Дивный сад

Людмила Козлова Кузнецова
ДИВНЫЙ САД
О книге «ЦЕВНИЦА»

Цевница. Усадебная лира. 1790—1820 / сост. А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова. —
Тобольск: ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2017. 239 с., илл. — (Библиотека
альманаха «Тобольск и вся Сибирь»).
СОСТАВИТЕЛИ:
Александр Николаевич Стрижев, Маргарита Анатольевна Бирюкова.
Художник-оформитель  А.К. Ершов.  Главный редактор   Ю.П. Перминов
_______________________________________________________   

Знает ли уважаемый читатель, что есть  на свете  волшебная страна-библиотека*, в которой живёт книга  – близнец той самой знаменитой песни  Анри Волохонского «Под небом голубым»?  Помните?

«Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы...»

В этой  фантастически красивой песне  мы видим, слышим, ощущаем отголоски легендарного Эдемского сада, в котором Адам и Ева жили  в согласии с Природой и её детьми – мудрыми животными, той самой библейской триадой:

"Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый".

И вот эта волшебная книга, в которой  благоухает сад (всё травы да цветы!) недавно пришла мне в руки. Издание собрано многолетним трудом замечательного человека, мыслителя, родителя идеи «Усадебной лиры» – Александром Николаевичем Стрижёвым. Называется книга  музыкальным именем «Цевница», что значит – свирель. Но это не простая свирель – это  полифоническое звучание  голосов  многих  и многих поэтов, которые писали стихи  в  начале эпохи, именуемой сейчас  эпохой Просвещения. Это было время,  когда  декламация стихов,  музыка  и танцы, прочно вошли в дворянский быт помещичьей России в годы её крепнущего роста и процветания талантов.
Если мы вспомним школьный курс  литературы, то  припомним и утверждение большинства учителей, что  в допушкинскую эпоху поэзии как бы и не существовало. Называлось несколько имён стихотворцев да имя Гавриила Державина – предшественника Пушкина.
Однако волшебная книга «Цевница»  невероятно обогащает  допушкинский поэтический мир и связывает его не только с родным языком, его образностью,  зоркостью и чуткостью к душевным переживаниям и впечатлениям, но и  прослеживает связь  поэзии тех времён с  искусством  разведения и обустройства  садовых  ландшафтных  проектов, отсюда и рождается вот эта формула – Усадебная лира. Вот тут и возникает  отголосок  прекрасной  песни «Под небом голубым» с её  библейскими образами.
И, действительно, в поэзии  1790 – 1820–х  годов, собрание которой читатель найдёт в книге  «Цевница» (несколько десятков поэтических имён (!) известных и совсем не известных сегодня)  много христианских мотивов. Например, в разделе буколической (сельской) поэзии:

«Мне травка из земли всходящая являет,
Что Бог другую жизнь и мне приготовляет;
А в круге сем, где я поставлен от Него,
Велит достойну быть творения Его,
Чтоб я, привыкнув здесь внимать Его уставы,
Свидетель после был Его небесной славы». 
(Михаил Матвеевич Херасков)

Тут и  перекликается  древнее  имя  «Цевница» с флейтой Пана – древнегреческого бога дикой природы, Духа лесов и полей. Царство Пана – просторные долины и тенистые  рощи, где он резвился в кругу нимф, устраивал  шумные хороводы, сказочные праздничные гуляния, пугающие  обычных людей. Загадочные звуки, доносящиеся из глубины дикого леса и бескрайних полей считались голосом  его флейты.  А потом, утомившись от  веселья и забав,  Пан засыпал,  и с ним уходила  в сон вся Природа.

«Приятныя луга и рощи не для тех
Потребны, коим в них избыток всех утех.
Не к шумным торжествам природа приглашает,
Но мысли ко Творцу она в нас возвышает,
Рождает нежность чувств от сельских видов вкруг ...
(Евстафий Иванович Станевич)

***
Величие твоей красы
Вливало в сердце мне восторг неизъяснимый,
Когда средь гор крутых, в полдневные часы,
Журчащий ручеек, между цветов чуть зримый,
Манил к себе забыть полящий солнца зной;
Иль тихим вечером беседовать с луной
Бывало, приходил я на утес кремнистый;
Над мной гордился дуб ветвистый,
Приветствие луне Орфей пернатый пел;
А там, у озера, рог пастыря звенел
И жители села, составив хороводы,
С невинной радостью кружились на цветах,
Здесь ползал по траве младенец — сын природы.
Страна блаженная! Когда в твоих местах
Опять найду я мир, потерянный здесь мною?
(Степан Петрович Жихарев)

Но в  многоголосии, в музыкальной  полифонии  «Цевницы»  звучат не только  умиротворяющие мифологические  мотивы, но  здесь, как и в  песне «Под небом голубым»  есть  более высокий ориентир:

А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о,  ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Вот такой звездой, ведущей душу дорогой в дивный сад – к Творцу, в книге «Цевница»  является  поэзия раздела «Патриотика» и «Философические размышления. Просвещение», ведь патриотизм и понимание мира  немыслимы без знания  родного языка, без умения  ярко и убедительно выражать мысль.  Вот это драгоценное умение давалось  дворянским детям не обучением в специальных школах, а прививалось с раннего детства  путём общения с  няней (благодарно вспомним  Арину Родионовну!), путём слышания родной речи в живом кругу общения с людьми из народа, которые издревле почитали своих героев – полководцев-богатырей, защищавших Россию от врагов:

