Мозаика жизни. Сэн-Женевьев-де-Буа

Акламэна
Солнце разливало свою мощь и сияние, как будто достало необласканный день из лета, забыв, что календарь застрял в осеннем дождливом октябре. Но солнце так решило осветить сегодняшний осенний день и стало тепло по-летнему, даже жарко! И это радовало, потому что ходить под дождем по кладбищу было бы не очень приятно.
Париж оставался позади, поезд мчался к Сен-Женевьев-де-Буа в департамент Эсон.
Татьяна ехала на русское кладбище. Мысль о посещении могилы Рудольфа Нуриева пришла к ней в Вене, на балете "Лебединое озеро", который в  1964 году Рудольф Хамитович поставил в Венской опере, исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. Выступление было головокружительно-оглушительным и занавес поднимался более восьмидесяти раз.
Стены зала как будто отдавали вибрации балета того времени, соединяясь с сиюминутной эмоцией зала и красотой танца. Казалось, что душа Нуриева, как невидимого в дне сегодняшнем режиссера не покидает этот зал и живет в балете до сих пор.

Выйдя после балета на венскую площадь, Татьяна почувствовала дрожь и озноб, как если бы тело не могло удержать всю полученную на спектакле энергию. Всю ночь она провела, как в лихорадке, где видение настоящего заменялось дивными видениями-ведами. Так она увидела это кладбище, где вместе с Нуриевым были захоронения русских эмигрантов, нашедшие покой во французской земле.

По мере приближения к кладбищу день все распогоживался и улыбался светом, как бы благословляя эту благородную миссию.
Перед кладбищем, к радости  Тани, продавали цветы. Француженки не понимали по-русски, но понимали дух стремления посетить могилы соотечественников и дружелюбно улыбались.

К могиле Нуриева вела прямая дорожка, к тому времени уже солнце разошлось не на шутку, вспомнив всю свою летнюю силу.
Приближаясь к могиле Нуриева Таня заметила, что надгробие начинает все больше сиять и отбрасывать "солнечные зайчики", как если бы все радости жизни усилились и переливались своей бесценной простотой!
В лучах солнца памятник преобразился, стало казаться, что это Нуриев пригнулся, накрывшись красивым тяжелым ковром, и сейчас отбросит ковер и, встав в первую позицию, выдаст поэзию ног!

Таня нашла веничек, подмела возле могилки, убрала сухие цветы и увидела под каменной бахромой ковра русские монетки. Кто-то, видимо, окупил могилку, как когда-то делали предки.

Мирный, красивый своей неожиданной теплотой день чувствовался умиротворенным и, как-то враз, ушла, испарилась суета дороги, забот и спешка поиска. Взамен звенела тишина дня, сверкал таинственно ковер, пламенели цветы.

Таня достала припасенный заранее в Париже арманьяк и рюмочки, налила, положила на край рюмочки хлеб и поставила поближе к монеткам.

Спасибо, что показал высоту, силу и мощь стремления к красоте и свободе, Руди!
Царствие тебе небесное!

Так через венский балет Нуриева Татьяна открыла для себя кладбище, где нашли свое последнее пристанище российские люди с непростыми судьбами.


* * *
(продолжение следует)


фотография автора: могила Р.Нуриева на русском кладбище в Сэн-Женевьев-де-Буа, Франция. Памятник был задуман и создан художником-декоратором Эдзио Фриджерио.

* *

после балета в Венском театре "Прыжок в свободу"
http://www.stihi.ru/2009/12/04/7693

*