Повесть о Гостомысле

Леонид Размахнин-Даурский
                Сказание о Гостомысле - первом князе-посаднике Новограда,
                правившего ильменскими словенами около 1200 лет назад.
                Эпическая сказание.

       Если Вам не интересна историческая тематика – не читайте.
Не тратьте понапрасну время! Ведь его -
так мало нам отведено!

                Авторское предисловие.

         1. По жанру, предлагаемое к прочтению сочинение - это эпическое сказание, как указано выше под полным названием. О жизни героя сказания, его общественно-государственных деяниях, личной жизни и пр. данных катастрофически мало, а те, с которыми довелось ознакомиться, в действительности перепевают друг друга. Однако, отдельные придуманные автором эпизоды жизни героя, повествующие о византийском периоде его жизни, отражают действительные исторические события в период средневековья Европы, хотя сведений об участии его в тех событиях автору найти не удалось. Впрочем, и быть их не могло, так как хронологию жизни будущего новгородского князя, а в ту пору никому неизвестного воина, никому не могло прийти и в голову.
Вместе с этим, автор постарался максимально напрячь своё возрастное воображение, а ему 78 лет, и, погрузившись мысленно в бесконечно далёкое по российским меркам время, изложить своё видение развития событий.
Автор, не являясь ни писателем, ни, тем более, поэтом, решился представить читателям портала "Стихи.ру" это сказание, в котором отразил своё видение жизни северо-восточных славян более чем тысяча двухсотлетней давности. 
2. Автор не претендует на историческую достоверность предлагаемого сочинения, тем более, что и у учёных отсутствует единство мнений.
Одним из движущих мотивов, побудивших взяться за этот небезынтересный труд, хотя бы для самого автора, явилось зародившееся неудержимое желание на закате жизни, проверить возможности своих мыслительных способностей и представить сочинение в стихотворной форме.
Ну, а что получилось – решать Вам. :):):)

3. Лет 65 назад, увлёк автора образ Рылеева Кондратия Фёдоровича, поэта-декабриста. Тогда автор узнал, что К.Ф. Рылеев задумал написать историю России в стихах и начал свой труд. Одним из ярких сочинений его было описание победного поединка черниговского князя Мстислава Удалого с касожским  князем, богатырём Редедёй. Казнь прервала замысел поэта. Автор принял решение, на исходе седьмого десятка жизни, реанимировать задумку Кондратия Фёдоровича. Кроме этого, предлагаемого Вашему вниманию сочинения, им написаны ещё два сказания: “Донское побоище” и “Русский флибустьер”. К слову, в последнем, одним из действующих лиц представлен далёкий предок автора – разбойный донской казак.
У Мережковского Д.С. весьма непривлекательный отзыв о К.Ф. Рылееве, но автор своему раннему отношению к поэту не изменил, но, вот, к Мережковскому перестал относиться с прежним пиететом.
Справка: Как и предыдущие сочинения - это содержит значительное количество устаревших слов и исторических справок, вынесенных в 97 сносок. При опубликовании на портале "Стихи.ру" редактор сноски и иллюстрации не пропускает, однако, автор все сноски-пояснения вынес в конец сочинения, как продолжение основного текста, но без указания их порядковых номеров. Таким образом, непонятное слово или пояснение какого-либо события Вы сможете отыскать в этом приложении, если проявите min настойчивости. Как и в прежних сочинениях, в этом, автор стремился раздвинуть знания читателей и показать им привлекательность многих слов нашего языка, практически вышедших из употребления, а он один из немногих, кто ими ещё пользуется в письме, хотя, конечно, и далеко не в полном объёме.

Эпиграфы:

  "Русский народ, есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силою. Я знаю это по двадцатилетнему опыту. Бог дал Русским особые свойства... верю, взойдет звезда Востока, откуда должен воссиять свет, ибо там (в России) больше, чем где-нибудь, хранятся под пеплом духа, мощи и силы!"
               
                Екатерина Великая

«... Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский              народ неодолим, неисчерпаем!               

                И.В.Сталин
* * *

Трудом однажды утомлённый,
Шла сенокосная пора,
Я в тень копны травы сушёной
Лёг ждать, чтоб схлынула жара.

Шмель добродушный и мохнатый
Гудел усердно надо мной,
И стогом облако горбатым
Светилось в выси белизной.

В безбрежной глубине лазури
Сновали ласточки гурьбой,
И воробьи в драчливой дури
Вели сраженье меж собой.

Я не заметил, как прохлада
Глубоких сумерек пришла,
И час ночного звездопада
Взял власть до самого утра.

Хмелящий запах трав душистых
Пьянил и голову кружил
И образы видений быстрых
В моём сознании родил.

Одно видение сменялось
Другим, и каждое из них
В одну историю вплеталось
Веков от древности седых.

Явили благосклонно боги,
Сон с Дрёмой, милость в поздний час,
Перенеся меня в чертоги,
Где грёза  сказом родилась.

В виденьях образы-подспорья
Открылись взору моему:
Могучий дуб у лукоморья
И древность жизни наяву.

         * * *

На дубе том – златая цепь,
В ветвях – былинные герои,
Под дубом вкруг Баяна вои,
И лес, и дол, с ковылем степь -
Картины милые природы
Родной отчизны, и сквозь годы
Напевом древности славян
Мне тешил слух седой Баян.

Картины сказов-грёз воочию
Я видел средь густых ветвей;
Очнулся лишь под утро, ночью,
Когда восток уж стал светлей.
Затих икристый звездопад,
И лишь кузнечики скрипят.

Всю ночь мне Кот-Баюн мурлыкал
Под песню-сказ, что вёл Баян,
И филин в ближней роще хныкал,
Сзывая в капище  славян,
Где жертвенный костёр горел,
И в пламени волхв судьбы зрел.
 
        Иллюстрация
     "Славянское капище".

Я слушал сказы-сновиденья.
Как книга с тысячей страниц
Сменялись яркие виденья
Без строгих временных границ.

Такое было ощущенье,
Что сказы-сны давали мне
Познать историю рожденья
В жизни безмолвной глубине
Страны, звалась, что прежде Русью.
Сквозь плотный времени туман,
Всё, что узнал, теперь берусь я
Спеть Вам от имени славян.

Перескажу Вам сказ о прошлом,
Как пел Баян и Кот шептал;
Со всем старанием возможным
Всё, что запомнил - записал.

         * * *

Но здесь, я обращаюсь к Вам:
“Включите воображенье,
И, может быть, к моим словам
Создаст Ваш мозг изображенье
Того, что я нарисовал
Для развлеченья-просвещенья”.

         * * *

         Пролог.

С цепи златой Баюн сошёл,
Мурлыча, под мотив преданья,
Лёг в изголовье, и вниманье
Моё, пленив, в древность увёл:
В те дни, когда в битвах, порой,
Славянства кровь лилась рекой,
А в мира, редкие года,
Вставали новью  города.

         Иллюстрация
       "Баян-сказитель".

Баян-сказитель песнь повёл
О том, как Гостомысл стал князем,
Избрав судьбу с многообразьем
Забот различных, и прошёл
Путь мирных и военных дел,
И как в княженье преуспел.

         * * *

Детинец  с крепостной стеной
Посадник  Гостомысл поставил
На холме. В ров вокруг направил
Волхов, залив весь ров водой,
А склон у рва, как яр крутой,
Неодолимой стал чертой.

Чрез ров мост на цепях висит,
К центральной башне, отсекая
Подход сил злых и пропуская
Посадский люд. Он сторожит
Словен покой и мирный труд.
При нём мыть  с путников берут.

Венцы  детинца, башень-стражей
Сложили из дубовых кряжей.
Ни дождь и ни мороз трескучий
Им не страшны, а лес дремучий
Хранит от супостатов злых,
Как знать, так и людей простых.