С полками там ходил, где чуть летают птицы.
Жил в хижинах простых и покорял столицы.
Вставал по петухам, сражался на штыках;
Чужой народ его носил на головах;
Одною пищею с солдатами питался.
Цари к нему в родство, не он к ним причитался.
Был двух Империй вождь; Европу удивлял;
Сажал Царей на трон и на соломе спал.
(Александр Семенович Шишков.
СТИХИ ДЛЯ НАЧЕРТАНИЯ НА ГРОБНИЦЕ СУВОРОВА)

***

«...Росс славных дел не позабудет:
Смерть! смерть врагу! победа вам!».
Он рек, и огненной стрелою
Пред Русским воинством летит.
Герой Альпийский! за тобою
Барклай де Толли вслед спешит.
(Сергей Николаевич Глинка
НА ПЕРЕХОД  РОССИЙСКИХ ВОЙСК
ЧЕРЕЗ БОТНИЧЕСКИЙ ЗАЛИВ)

***
Протекай спокойно, плавно,
Горделивая Нева,
Государей зданье славно,
И тенисты острова!
Ты с морями сочетаешь
Бурны Росски озера
И с почтеньем обтекаешь
Прах Великого Петра.
(Михаил Никитич Муравьев.
БОГИНЕ НЕВЫ)

Есть в книге  две публикации, где  лирика  звучит и в прозаических текстах. Одна из них  – статья-эссе «К оживающей траве и первой зелени весною»  знаменитого природоведа Андрея Тимофеевича Болотова. Написана эта ода, адресованная цветам, в благодатном месяце апреле 1794 года. Что поразительно, Андрей Тимофеевич пишет о цветах, словно о живых людях, имеющих душу: «О милые и любезные цветы! По самой истине достойны вы предпочитаемы быть пред всеми прочими. Ни которые из них не могут никак сравниться с вами и ни которые не могут придавать садам нашим толикого блеска и такого великолепия, как вы, и так много утешать зрение наше своими красотами. О как жалки сады и цветочные ревиры, не имеющие в себе вас! Как пусты и безобразны они без вас в конце лета и при начале осени» (В цитате сохранена орфография того времени).
Вторая публикация  от составителя  «Цевницы»  Александра Николаевича Стрижёва «Остатки рая на земле» тоже посвящена цветам и поэтически воспевает  достоинства этих  великолепных созданий великой Природы: «Красота земной природы, этого подножия престола Божия, напоминает грешному человеку о красоте небесной, о Райском Вертограде. Украшением же природы являются цветы. Вот картина цветущего луга, нарисованная благодатным художником мысли, архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким): «Вечером на цветущем лугу всё множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают, чтобы утром, повернувшись на Восток, опять встретить его утренней радостной молитвой...Благоухание цветов — это фимиам Богу. Цветы — кадильницы».

Звезда патриотизма, народного духа любви  к Отечеству,  сияет  высоко не только  в поэтическом мире  книги «Цевница», но и в завершающей главе, посвящённой   современному  гражданскому подвигу  основателя Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова –  человека государственного мышления, автора и создателя многих  масштабных проектов, в том числе  энциклопедической серии тридцати томов альманаха «Тобольск и вся Сибирь»,  многих художественных книг – приложений к альманаху, книжной серии великолепных изданий «Сибирский художественный музей». Вот эту грандиозную библиотеку альманаха «Тобольск и вся Сибирь»  теперь дополнила новая  уникальная  книга  с певучим именем «Цевница».
Библиотека Аркадия Елфимова – это  шедевры  полиграфии, рождённые в проектах  исторического, научного, исследовательского  направления, имеющие  Российский масштаб и государственное значение для  возрождения и сохранения истинной народной истории и культуры. Звездой, вершиной этого созидательного труда,  длиною в четверть века, является  создание  фантастического, сказочного парка «Ермаково поле».
Вот что  о трудовом гражданском  подвиге  нынешнего человека, нашего современника,  патриота России Аркадия Григорьевича Елфимова, пишет в заключительной главе  Юрий Перминов: «Ермаково Поле» –  не просто парк, а живая история Тобольска, выраженная средствами ландшафтной архитектуры. Дубовая рощица — это Ермаково войско, всего 25 дубков, то есть один дубок символизирует два десятка казаков. А вот и сам Ермак, поперёд всех, выше всех, на холме, огороженном частоколом из заострённых бревен. Напротив войска казацкого выстроились ряды растений азиатских — это татарское войско с Кучумом во главе. А промеж них –  поле сечи, красным барбарисом, будто кровью багровой, залитое… Постоянно прирастает новыми деревцами и молодая липовая роща. Её начало положил выдающийся русский писатель Валентин Григорьевич Распутин, приехавший из Иркутска в Тобольск .....  …Всякий искренний человек трепетно верит в чудо провидения, его сердце денно и нощно пребывает в труде. Оно трудится во имя тайны дивной и прекрасной, имя которой – Жизнь. Без устали трудится человек, дабы делами своими отделить, а значит, и спасти –  чистоту от грязи, свет от тьмы… Такой труд –  сродни возделыванию сада…     ».
И снова хочется вернуться к библейским словам, с которых мы и начали наш разговор об уникальной   книге  «Цевница»:

"Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад".

Так заканчивается мой рассказ о книге-песне, книге-мелодии, книге-свирели, созвучной  по Духу своему многокрасочным  природным   картинам  времён года в Тобольском  парке Ермаково поле.

Людмила Козлова
г. Бийск

_____________________ 

* Библиотека Аркадия Елфимова    http://tobolsk.org/index.php/ru/onlajn-biblioteka