Апостол Фома, как образец настоящей веры

Иерей Рустик Лужинский
Московская Духовная Академия
Проповедь
Студента I курса магистратуры РДС Московской Духовной Академии
Диакона Рустика Лужинского,
предназначенная для произнесения в Покровском Академическом храме
на литургии
15 апреля 2018 года
на тему:
«Апостол Фома, как образец настоящей испытанной веры в Бога»

Сергиев Посад.
   2018 г.


       Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
              Христос Воскресе!
    В Евангелии от Иоанна, написано: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» .
    Дорогие отцы, братья и сестры сейчас прозвучали Евангельские слова, которые мы с Вами слышали в чтениях на Литургии, в них Господь укрепляет в вере Апостола Фому, предлагая вложить персты Своего ученика в Его Пречистые раны. Давайте задумаемся один ли Апостол был в таком состоянии неверия; и для чего же такое особое внимание уделяется в Евангелии этому событию, что даже установлено Церковное празднование. Фомино воскресенье - первый воскресный день после праздника Святой Пасхи, который именуется по уставу Церкви днем Антипасхи (вместо Пасхи), или воспоминанием сошествия Господа Иисуса Христа во ад, или осязание святым апостолом Фомою пяти язв Господа нашего Иисуса Христа. Для разъяснения этого праздника и события давайте обратимся к Евангелисту Луке и посмотрим, что он пишет по этому поводу.
   «Когда же они (Апостолы) от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» .
   Мы читаем у Апостола Луки, что они «от радости еще не верили и дивились». В чём же разница в нашем понимании между неверием Ап. Фомы и неверием др. Апостолов? Разве они, не также, как и он сразу не поверили? И ведь Господь также, показал им, что Он не дух и может есть человеческую пищу, как и Апостолу Фоме разрешил прикоснуться к Себе. Из этого следует, что Господь, хотел показать Свою Человеческую воскресшую природу с разных сторон ведь до Своего распятия и воскресения Он делал больше акцент на раскрытие Своей Божественной природы пред Своими учениками. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы, в таком ключе: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение» . Об истинной вере Апостола мы также можем судить ещё по одному Евангельскому событию: Однажды Господь Наш Иисус Христос сказал, что собирается идти в Иудею, где Его, как известно, могли схватить враги и убить, все Апостолы начали отговаривать Учителя от этого рискованного путешествия, и только один апостол Фома сказал всем: «Пойдем и мы умрем с Ним» . Какой же в таком случае он – «Фома неверующий»? Нет сомнений он не неверующий, но он, пройдя испытания оказался одним из самых сильных верующих!
    Также Господь через эту ситуацию с Апостолом Фомой показал нам, что по своей сути есть - вера, и возможно ли её вообще стяжать или каким-то образом научится верить. По догматам Православной Церкви - Вера есть дар Божий, которая преподаётся нам через Святого Духа и сами по себе мы поверить не можем. Яркий пример тому случай с Апостолом Фомой. Когда им явился Господь ученикам и там не было Апостола Фомы, Господь вдунул в них Святого Духа, и они смогли после этого более не сомневаться, а Апостол Фома, оставшись на время без подкрепляющей благодати пребывал в сомнениях, которые в будущем будут служить уверению многих. Из этого следует, что это было попущено Богом неслучайно, как например и троекратное отречение Апостола Петра послужило как ему особым поводом для деятельной проповеди по всему миру, так и примером истинного покаяния для многих христиан. Поэтому, осуждать человека неверующего, для нас православных христиан, совершенно необоснованно, т.к. такой человек ещё не ощутил на себе особую Божью благодать дара веры. На это тогда любой сможет возразить: «Как же можно помочь такому человеку, если он сам не может начать верить?». Ответ один: стоит за него начать молиться, что несомненно и сделали сами Апостолы, увидев неверие Фомино, и тогда Господь не замедлит помочь такому человеку, как Он не замедлил «доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение» .