В центре детинца терем князя
С пристройкой клетей. Коновязи
Поодаль терема, конюшни,
С различной масти лошадьми;
Чуть ближе гридница с детьми,
Основой княжеской дружины,
И клеть с оружием: дубины,
Булавы, сулицы, пращи,
Щиты и луки, и мечи…
Хранятся здесь, а также латы,
Местами битвами помяты,
Частично снятые с останков:
Варягов, данов, саксов, франков .
Словены  в грозную страду
Смиряли недругов вражду;
И с ними мир хранить хотят
Великий Карл  и халифат,
А балты, вепсы, эсты, чудь…
Под их защитой отдохнуть
От тяжкой викингов юдоли:
Без грабежей, насилья, боли.

Князь создал свой ареопаг.
Крут Гостомысл в решенье споров;
Нет справедливей приговоров.
Судился им и друг, и враг.
В решеньях был он справедлив,
В реченьях ясен и правдив.
Своим правленьем показал,
Что к власти призван не напрасно:
Рядил  всё честно, беспристрастно,
Мечом врагов не раз карал
За их насилья, грабежи,
И укрепил тем рубежи.

Теперь на смертном он одре.
Но прежде, чем уйти из жизни
Пришло желание Отчизне
Отчёт о слившейся судьбе
Её, его и края словен
Дать в том, как он все годы правил.

        * * *

Воспоминания пришли,
Как волны тихого прибоя,
И за собою увели
С днём настоящим мирно споря.

Он вспомнил юности года,
Когда варягов хищных своры,
С отцом, нарушив договоры,
В словен вторгались города,
Неся насилье, разоренья,
Забыв о мире заверенья.

         * * *

В тиши ложницы  он один.
Ни дуновения, ни звуков
И не детей, не милых внуков,
Кто прикоснулся бы седин.
Лишь мысль, что некому отдать
Княженье, с ним народ и рать.

         * * *

Отец - предшественник.

Отец, посадник Буревой ,
Немало сделал для народа.
Он верил, что словен свобода
Откроет путь им столбовой
К развитью. Лишь бы лютый враг
Не разорил родной очаг.

Он непрестанно воевал,
Предел словенов раздвигая.
Соседей в бранях побеждая,
Почётный мир им предлагал;
Накладывал по силам дань,
Не преступая жизни грань.

Чтоб отстоять, словен предел
От татей - викингов  жестоких,
Поднял он рать. Среди широких
Лесов елань  найти сумел,
Куда им завлечён был враг,
Грабитель злобный, дан-варяг ,
Чтоб с этой сечи никогда
Не возрождалась бы беда.

Конец разбою положить
Затеял князь и сокрушить
Извечных недругов словен,
Достойных обращенья в тлен.

Не раз врагов он сокрушал,
И враг не раз обет давал
Не посягать на словен край,
Хотя бы даже невзначай.

Рати норманнов и славян
Сошлись на берегах Кумени.
Враги горели в нетерпенье,
И каждый воин обуян
Был жаждой лютого отмщенья,
Не полагаясь на спасенье.

Перед походом Буревой
Не сделал жертвоприношенья
На капище. От возмущенья
Сварог  разъярился грозой.
Он вынес битве приговор
И в пользу татей решил спор.

Блистали молнии. Дождём
Смывало славу о былом.
 
     Иллюстрация
      "Сварог".

В той битве рядом с Буревым
И Гостомысл с врагом сразился.
В тот день, как воин он родился,
Из битвы, выйдя невредим.
Поверг он множество врагов,
Освободив их от голов.

Сквозь супостатовы ряды
С остатком самых близких гридней
Они пробились. Незавидней
Не знала жизнь досель судьбы.
Но, где были врагов ряды,
Теснились павших тел гряды.

         * * *

Укрыта пледом павших тел
Елань. Лишь только месяц ясный,
Всему земному неподвластный,
С высот картину смерти зрил,
Да дождь, по павшим, слёзы лил,
Да ветер литию  творил.

Поутру вороны кричат,
На пир кровавый собираясь,
Да волки с лисами, стекаясь
На пир, от жадности рычат.
Лишь сокол, друг славян лесных,
Прокличет  славу в честь живых.

         * * *

Укрыла маленький отряд
Великодушная дубрава.
Лишила Буревоя слава
Всех прежних подвигов-наград.
Отныне бедный он изгнанник -
Печали траурной посланник.

Живя мечтой об искупленье ,
Он в Бярму-град  направил путь,
Надеясь вскорости вернуть
Свободу краю; единенье
Племён разрозненных создать,
И люто викингов карать.

Над Буревым склонился рок.
Безумье князем овладело,
И сердце к мщенью охладело,
И править он уже не мог.
Одна надежда – юный сын;
Лишь он мог стать вождём дружин.

         * * *

        Изгнание.

Град Бярма средь густых лесов
Укрылся от жестоких данов
В охране сосен-великанов,
В тени разлапистых шатров
Из хвои. Жизнь текла уныло,
А удаль княжича манила
На подвиги. Досужность дней
Охотой на лесных зверей
Он заполнял. Цари тайги
Не редко жертвами руки
Его являлись. Нож, топор,
В руках могучих с юных пор,
Свершали в битвах приговор.
Из лука, пущенной стрелой,
Он над разгульною волной
Бил дичь на посвистном ветру
И поутру, и в вечеру.
Но, всё же, жизнь была не мила.
Раздолье княжича манило.
И юный князь пошёл искать
По свету лучшей доли в жизни;
Поклон земной отдал Отчизне…
И в путь, с желанием достать:
Богатство, власть, любовь народа…
Его влекла вперёд свобода.

Через дремучие леса,
Степей хазарских бесконечность,
Где спит в курганах древних вечность,
Во град, где в яви чудеса –
Константинополь православный,
Ромеев  стольный град всеславный.

       В Византии.

Он в октагон  святой пришёл,
Путём изрядно истомленный,
Но и желаньем вдохновенный
Отмстить. Никифор  снизошёл
И принял юного вития.
Константинопля деспотия
Считала за большое благо
На службу принимать варяга.
Включён был княжич в этераты  –
Варяжской гвардии солдаты.

         * * *

Империю со всех сторон
Теснили алчные соседи.
Давно забыл уж о победе
Империи всевластный трон.
В стране во всём царил разлад.
И нет тех сил, что сохранят
Устои древней Византии.
Погибли славные витии
В сражениях за Цареград.
Тревогой мир страны объят.

         * * *

Коварный император ход
Предпринял, чтоб ослабит ропот.
Он давний византийский опыт
Привлёк, чтобы отвлечь народ.
- Война империю спасёт…!
- Победа ж к славе приведёт…!
- Но, где же, тот желанный враг,
Столь для победы лёгкой нужный?
И император криводушный
В своём желанье, как маньяк,
Для воплощенья злого плана,
На жертву выбрал Крума-хана .

Никифор армию поднял.
И под предлогом мессианства  -
Распространения христианства,
Сам ограбленье замышлял,
В сетях коварства пребывая,
Славу победы предвкушая.

А Крум-хан дружбу предложил
И дар богатый подносил.
Но тщетно всё! Преподношенья
Не дали мирного решенья.

Ромеи, отслужив молитвы,
Вошли в Болгарию, а хан
В предгорья отступил Балкан.
Хан с войском василевса  битвы
В открытом поле избегал;
Размах вторжения пугал.

Столица ханства - Плиска-град
Обречена на разграбленье;
Дворец приговорён к сожженью,
Руины в памяти дымят
Болгар уж многие века.
Настолько рана глубока.
Хан лютой местью воспылал,
Совет вождей племён созвал
И начал их объединенье
Для справедливого отмщенья.

