыгать огонь" -
слова достойные хорошего актера.
Но что мне делать, если зритель мой
не терпит даже алкоголя.
 
 
* Актриса. Мухи.
 
Оцепененье. Трубы отзвучали.
Погасли факелы и люди разбрелись.
Их шарканье все тише. Затихает.
В молчание погружается мой мир.
 
Триумф. Я победить сумела - но на муки!
Как крепко руки связаны. Стою
на сцене. Площадь. Скоро Мухи
слетятся слабость пить мою.
 
 
* Театр мировых событий
 
 
«Театр мировых событий»
так говорят недаром:
все те же роли, интриги,
те же фабулы.
 
В этом театре
без антрактов
спектакли.
 
* разыграть на сцене при всех
 
Со мной случилось что-то особенное:
хочется "Это" разыграть на сцене при всех,
чтобы люди увидели Это и Это поняли.
Но, по сути, про Это можно лишь спеть!
 
* задача актерская.
 
опять проступила любимая мысль,
что задача актерская – жизнь:
 
перелетной птицей
владеть жизнью.
 
Руки, слезы, взгляд, слова -
расправленными крыльями,
будто ликующая пущена стрела
навстречу крутизне мира.
 
Крутой подъем и крутой спуск,
враждебно родственны в своей силе
и неразделимы.
 
 
* Антрепренёр. Уличный балаган
 
Страсть к абсурду делала его славным, милым,
но в общении ненадежным и невыносимым.
 
Играет на улице, как на авансцене,
спектакль о скудоумии истеблишмента:
 
"Фидель –
идеальный революционер!"
 
"крутые ребята - но их время ушло! -
дядюшки Мао и Хо!"
 
"Врубайтесь в дух нашей борьбы.
Но будьте мудры:
 
на самопожертвование не поведитесь.
Революция – не ради самоубийства,
а ради жизни".
 
 
 
* она впала в грогги
 
Впечатление было такое,
будто она впала в «грогги»,
 
и казалась себе актрисой, в антракте
забывшей, что по сценарию должно быть дальше.
 
и дело было не в растрепанных волосах,
измятой юбке, обнаженных ногах...
 
Приятно ли облаку покоиться в небе?
Ей показалось что в это мгновение,
словно  в кадре замедленном,
сам бог медленно-медленно
 
выворачивает её наизнанку,
как кружевную перчатку.
 
 
 *  Одиночество лжеца

свое мастерство я  настойчиво обогащал:
всегда и везде изображал   

то падающую звезду, то револьверные выстрелы,
то сверкающую молнию, то -   чьи-то мысли,

а то вздох,  медузу,  мертвых, живых…  –
это я
   проигрывал
                их жизнь.

Я так вошел в новое пространство,
что напоминая китайского болванчика,

медленно раскачивался,
словно под наркотиками,
но конечно же, ничего такого

и в помине не было:
я лишь показывал, как идет время.

***    землетрясение на любительской сцене

Он действовал стереотипно.
От крепкого напитка

она отказывалась, но выпила: водка
полилась внутрь, как горючее в топку,

неся с собой жар без радости и утешения,
и тем не менее...

Тем временем
жизнь продолжалась, похожая на землетрясение,
на бездарный спектакль на любительской сцене.


***
Некоторые люди могут  одновременно
быть собой и не собой,не осознавая этого.

*Труппа кукол и  оловянных солдатиков

как кукол, как кварцевые часы
нас когда-то, давным-давно завели,
выставили на дорогу
и теперь каждый, с размеренностью метронома
шагает в поисках своего дома.


* Заводные куклы

Заводные куклы - нас запустили
однажды, выставив на дорогу.
Много лет, как послушные механизмы,
мы так и шагаем, без остановки.
   
Встречая кукол с таким же
чувством  жизни,

мы раскланиваемся, идем дальше.
Эти встречные всегда мне  казались

просто-напросто некими муляжами,
не то что я сам …

*  оловянные солдатики

Спросонок,
город
смотрит на нас с обожанием,
как ребенок,
на подаренных ему только что,
новых
оловянных солдатиков.

*  труппа кукол

цветными фейерверками
вспыхивают  сюжеты
для труппы
кукол,
развешанных в дальнем углу темной
закрытой комнаты
писательской головы


*  декорация новой сцены.Радость - земное дитя

вокруг  этой малости -
земного дитяти – Радости

сойдутся мужчины и женщины,
и, по закону протоплазмы вселенной,
вырастет город - декорация новой сцены:
жить в согласии в разных формах времени.

* Занавес пошел вверх. Снять с мироздания вину перед


"Попробуй-ка снять с мироздания
                воображаемую
вину перед нами", -
                и вот что странно:

эти несколько слов произвели метаморфозу,
которая, между  прочим,

другим была не под силу.
… как будто что-то  сдвинулось,

занавес пошел вверх:
"новую пьесу" ждал успех.

«Ты смеялась?»
«До слез...
над собой, над тобой, над нами…,
шаг не пройти, чтобы не угодить
в  ту же яму».


*  дрейф

Высокая  фигура,
отрешенно дрейфующая

в антракте
по коридорам театра,

искала арену для действа:
рыцарь благороднейшего происхождения,

мог бы выполнить свой рыцарский долг,
не будь на свете замков

и  этих малокровных, совсем
упавших духом дев,

которые считают  все свадьбы
коммерческими  начинаниями.

*   Клоун или ангел?

Клоун плачет там,
куда ангел зайти боится

а на чьей стороне ты  приятель?