    Если мы с вами внимательно вдумаемся для чего же Господь допустил, то, что Апостол Фома не видел со всеми Апостолами – Господа, то мы увидим в этом особый Промысл Божий. Ведь среди верующих есть люди разной степени веры и Господь из них не отвергает никого, Он каждому даёт меру веры и других даров на столько на сколько этот человек сможет вместить. Для совершенствования, нам необходимы испытания и без испытаний мы не сможем в полноте проявить свою веру, любовь и мужество по отношению к Господу и к своему ближнему. При возникновении этих испытаний, по попущению Господа, Он не замедлит послать и помощь, когда мы не сможем с ними справляться.
   Также, сомнения Апостола, можно оправдать тем, что у него было благое желание узнать всё точно и наверняка, ведь в то время было столько провокаций и различных подлогов (со стороны враждебных сил), что права на ошибку у него просто не было. К тому же, это его «Фомино неверие» может послужить нам современным христианам хорошим примером, того, когда мы начинаем излишне верить совсем невероятным вещам, а потом страдаем от этого, попадая в различные ловушки врага рода человеческого. Бог дал нам наш ум для того, чтоб мы им думали, и сомневаться (обдумывать, расспрашивать о чем-то) не всегда грешно, главное знать этому меру. Анализ и любые сомнения должны иметь свои границы, например, Иуда Искариот сомневался в Господе; он мог думать: Кто же есть Христос – земной или Небесный Царь? И, что же он сделал, - он предал Христа! Этим он возможно захотел спровоцировать Господа на действия в Свою защиту с Неба. Возможно, Апостол Иуда хотел побыстрей начать революцию в Иудее, и тогда он смог бы стать одним из правителей страны, приближённых к Царю. Апостол Иуда видел необыкновенные чудеса Господа и знал, что помощь Свыше Ему обязательно придёт. Если, сравнить итоги сомнений двух Апостолов, то мы придём к выводу, что одни сомнения стали спасительными, а другие привели к самоубийству. В чем же разница? Разница состоит в бескорыстии Апостола Фомы, он хотел лишь знать Правду и Истину и ждал, когда Господь Сам покажет Её, а Иуда в нетерпении действовал – продавая Христа за цену раба, возможно думая этим ускорить приближение развязки смены власти в стране, а тем самым вставал на сторону врага рода человеческого, из хватки которого он так и не смог спастись.
   Дорогие отцы, братья и сестры, в завершение проповеди предлагаю выслушать небольшой стих-пословицу, которая гласит: Все люди для меня - учителя, все встречи для меня - награда, учусь у злого - как нельзя, у доброго учусь - как надо. Всем нам, следует сделать выводы как мы должны поступать в подобных ситуациях, а они как ни странно случаются и по сей день. Например, Таинство Евхаристии, разве оно не похоже на то близкое общение Апостола Фомы с Господом, разве, когда мы причащаемся мы не вкладываем свои «персты» в Его рёбра и не подаем ли мы Ему свою сомневающуюся руку. Какими мы уйдём после Причастия зависит только от нас. Мы можем как Апостол Иуда в осуждении для себя принять Таинства и погибнуть в своей гордости, а можем как апостол Фома принять дар веры и смирения, и с этим дарами обойти весь мир с проповедью Евангелия.
    Да поможет нам Господь возжаждать соединится с Ним в Таинстве Евхаристии, да приложим для этого все усилия в наших подвигах, пускай даже самых малых. Постараемся стяжать веру в Него, через доверие к Нему, а в остальном доверимся Господу, Его Пречистой Матери и Апостолу Фоме. Укрепимся молитвами Святых - победивших свои страсти и неверие с помощью Господа, ибо, как Он Сам и Его Святые претерпели и были искушены, то могут и искушаемым помочь . Аминь.

    Список используемой литературы и электронных ресурсов:
(1) - Священное Писание Нового Завета.