Никифор повернул назад.
Но утром, на ночи исходе,
В Вырбишском сумрачном проходе,
Крум-хан ударил из засад.
И воин славный Гостомысл
Бился с врагом за византизм.
Никифор пал в лютом бою,
Не воплотив, мечту свою.

Никифора в походе сын   
Сопровождал. В пылу сраженья
Ставрикий  получил раненья.
И юный княжич-славянин
Патриция от смерти спас
В жестокой битве в ранний час.

И скоро славой удальца
Увенчан он средь братской ровни,
А Византия хладнокровней
В битвах не ведала бойца.
В стратиги  княжич возведён
И в круг патрициев включён.

         * * *

А Крум-хан слугам приказал
Труп василевса  обезглавить
И череп в золото оправить
Он ювелиру наказал,
Чтоб пить из чаши черепной
Вино в честь славы боевой.

         * * *

Война державу привела
К паденью нравов и хозяйства,
А олигархов краснобайство
Лишь усугубило дела.
Ставрикий василевсом избран –
Больной, израненный, пред тризной,
И через год он в мир иной
Ушёл страдающий душой.
Он видел глубину паденья
И нравов власти разложенье.
Настали чёрные года.
Один сатрап сменял другого,
Коварством пользуясь. Такого
Царьград не ведал никогда.
Накрыла череда убийств
Правителей венца  христианства.
Утратил Царьград постоянство
В правленье. Ураган витийств
Затмил необходимость дел.
И всякий властвовать хотел.

         * * *

Не мог смириться Гостомысл
Со всеобъемлющим коварством;
Пылаем праведным бунтарством,
В служении утратил смысл.
Из русов он созвал отряд
И с ним покинул Цареград.
Под полным парусом дромон, 
Под колокольный перезвон
Ушёл к родимым берегам,
Вручив свою судьбу богам.
А вместе с ним и флот галер
Покинул города предел.
Лишился гвардии Царьград.
Отныне нет врагам преград.
 
     Иллюстрация
"Византийский дромон".
    
     Примечание.

Коль воин честен, никогда
На путь предательства, коварства
Не встанет он. И государство
В том войне может быть всегда
Уверено. Такой умрёт,
Против присяги не пойдёт.

(Убеждённость автора,
которого более четверти века преследует ощущение
предательства, совершённое ныне предержащими
власть. В иные светлые года, данные ими присяги
нарушены и преданы забвению, а шанс восстановления
лучшего в истории человечества общественного строя
не только не использован, но и сознательно отторгнут.)

     Возвращение.

С попутным ветром русов флот
Шёл, пеня воду за бортами,
Вперёд, где грозными скалами
Гераклом созданных ворот
Из моря в океан проход.
За ним, вдоль франков берегов,
На родину – страну снегов.

По курсу хищный флот драккар
Шёл, завершив свои набеги
На берега. Купаясь в неге,
Свирепость северных корсар
Они сторицею  познали,
И сумрак траурной печали
В них, поселившись на года,
Привёл в упадок города.
Свирепых викингов жесток
Всегда грабительский урок.

“Какой конунг  разбойный флот,
Отяжеленный грабежами,
На вёслах и под парусами
Ведёт в геракловый проход?” –
Пытался Гостомысл понять,
Чтобы решение принять.

Не долго мучимый сомненьем,
Решил напасть на флот драккар
И первым нанести удар
Возмездия за разграбленья.
    
     Иллюстрация.
  "Драккар викингов".

- Пусть совершится правосудье!
Перун  нам в битве будет судия!-
Сказал он, к русам обратясь,
Отмщенья жаждой, воспалясь.
- Пусть каждый викинг за разбой
Ныне заплатит головой.
За гибель жён и стариков,
Детей и Рюген  разорённый
Пусть гнев ваш, в душах затаённый,
Сорвёт оковы тайников,
Хранивших острое желанье
Отмстить за все наши страданья.
Не знайте жалости к врагам!
Отдайте их крутым волнам!
Отмщенье наше Световит
Увидит и благословит.

И быстрый на ходу дромон
Нагнал драккаров флот разбойный.
Покровом сумрак упокойный
На данов флот навёл Харон .
Исход сраженья предрешён.

       Иллюстрация.
   "Морской бой дромона
со скандинавскими драккарами".

Сжирает греческий огонь
Отяжелевшие драккары,
И в них богатые товары.
Над морем дым стоит и вонь.
Стеная, тонут в волнах даны.
Врата Геракла, великаны,
Взирают, молча на удел
Конца разбойных данов дел.
Глубин владыка Посейдон
Доволен жертвоприношеньем,
Следя за битвой с восхищеньем,
Умерил буйство пенных волн.
Надулись ветром паруса.
Под киль ложится бирюза.
Варяги-русичи вперёд
Свой флот пустили в створ ворот.

         * * *

И вот он - Рюген долгожданный.
Утратил лик он прежний свой;
Частью затопленный водой
Он жертвой пал судьбины злой.
Боги Олимпа и титаны,
Сойдясь в сраженье, первозданный
Сменили облик островной,
Покрыв часть водной глубиной.

Недолгий отдых у друзей
И вновь дорога в край родимый,
Врагом безжалостным томимый,
Страданий край и край смертей.
Пришла расплатная пора
Изгнанья данов со двора.

И русов, преданный отряд,
Решенье принял одночасьем:
Идти к словенам в помощь с князем,
Свершивши клятвенный обряд:
-Ты, Гостомысл, водил нас в рати,
А днесь, веди к данов расплате.
Не долги сборы. Уж в ночи
Оставлен Рюген хлебосольный;
Снастями пойман ветер вольный,
И “Лося”  млечные лучи
Ведут к родимым берегам,
К отмщенью викингам-врагам.

         * * *

     Возвращение.

Прошёл ряд беспросветных лет.
Давил враг лютый тяжкой данью,
Но только лишь кровавой бранью
Прервать цепь можно чёрных бед.

Под тяжкой викингов пятой,
Насилие убило право.
А, своеволье скандинава
Жизнь растревожило мечтой
О возвращенье к прежней жизни
И благоденствия Отчизне.

И Гостомысл пришёл стереть
С своей варяжскою дружиной,
Не раз испытанной чужбиной,
Когда не стало сил терпеть
Гнёт данов. Каждый помышлял,
Чтоб край родной свободным стал.

Жестокой князя месть была.
Немало викингов побили;
Других изгнали и отбили
Желанье грабить навсегда.
С тех пор никто и никогда
Не разорял уж города.
А викинги на много лет,
Не нападать дали обет.

Так Гостомысл на воеводство
Взошёл, чтобы врагов господство,
С племён задавленных нуждой,
Смести навек, как сор метлой.

Изгнаньем татей приобрёл
Народ словен мир долгожданный,
И холм насыпать безымянный
Над прахом данов предпочёл,
В пример захватчикам лихим
К урокам воинским глухим.

Но тяжкий многолетний гнёт
Привёл жизнь словен к оскуденью,
Разбою, неповиновенью…
И князь решил, что повернёт
Жизнь края к новому рожденью,
А Ново-града к возвышенью.

Врагом край отчий разорён.
Настало время мирной жизни.
Все силы решено отчизне
Отдать, коль к власти приведён.
Князей этнических совет
Собрал, чтоб получить ответ
На то, что передумал сам,
И приступить быстрей к делам.

На сборе племенных князей
Поведал им свои желанья;
Нашёл поддержку и признанье,
Отметив, что всего нужней
Теченье жизни изменить,
К труду вновь ревность пробудить,
Чтоб каждый внёс посильный вклад
В привычный жизненный уклад.

         * * *

Призывный колокольный гуд   
Словен с утра собрал на вече.   
На площади звучали речи.   
В разных концах гуторил  люд:   
О Гостомысловом призванье,   
О многолетнем поруганье,
О тяжкой юдоли словен,   
Попавших к данам в тяжкий плен,   
О многом, многом…, и пришли   
Все к заключенью, что нашли   
Неповторимое решенье   
Для жизни словен во спасенье;
Что Гостомысл, как князь словен 
На власть судьбой благословен…   

А он стоял и, молча, ждал,
Когда утихнет гомон веча.
От этой, всем желанной встречи
Он одобрения желал
Тому, с чем жил уж много дней
И что считал всего важней.
И, вот, его черёд настал.
На деревянном возвышенье
Он встал над вече и сомненья
Туман клубиться перестал.

В руках, святой для словен меч
Простёр над неумолчным вече.
Как клятвы знак жест этот встречен.
Готова площадь слушать речь.
Он выждал, чтоб словен привлечь
Вниманье. Гул прошёл и сник.
Хотел князь, чтобы всяк проник
В то, что услышать предстояло,
И, что его переполняло;
Что он хотел сказать народу,
Вновь приобретшему свободу.
И он сказал, что знает мир,
Что в дни невольного скитанья
Мечтой жил с родиной свиданья;
Варягом у ромеев  жил,
Когда же знанья приобрёл,
Оставил службу и ушёл,
И всё, что накопил и знает,
Словенам в пользу предоставит.
Но прежде прекратить вражду
Меж племенами; мир устроить
И край родной благоустроить,
Так, чтобы впредь не знать нужду,
Призвал народ на шумном вече
В своей воитель страстной речи.

Прервав, взволнованную речь,
Он ждал, что скажет “голос” веча;
Ведь этой, столь желанной встречей
Хотел словен мечтой увлечь
О жизни мирной и свободной.
Вечем, как мерой поворотной,
Желал направить он народ
К грядущей жизни без невзгод.
Народ молчал. Как тяжко ждать
Рождения решенья веча!
- Не уж ли, бесполезна встреча!?
Решенье принял наблюдать.
Но, вот над стогной  одобренья
Раздался возглас. Вслед за ним,
Так, словно бурею гоним,
Взорвалось вече утвержденьем.

       Иллюстрация.
   "Новгородское вече".

С минуты этой и до вздоха
Прощания с судьбой земной,
С ним, наделённым полнотой
Всевластья, новая эпоха
Явилась в жизнь славян лесных
Наградой лет пережитых.

Теперь уверен он в себе.
Гуденьем вечевого сбора
Поддержан он, и в нём опора
В немалом будущем труде
Дружины преданной созданье,
Чтоб у врагов отбить желанье
Даже мечтать о нападенье
Всегда несущем разоренье.

А веча шум, как волн прибой,
То утихал, то вновь вздымался
И эхом в дебрях отзывался,
И до небес вставал горой.

Над головою ”меч судьбы”
Он снова поднял, призывая
Народ к молчанью, покоряя
Неугомонный шум толпы,
Рождённый вновь при обсужденье
На затухающей ступени.

Пленёно вече тишиной.
И даже ветерок блужданье
В ветвях оставил, чтоб вниманье
Не отвлекать в листве игрой.
Лишь грай в заботах жизни птиц
Не соблюдал тиши границ.
А, в воцарившей тишине
Застыло площади дыханье.
Во всех жило одно желанье:
Скорей отдаться новизне
Деяний словен возрожденья
И Ново-града возвышенья.

А он продолжил свою речь:
О жизни словен хлопотливой,
О сборе мыто  справедливой,
Поскольку должен он привлечь
Нард к устройству мирной жизни
И процветанию Отчизны,
О расширении границ
За синь безбрежную лесную
Никем ещё не занятую,
Куда летят ватаги птиц,
Постройке новых городов,
Морских купеческих судов,
Чтобы за морем торговать
И иноземцев в гости ждать.

     Иллюстрация.
"Ново-град с укреплённым от
внезапного нападения торгом
на берегу и торговыми судами".

С народами других краёв, -               
Сказал он, - жизнь построить нужно
В почтенье к ним, и с ними дружно
Бить общих хищников-врагов.   

Он вече яркою судьбою
 Увлёк, себя назвав слугою
Народа, что решил вручить
Свою судьбу, чтоб воплотить
Всё то, о чём он им сказал
И с чем народ его связал .

     Примечание.

В те времена, коль слово дал,
Кто б ни был – князь или боярин,
Купец иль просто горожанин –
Своею честью отвечал
За выполненье обещанья.
И не искалось оправданье
Тем, кто посулы не сдержал;
Любой в немилость попадал.

Сказал взволнованную речь
Старейший тысяцкий от веча.
Был одобренья гулом встречен
Призыв воителя облечь
Безмерной полнотою власти,
Чтобы вторжения напасти
Не смели нарушать покой,
Дав мир словенам вековой.

         * * *

Уж за стеною крепостной
На отдых спряталось светило,
А Вече шумом ещё жило
Волненья хлопотни дневной.
Но, ночь хозяйкою пришла,
На свод небесный согнала
Стада, мерцающие звёзд,
Из них, построив, млечный мост.
Утихла площадь, и заснуло
Всё в граде, кроме караула
На башнях-стражах крепостных,
Да стука сторожей ночных.

         * * *
Один в светлице он. Рассвет
Уж скоро в окна постучится,
А Гостомыслу всё не спится.
Решил он изложить "завет"
О том, как жизнь устроить далее,
И, что всего нужней вначале.

 
        Иллюстрация.
"Так выглядели крепостные стены
    в раннем средневековье
        на Руси".

         * * *

Всё тихо за окном в ночи.
Пидквитник  посреди светлицы
И “Правды ” будущей страницы
В дрожащих бликах от свечи
Лежат среди листов из кожи,
А рядом перья, каламарь ,
Светец  с лучиною, как встарь,
И острый нож рядом положен,
Чтобы затачивать перо,
Когда затупится оно.
Стопой уложены листы
Сырой и тонкой бересты,
Писала  из клыков моржей,
Набор заточенных ножей,
По бересте резы писать,
Песочница, чтоб осушать
Чернила  с кожаных листов,
Фигурки словенских богов.
Поодаль жёсткая кровать
Стоит у самого окна,
Шкурой застелена она.
А на стене меч-кладенец,
Кольчуга из витых колец,
Колчан со стрелами и лук,
Щит алый для могучих рук.

         * * *

Из-под гусиного пера
На тонкий лист телячьей кожи
Смысл первой мысли уж положен.
За ней другая мысль-сестра
Ложится буквицей  на лист.
Процесс творения тернист.

И, только при закате дня
Он, положив перо устало,
Листы сложил. В нём возрастало
Томление, ко сну клоня.
Скорей на ложе! Отдохнуть!
Чтоб бодрость сил к утру вернуть.
А, за окном - зари костёр;
И воздух ароматом дышит.
Герой в провальном сне не слышит
Хвалебный словен разговор.
Ликует город. В целый день
Молва достигла деревень,
И в ней народ на все лады
Веча оценивал плоды.

         * * *

За днями дни, за годом год –
Проходят стройными рядами;
И результатами-дарами
Доволен словенов народ.
Князь много планов воплотил:
К объединенью приступил
Племён в союз. Как обещал
Под Ново-града власть собрал
Вождей разрозненных племён.
Привёл их к дружбе своей властью.
Недружелюбия ненастью
Конец положен. Заключён
Мир вечный между племенами,
Благословленный их богами.
Жизнь, как свою, так и племён
Судьбе вручил он. Устремлён
В своих желаниях поднять
Племён жизнь так, чтоб “БЛАГОДАТЬ”
Теперь на вечные года
Не покидала б города.

         * * *

Он начал с дальних рубежей.
На вышках выставил посты,
Чтоб жечь сигнальные костры,
В предотвращенье грабежей,
Коль скоро вновь решится тать
На край словенов нападать.

И, чтоб надёжней защитить
Словенов край от супостатов:
Их грабежей и их захватов,
Решил дружину возродить.
В неё сам воинов отобрал
И рать могучую собрал.

Имея опыт ратных дел,
Владея всем вооруженьем,
Он сам занялся обученьем
И в этом быстро преуспел.
Его дружина через год
Могла стеной встать за народ.

         * * *

Высок и строен юный князь.
Он наделён силой могучей,
Душой с энергией кипучей,
И, правит краем, не страшась,
Ошибки совершать. Он знает:
Совет князей его поправит .

Богами щедро одарён
Он и недюжинным  умом.
Князь с детства грамоту познал.
Славянской буквицей владея,
Сказать понятливо умея,
Первым уставы написал;
Уставы в “Правду князя” свёл
И княжий суд в закон возвёл.
В судах всегда был терпелив,
В решеньях споров - справедлив.

О князе-мудреце молва
Шагнула за пределы края,
Легенды слухами рождая,
Плетя сказаний кружева.
И в Ново-град со всех концов
Владыки выслали гонцов,
Заверить князя в миролюбье,
Смиряя в сердце честолюбье.

         * * *

Народ не ведал воровства.
В домах не ставили запоров,
Не громоздили и заборов,
Чтоб отделиться от родства.
Уставший странник от дорог,
Переступив любой порог,
Найти мог отдых от пути,
И кров, и стол приобрести.

         * * *

Нежданно весть принёс гонец,
О том, что после долгой хвори,
Живя в неведенье, затворе,
Ушёл из жизни князь-отец.
По ритуалу тех времён
В костре покойный был сожжён.

        Иллюстрация.
"Языческий ритуал захоронения
       князя-воеводы".

Сухих сложили штабель дров,
Ладью на них установили
И тело князя усадили
В ладью, и в качестве даров,
Жену младую поместили,
Снедь и оружье разместили,
Коня в закланье  принесли
И к кроде  факел поднесли,
Чтоб Велес  проявил заботу,
И облегчил путь к небосводу,
Перевозя чрез реку жизни.
Затем все приступили к тризне.

Костёр сгорел. На пепелище,
Останков княжеских жилище,
Чтоб ветер пепел не разнёс,
Дожди не смыли под откос,
Курган насыпали руками
Хранить прах княжеский веками.

         * * *

Однако, время не унять.
Оно в трудах неутомимо.
Союз племён несокрушимо
Живёт и здравствует, и рать
Хранит союза рубежи,
Предотвращая грабежи.

А, что же князь? Он одинок,
Хоть и любим своим народом.
Ведь рядом нет той, кто б приходом
Любви взрастила бы цветок.

Волхвы собрались на совет
Решать наследственность правленья.
Слова звучали сожаленья:
Мол, холостяк что сухоцвет,
Жениться князю, мол, пора,
Княгиня словенам нужна…
Тогда же приняли решенье
О том, что княжича рожденье
И заключенье брачных уз
Прочней скрепит племён союз,
Но для того все племена
Прислать на игрища Ярила
Должны девиц, чтоб закрепила
Союз на вечные года
Женитьба князя, и тогда
Жена должна быть не одна.
Славян скрепятся племена
Детьми от одного отца
Подобно цепи кузнеца.
Единым сложатся народом
Славяне под небесным сводом.

         * * *

Советы принял он волхвов.
Решенье их – небес решенье.
Князь для волхвов не исключенье.

         * * *

     Ярила день.

На сопредельном берегу
Ковром зелёным луг раскинут.
Он не обжит; вот-вот нахлынут
Толпы людей и быть торгу.
В те стародавние года
Не занят луг был городищем:
Ни лавками и ни жилищем.
В разлив царила там вода.

Удобен для торжища луг.
Волхов взирает с интересом
За толчеёй. За редким лесом
Из белоствольных тел и рук
Бор – златоствольный великан,
Одетый в хвойников кафтан,
Из-под щетинистых бровей
Взирает тоже на людей.
Прелюбодеев хоть сейчас
Готов он скрыть от лишних глаз.
 
Чтоб праздник весело прошёл,
Вокруг хлопочут горожане.
На деревянном истукане
Венки из трав кто-то заплёл.
То бог торговли и скота –
Велес премудрый и могучий.
Покинул нынче лес дремучий
Он ради праздника труда
В честь сына своего Ярило.
И видно: всё для бога мило,
И льёт на праздник сам Сварог
Лучей безудержный поток.
Между могучих скирд сенных,
Обживших луг при сенокосах,
Стоят столы, и на подносах
Дары богов славян лесных:
Грибы в засоле, земляника,
Ирга, малина и черника…,
А дале стопки пирогов
И рыба - утренний улов,
Кувшины с пенными квасами,
Холсты, расшитые цветами,
Работы шорных мастеров,
Мечи и латы кузнецов.
Из клёна – братины, ковши,
Ендовы, кубки, скопкари …,
Одежды всякой вороха
И редкой красоты меха:
Всё для обмена и даров
С благословления богов.

У берега из свай причал.
Из тёплых стран и стран суровых
Стоят суда гостей торговых.
Сам Велес их на торг призвал.
Им всё на торге интересно,
Но пуще: льна холсты, меха,
Рек новгородских жемчуга…
На торге все торгуют честно.

Князь с группой близких молодцов
Обходит луг. Его товары
Интересуют. Медовары
Зовут отпробовать медов,
Стряпухи - пышных пирогов
С начинкой ягод иль грибов.

Всё вызывает интерес
У Гостомысла. С группой гридней
К столу подходит хладных сбитней .
Сбитенщик хвалит до небес,
Напиток созданный богами,
Воссозданный его трудами.

В Ярила день везде царят
Неудержимо смех и шутки.
А, скоморохов прибаутки
Порой до слёз народ смешат.

У кромки леса тень листвы
Укрыла пологом зелёным,
Из бликов солнечных сплетённым,
Баяна с группкой детворы.
Вокруг седого гусляра
Ватагой сгрудились детишки.
Внимают  тихо шалунишки
Слова о торжестве добра,
О ратных подвигах былых,
Союзах в бранях боевых.

Над лугом трубно ревёт рог.
На молодецкую забаву он
Приглашает, там, где славу
Бойца добыть сулит Сварог.
То бой кулачный, молодецкий,
И приз, поистине купецкий:
Конь под седлом и в ножнах меч,
Кольчуга для бойцовских плеч,
Колчан со стрелами и лук,
Червленый щит для сильных рук:
Всё, для того, чтобы в бою
Воитель смог страну свою
Не просто жизнью защитить,
Но и желанье впредь отбить
У лиходеев нападать,
И их безжалостно карать.

Затем для тех настал черёд,
Кто пожелал стеною биться.
Две стенки начали сходиться
И каждая, как зверь ревёт.
Так поединщикам на смену
Бойцы идут стеной на стену.
По пояс все обнажены
И боем все возбуждены.

         * * *

Костёр пылает у реки
В центре большого хоровода.
До зорьки ясной, до восхода,
Часы ночные коротки.
То, ночь Ярила наступает,
Любовь в стогах благословляет.
Лишь в эту сладострастья ночь
Ярила всем готов помочь
Любовь в партнёрстве обрести
И, может, с нею жизнь пройти.
Спадает пламя у костра.
На пары молодёжь дробится,
И коль подружка согласится,
В прелюбодействе до утра
Ночь проведут под сенью леса,
Иль стога спрячет их завеса.
Но, прежде прыгать чрез костёр
Им предстоит. Ведь дым-шатёр
Очистит от грехопаденья
Ещё до их совокупленья.

И гридни князя среди пар.
Они нашли подруг на вечер.
Ярила вечер скоротечен,
Но он восторги обещал.
И каждый с девицей-красой
К утру умоется росой.
Парней роса одарит силой
И даст здоровье, лепотой
Блудниц  одарит, и женой
Вернётся каждая домой.
 
     Иллюстрация.
  "Очищение костром".

         * * *

Князь в стороне от толчеи.
Он в мыслях далеко от луга.
В его сознании округа
Оделась в новые черты.
Там, где теперь народ гуляет –
Погост торговый вырастает.
Он защищён со всех сторон
Стеной, и вала крутой склон
Защитой городу послужит
И племена теснее сдружит.
Чтоб Волхов торг не затоплял -
Представил обводной канал.
Амбаров ряд на берегу
Представил, словно наяву,
Где свой или заморский гость
Хранит добро. Чрез Волхов мост,
А за дубовою стеной
Раскинут в центре торг большой -
Представил он в воображенье;
Улыбкой, утвердив решенье.

Все разбрелись, а он один.
И вновь в раздумьях пребывает.
Но голос нежный отвлекает.
В берёз узоре и осин
Он зрит красавицу-блудницу
И с ней спешит в лесу укрыться.
Их тайну скроет в царстве леса
Листвы зелёная завеса.

А утром Новограда люд
Узнает, как красу зовут,
Какой красе дано судьбой
Для князя первой стать женой.

         * * *

         Эпилог.

Нам летопись не донесла,
Какого племени девица
Семь раз сумела разрешиться,
Плодами “княжьего труда”,
Когда княгинею была.
Словенка, водь или кривичка,
Ижорка …? Может быть, русичка?
А, впрочем, что за дело нам,
Коли княгиней племенам
Ей стать судьбой предрешено
И князем в жизнь воплощено.

Известно, семеро детей
У Гостомысла было с ней.
(Четыре сына и три дщери.)
Князь, переживший сыновей
С надеждой жил на дочерей.
Но, только средняя Умила
Была для сердца его мила.
И, именно она, Умила
Отцу трёх внуков подарила -
Трёх сыновей и старший сын,
Князь Рюрик, выживший один,
Убив, соперника Вадима
Стал властвовать неразделимо.

         * * *

Вот, что успел я записать
Из сказа древнего баяна.
Добавлю лишь, что из тумана
Тысячелетия слагать
Историю Руси рожденье –
Нужны познанья, и терпенье.

Теперь не мне, а Вам решать
Насколько этот труд удался.
Но, видит Бог, что я старался,
Невеждой чтобы не предстать,
Как можно больше прочитать.

         Конец.

Авторское послесловие.
(Коротко о русском этносе.)

Начиная с момента зарождения мысли, о написании прочитанного Вами сочинения, автор оказался во власти неистребимого желания узнать истоки рождения русского народа. Прочитал груды литературы и был обескуражен разнообразием несовпадений во мнениях. Насчитал более двадцати различных версий в большинстве своём противоречащих друг другу. В конечном итоге сформулировал для себя своё видение и на этом относительно успокоился. Почему относительно? Да, потому, что независимо от, казалось бы, принятого для себя решения, периодически возвращаюсь мысленно к этому вопросу, оно, по-видимому, в душе автора  полностью  не устраивает.
Уж много раз встречались статьи, в которых учёные мужи спорят о русском этносе. Что это за этнос, и как он сформировался? Высказываются разные варианты и все они заманчиво интересны, и, как только что было отмечено, спорны и, порой, противоречивы.
Предлагаю Вам вместе рассмотреть некоторые вопросы, не вдаваясь в глубокие рассуждения учёных.
Давайте проследим, какие племена населяли Приильменье в период раннего и среднего средневековья. Это – ильменские словены, кривичи, вятичи, меря, чудь и весь и, очень вероятно, что и соседствующие с ними племена, но в меньшем количестве. Можно предположить, что половина из них относилась к фино-угорскому этносу, поскольку приглашение на княжение Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору было сделано как от славян, так и от угро-финских племён. Если опираться на “Легенду о Словене, Руссе и городе Словенске”, к которой автор испытывает наибольшее доверие,  то славяне пришли в Приильменье с Дуная, что, кстати, доказано исследованиями историков, ведомые двумя братьями Словеном и Русом, сыновьями Скифа. Каждый из братьев по прибытии основал свой город, Словен – Словенск, а Рус – Русу, а единое племя разделилось и каждое из них стало называться по имени своего вождя. Словен умер и Рус, перебравшись в Словенск, как наиболее удобно географически расположенный,  переименовал город в Новоград. Эти два славянских вождя были прародителями героя нашей повести Гостомысла, объединившего все приведённые племена в единое первоначальное княжество, что явилось предпосылкой формирования нового многочисленного племени, получившего со временем общее название “Русы” со своими этническими особенностями. Можно предположить, что славяне-русы были наиболее “продвинутым” племенем, чем и объясняется название нового этноса.
Ко времени похода князя Олега на Киев, это был уже единый совершенно молодой и многочисленный этнос, вобравший в себя культуры всех составивших его племён.
Известно, что к приходу в Киев новгородцев под предводительством Олега, город был невелик. Сам город с окрестностями населялся немногочисленным славянским племенем полян, плативших дань хазарам. А, вот войско новгородское, в которое входили ещё и варяги-викинги, было весьма многочисленно, поэтому можно сделать предположение, что прошёл очередной процесс ассимиляции коренного племени, пришедшим народом, освободившим коренное племя от хазарской зависимости. В скором времени мощное новое молодое племя, в соответствии с законом пассионарности, поглотило и соседние славянские племена: северян, родимичей, древлян, мери и другие. И только в дальнейшем, распад мощного древнерусского государства на удельные княжества и поглощение западных княжеств Польшей и Литвой, привнёс языковые отличия, но не настолько глубокие, чтобы народы не могли бы понимать друг друга.
В связи с приведёнными аргументами, вызывает недоумение утверждение украинских псевдоучёных в некоей избранности “укров”-украинцев. Следует напомнить, что термин Украина впервые был применён в “Повести временных лет”, где-то в конце 12-го века, когда все княжества говорили на одном языке, у всех были общие предания и обряды; а в дохристианские времена все были язычниками и поклонялись одним и тем же богам. По поводу происхождения термина “Украина” до сих пор нет единого мнения. Теперь, что касается “укров”. Такое племя действительно существовало и жило на территории современной восточной Германии, но со временем было ассимилировано германскими воинственными племенами. Поэтому у современных украинцев никаких генетических следов древних укров не обнаружено, и быть не может.
Такова, коротко, точка зрения автора прочитанного Вами, коли Вы добрались до этих строк, сочинения.
Подтверждение правоты заключения автора совсем недавно им было найдено в выводах американских учёных-генетиков, которые в России замалчиваются власть   предержащими. О причинах замалчивания здесь останавливаться не будем.   
Теперь же, совсем коротко, о сути результатов этих исследований. Американскими учёными было установлено, что 4500 лет тому назад произошла единичная мутация в Y-хромосоме у новорожденного мальчика в одном из праславянских племён. Хромосома же имеет набор нуклеотидов, который передаётся из поколения в поколение без изменений в течение тысячелетий. Этот набор генетики называют гаплогруппой и классифицировали её – R1a1. Вслед за этим, продолжая искать материалы по этой теме, вышел на статью Александра Никитина, секретаря ЦПС ПЗРК «РУСЬ», вдержку из которой привожу, так как в ней сфокусировано всё до предельной ясности.
“Гаплогруппа, в силу её наследственной неизменности, одинакова у всех людей одного биологического происхождения, то есть у мужчин одного народа. У каждого биологически самобытного народа есть своя гаплогруппа, отличная от аналогичных наборов у других народов, которая является его генетическим маркером, своего рода этнической меткой. Мутация оказалась очень жизнеспособной. Род R1a1, которому положил начало этот самый мальчик, выжил, в отличие от миллионов других родов, исчезнувших, когда пресеклись их генеалогические линии, и расплодился на огромном пространстве. В настоящее время обладатели гаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины и Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях — до 80%. R1a1 является биологическим маркером русского этноса. Этот набор нуклеотидов и есть «русскость» с точки зрения генетики.
Таким образом,… мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ — русский.”
Информация об открытии американских генетиков укрепила автора в справедливости его выводов и подтвердила мысль: словены и русы, поселившиеся в Приильменье – один народ и очень многочисленный по сравнению с местными угро-финскими племенами. Этим и объясняется ассимиляция малочисленных коренных племён, в конечном итоге обрусевших и генетически, и цивилизационно. К тому же, как утверждают американские учёные, русская гаплогруппа, приходя в соприкосновение с другими гаплогруппами, с том числе и славянскими, вытеснила их, оставив на обширнейшей территории носителей галогруппы R1a1, то есть маркера русого этноса.    
И, ещё. По пути от Дуная до Приильменья от огромного единого народа, вероятней всего, отделялись группы людей, пожелавшие остаться в приглянувшихся им местах. Этим, думается, и можно объяснить появление в ряде славянских племён на, территории центральной Европы русского гена.
Так автор представляет исторический процесс расселения славян с гаплогруппой R1a1, то есть, с русским геном.

Приложение (сноски):

  Сказание - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Эпическое сказание – то же, но обличённое в стихотворную форму.
  Касоги - народ черкесского (адыгского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар.
  Пиетет - это устаревшее слово, означающее почтение, благоговение, признание. Относиться с пиететом - значит выказывать почет и уважение, преклонение.
   Сон и Дрёма – в славянской мифологии Сон – бог сна. Молились древние славяне этому богу по многим поводам – просили удачу в пути, спокойного сна, благодарили за успех каких-то мероприятий. Дрёма – его жена, богиня сновидений и мечтаний.
  Грёза - Светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.
  Чертог -  Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
 Капище является священным местом общины, на котором проводятся обряды, славянские праздники и таинства общения с Богами.
  Новь – (перен.) Что-либо новое, вновь появившееся, возникшее. “Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный)”. Ефремовой Т.Ф.
  Детинец -  Центральная часть древнерусского города, одно из названий внутренней городской крепости, кремль.
Сл. С.И. Ожегова
  Посадник -  Выбранный вечем правитель города. Толковый словарь Ефремовой.
  Черта – (перен.) Рубеж, граница, предел.  Толк. сл. Ефремовой.
  Посадские люди - В Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод) за пределами детинца.
  Мыть (мыто, мыт) – (др. русск.) Дань, оброк, платеж, поборы, повинность, подать, пошлина, сбор, тягота, Сл. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
  Венец – В строительстве, один ряд брёвен.
  Кряж дерева - Бревно, брус, колода, толстое голомя и …
  Клеть – Помещение, комната в строении, здании, а также отдельная пристройка хозяйственного назначения. В обычном русском жилище клетью называется, как правило, неотапливаемое помещение (сруб)…
  Гридница (гридня) — В древнерусской архитектуре IX—XVII веков — большое помещение в княжеском дворце для дружинников. Этимологический словарь Фасмера слово гридница производит от слова «Гридь», Гридень — дружинник.
 Княжескими детьми во времена описываемых событий называли близких князю дружинников и располагались они при князе в комнатах-гридницах.
  Русская дубина – Ударно-дробящее оружие ближнего боя русских воинов, прародительница булавы и палицы. На разящем конце дубины делали выступы для разбивания лат.
  Су;лица — разновидность метательного оружия. Представляет собой дротик, метательное копьё, имеющее железный наконечник длиной 15—20 см и древко длиной 1,2 — 1,5 м.
  Праща — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец, которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.
  Варяги, даны, саксы, франки – Агрессивные племена средневековья, постоянные враги славян.  Началом Средневековья считают падение Западной Римской империи в конце V в., концом: падение Константинополя в 1453 г.
  Слвены (ильменские словены) — восточнославянское племя, жившее в конце IX века в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога. До сих пор нет единого мнения в этнониме (названии) племени. В равной мере используются термины славены и словены. Автор решил использовать оба этнонима. В будущем, если настоящее сочинение будет признано, учёные разберутся, и можно будет внести изменения.
  Карл Великий (ок. 742-814) - Король франков и лангобардов, воссоздатель Римской империи на западе, один из величайших правителей в истории; покорил многие западнославянские народы.
 Халифат – Мусульманская теократия с халифом во главе. С 10 века в Западной Европе халифатом называют также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний 7-9 веков. (Арабский халифат.)
  Юдоль - (перен., книжн., устар.)  Жребий, удел, участь кого-л. (обычно печальные).  Сл. Ефремовой.
  Ареопаг - Древнее уголовное судилище в Афинах, названное так по месту, на котором происходили его заседания, на холме Арея, возвышавшемся против Акрополя, несколько западнее его.
  Рядить - (стар.), устанавливать порядок, управлять.
  Ложница – В старорусском языке – спальня.
Буревой – Князь-посадник в г. Ладога, отец Гостомысла и прадед Рюрика. Упоминается в летописях с 765 года, но дата не достоверна.
  Предел – в старинном значении – страна, местность.
  Тать – (рус. стар. или поэт.) то же, что вор, грабитель, убийца.
  Викинги - раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы. Они были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами. Известны также под название норманны. По этническому составу они были датчанами, норвежцами, исландцами. Англия же, больше всего страдала от датчан.
  Елань – ровное открытое безлесное пространство, луговая равнина, пригодная для покосов, пастбищ.
  Даны -  древнегерманское племя, населявшее территорию нынешних Швеции, Норвегии и Дании. Первое упоминание о данах восходит к VI в. н.э. в рукописях историка Иордана.
  Река Кумень  – современное название реки Кюмийоки на территории Финляндии.
  Сварог - в славяно-русской мифологии главный бог славян, бог неба, небесного огня, отец бога солнца Дажбога и бога земного огня Сварожича.
  Лития – Служба короче панихиды. Помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма…
  Прокликать -  то же, что прозвать, прокричать, возгласить, проговорить кличем, громко, оглашая что-то. (Новый толково-словообразующий словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.)
  Искупление – получение прощения за содеянное ценой чего-нибудь. (Новый толково-словообразующий словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.)
  Город Бярма – бытует одно из мнение, что название города с веками трансформировалось в Пярму, а затем в Пермь. Разбитый в сражении на реке Кумени Буревой тяжело переживал почти полную потерю дружины и спасся бегством столь далеко, что варяги-даны, они же викинги, уже не могли его достать.
Территория, на которой расположен город Пермь, заселена человеком с древнейших времён. В городе изучены более 130 археологических памятников (от каменного века до позднего Средневековья). Но, существует и другое мнение в учёном мире. Согласно ему город Бярма, якобы, находился на острове, недалеко от берега нынешней Финляндии, но в связи с обмелением Балтийского моря стал частью материка. Вы же, уважаемый читатель, можете выбрать любой вариант из предложенных в сноске. Автор, как Вы увидите из содержания, выбрал первый, потому что посчитал, что уже в те времена ни за какими крепостными стенами отсидеться было невозможно, особенно при многолетней осаде.
  Ромеи – так славяне называли византийцев в стародавние времена.
  Октагон – официальная резиденция византийских императоров.
  Никифор I – Византийский император (802 – 811 г.г.). Человек большого ума; принялся исправлять положение в стране. Погиб в битве при с болгарским ханом Крумом в битве при Вырбишеском походе.  Из черепа императора хан сделал чашу для пиров, отделанную серебром.
  Деспотия (по-гречески неограниченная власть) — форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю — наследственному монарху...
  Этераты – личная гвардия императора. В начале служила в качестве почётного эскорта, в дальнейшем в боевых действиях. Состояла в основном из наёмников-варягов-русов. 
  Крум Грозный, Крум Страшни; умер 13 апреля 814) — хан болгар (802—814).
  Мессианство – учение об особой роли данного народа в судьбах человечества. (Одно из понятий.)
  Василевс – титул византийских императоров
  Ставрикий – сын Никифора I, его соправитель. Умер в монастыре 11.01.811.
  Стратиг – командующий военным округом в Византии.
  Басилевс — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также монархи Скифии и Боспорского царства...
  Краснобайство – пустое, бессодержательное пустословие.
  Венец – одно из значений – высший предел, вершина чего-нибудь, (переносное знач.)
  Витийство – пустые многословные речи, рассуждения, отличающиеся обычно высокопарностью, выспренностью. (одно из значений).
  Дромон – быстроходное парусно-гребное судно военно-морского флота Византии с V по XII века. .Изначально это был лёгкий, быстроходный и манёвренный корабль с одним рядом вёсел. В дословном переводе – гонщик.
  Галера -  парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна с одним рядом вёсел и одной-двумя мачтами, несущими латинское парусное вооружение. Галера – слово итальянское, произошло от греко-византийского – галея.
  Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage -  «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») - так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой.
  Сторица -  устар., вознаграждение, возмещение, превышающее ущерб, убытки во много раз (буквально: в сто раз, в сто кратном размере).
  Конунг - военный вождь, высший представитель родовой знати у скандинавов во времена раннего средненвековья.
  Перун - бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне.
  Рюген – остров. Он же в исторических записях – Рус, Руян, (Буян у А.С. Пушкина). Славянское племя руян (русов, ругов) поселилось на острове примерно в 6-м веке. Удачное географическое положение и другая, самобытная вера вызывало у соседей, особенно у датчан ненависть …
  Святовит -  бог войны и победы у  западных славян.
  Харон - в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты. Изображался мрачным старцем в рубище.
   Предположительно «греческий огонь» включал селитру, серу, нефть, смолу и другие вещества и не гасился водой. В 673 году его состав был предложен архитектором Каллиником из Гелиополиса.
  Посейдон - в древнегреческой мифологииверховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.
  Остров Рюген был несколько крупнее, чем сейчас: картограф Герадот Меркатор писал в своей «Картографии»: «Остров [Рюген] в древние лета многим просторнее был неже ныне. Божиею волею промыла вода сквозь тот остров».
  «Титаномахия» (древ. греч.) или Войны Титанов - в древнегреческой мифологии - битва богов-олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: Титаны, с базой на горе Офрис, и Олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. Титаномахия также известна как Битва Титанов или Битва Богов. Поле сражения находилось между горами Офрис и Олимп в Фессалии. Олимпийцы одержали победу с помощью циклопов и гекатонхейров. Гекатонхейры (Сторукие, лат. Центиманы) — в древнегреческой мифологии — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий,
  Посейдон - в древнегреческой мифологииверховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.
  Днесь - (старин., церк.-книжн.). Ныне, теперь, сегодня.
  На протяжении многих веков в Древней Руси  созвездие Большой Медведицы называли “Лосем” или “Сохатым”.
    Лихой – в первом значении: приносящий беду, злой, тяжкий. Впервые термин “лихой человек” появляется в Судебнике 1497 года во время правления великого князя Московского Ивана III Васильевича (1462-1505). Однако, в народе это понятие жило за много столетий до принятия Судебника.
  Боярский совет (“оспода”) являлся реальным носителем власти Великого Новгорода. Он сосредотачивал в своих руках всю государственную систему управления, решал через вече все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
  Гуторить – старин., говорить.
  Клятву славяне давали на щите и мече.
  Ромеи — (Romaioi) самоназвание жителей Византийской империи.
  Стогна – поэт., устар., площадь (городская).
  Мыто - Государственная пошлина, взимавшаяся при провозе через заставы ...
   Пидквитник – (стар. слав.) старинный столик из дерева, различного назначения, мог иметь небольшую спинку. (См. “Старинные мебельные термины и определения”).
  Свод первых законов на Руси назывался “Русской правдой”.
  Каламарь – (стар. слав.) чернильница. На Руси изготовлялись чернильницы из обожжённой глины. Чернильницы, отлитые из олова и, даже, бронзы с орнаментами на мифические темы, привозились купцами из Европы.
  Светец – подставка для крепления лучины. Под горящую лучину ставилась ёмкость с водой для предотвращения возгорания в случае падения угольков горящей лучины на воспламеняющиеся материалы.
  Писала – остро заточенные стержни из металла или клыков моржей, которыми делали резы при письме по влажной бересте.
  На Руси чернила делали из березовой сажи. Самый древний русский рецепт чернил - сажа смешанная с вишневым клеем.
  Буквица - славянская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. В этой азбуке, и только в ней, есть содержание. Она содержала 49 букв.
  (А, Россия на сегодняшний день имеет полную узурпацию власти одним человеком, некогда изменившем присяге, данной почившим СССР и КПСС, что в недавнем прошлом судом военного трибунала каралось высшей мерой наказания в военное время, “порвавшему” ст. 81, в части длительности сроков президентства. Попытки исправить что-либо мирными мерами – обречены на провал, пока “узурпатор” у власти.
Вот Тебе, Народ, и Демократия! – “дерьмократия либерастовая”, как её называет сам Народ.)
  Заклание – (устар., высок., ирон.) – на погибель, на мучение, Идти, отдать на заклание (от старин. глагола заклать - заколоть).
  Крода – большая, специальным способом уложенная поленница дров для погребального костра у древних восточных славян.
  Велес – один из самых великих Богов славян. Он распространял свою власть на многие сферы, поэтому одни его называли скотьим Богом, т. е. покровителем скота, другие считали его покровителем поэтов и богатства, а иные - загробной сущностью, и его задача была встречать души умерших и провожать их в мир мёртвых. Связь Бога Велеса с потусторонним миром неоспорима, потому что он является Богом Яви и Нави. Явь - то, что существует на самом деле, не во сне, мечтах, бреду или галлюцинации. Новь - в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье...
  Опираясь на «Повесть временных лет», можно узнать, что на Руси кое-где практиковалось многоженство. Византийский историк Прокопий Кемарийский, описывая быт восточных славян, отмечал, что в одной семье могло быть от двух до четырех жен. Широко известен факт многоженства князя Владимира Святославича. Только официальных избранниц у него было двенадцать, это если не считать 800 наложниц для плотских утех. Кроме того, этот “святой человек” своих братьев порешил. Настоящий святой! Однако, в его время по-другому, по-видимому, и нельзя было.
  Сварог – Бог света и огня. Бог, имеющий общеславянское значение.
  Приведён далеко не полный перечень резной и гладко резаной деревянной посуды древних славян. Наиболее красивой являлась деревянная посуда, вырезанная из капа. Кап - нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке...
  Сбитень – горячий напиток, незаменимый в холодном русском климате. Его делали в богатых домах и в бедных, подавали в трактирах и продавали на улице. По улицам ходили сбитенщики с огромными сосудами, похожими на самовары, на спине, закутанными в теплую ткань. В зимний период это был лучший способ согреться на улице.
Профессия сбитенщика была на Руси популярной, особенно в местах массового скопления народа, на ярмарках, народных гуляниях и т.д. Причем популярной круглый год, потому что сбитень можно пить и холодным.
  Внимать - сторожко слушать, прислушиваться, жадно поглощать...
  В VII веке возникло понятие «блудницы», но тогда оно не имело негативно оттенка. Блудницами называли тех девушек, которые ищут себе мужа (созвучно с «блуждают»). С X века с принятием христианства это понятие меняет свое значение. Теперь блудница с позиций церкви – это незамужняя девица, лишенная девственности или же вдова, принимающая у себя мужчин.